Новости

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вкус музыки

21.03.2007
Свой юбилей народная артистка России, художественный руководитель оперной труппы театра имени М.И. Глинки Галина Зайцева  отметит сегодня на сцене родного театра

Мы встретились с Галиной Зайцевой накануне торжества в маленьком, согретом душевным теплом хозяйки кабинете. Диктофон периодически отключался, и Галина Семеновна, смеясь своим звонким, по-детски чистым смехом, сказала, что это, видимо, не случайно и что довольно часто электронное оборудование пасует перед ее мощной энергетикой. Собеседник она замечательный: душевный, искренний, открытый.

Свой юбилей народная артистка России, художественный руководитель оперной труппы театра имени М.И. Глинки Галина Зайцева отметит сегодня на сцене родного театра

Мы встретились с Галиной Зайцевой накануне торжества в маленьком, согретом душевным теплом хозяйки кабинете. Диктофон периодически отключался, и Галина Семеновна, смеясь своим звонким, по-детски чистым смехом, сказала, что это, видимо, не случайно и что довольно часто электронное оборудование пасует перед ее мощной энергетикой. Собеседник она замечательный: душевный, искренний, открытый. И фотографу позировала, не жеманясь. Вспомнила, что первый раз ее сняли для газеты в короткой юбочке, с обручем в руках: она крутила хула-хуп на сцене, играя циркачку в "Проданной невесте". Для начинающей актрисы тот снимок стал неожиданностью. Прежде она никогда себя со стороны не видела.

-- Галина Семеновна, в вашем шкафу среди подарков я заметила две красивых книжки: "О музыке" и "О шоколаде".

-- Это дочка мне подарила. Танечка очень любит шоколад и музыку. Старается украшать мою жизнь красивыми вещами, а не только собой. Таня радует нас своими успехами. Она редкого таланта саксофонист. Много музицирует, преподает в вузе.

-- Если говорить образно, музыка - это "шоколад"?

-- Пожалуй, когда слушаешь уже готовое произведение. А вот когда начинаешь учить его, постигая всю его глубину: Впрочем, это тоже потрясающее наслаждение. Гораздо сладостнее, чем вкус шоколада. Ведь это духовные ощущения.

-- Когда вы поняли, что пение - ваша судьба?

-- В далеком-далеком детстве. Мои родители, заводские служащие, не имели отношения к музыке. Но маме от природы был дан прекрасный голос. Если б не война, может, стала бы учиться. Ну, а я пою, сколько себя помню. Всем говорила: "Буду певицей". У нас на стенке висело радио, на тумбочке стояла радиола, в доме было полно пластинок. Музыку и папа очень любил. Мне было лет шесть, когда я по радио услыхала каватину Розины из оперы "Севильский цирюльник" и сразу же ее выучила. "Я так приветлива, так простодушна, вежлива очень и очень послушна" - мне это очень понравилось. Особенно дальше: "Но задевать себя я не позволю и все поставлю на своем". У детей ведь слуховое восприятие очень развито. То, что им нравится, само вкладывается в память.

-- А что было потом? Кто-то взял за ручку и повел учиться музыке?

-- Я с первого класса участвовала во всех концертах. И меня спрашивали: "Почему не учишься в музыкальной школе?" Задала я этот вопрос своей маме. А она в ответ: "Галя, вон через дорогу музыкальная школа". Тогда детей на улицу отпускать не боялись. Пошла я, чтобы записаться на скрипку. Педагог спрашивает: "Ты, наверное, петь хочешь? Может, лучше на фортепиано?" "Давайте на фортепиано", - согласилась я. Иду, довольная, и встречаю знакомых ребят. "Ну, что, приняли тебя?" - спрашивают. "Приняли и на фортепиано, и на скрипку. Но я петь хочу". - "Чтобы петь, можно не учиться, и так возьмут в музыкальное училище", - "просветили" они меня. "Как! Не надо учиться?" - обрадовалась я, будучи непоседливым ребенком. Позже, уже осознанно, стала заниматься пением в вокальной студии во Дворце культуры ЧЭМК у бывшего солиста оперного театра Юрия Васильевича Окунева. Без педагога певцу никак не обойтись. Нам всегда нужно постороннее ухо. Ухо педагога - камертон для твоего голосового инструмента. Мне вообще с педагогами очень повезло. В Свердловском музыкальном училище мною занималась Рахиль Ханоновна Герцман. Ее называли "Педагог - золотое ухо". Потом я поступила в консерваторию, меня учила профессор, народная артистка России Маргарита Георгиевна Владимирова.

-- У вас тоже есть ученики.

-- Мой педагогический стаж пока невелик - семь лет. Но учениками не могу не гордиться. Есть очень способные выпускники. У Леночки Роткиной, солистки нашего театра, вижу тягу к педагогической работе. Однажды я попросила ее провести вместо меня занятия со студентами. Слышу: она так трепетно это делает! Я рада, что люди так "болеют" нашей профессией. Певец - профессия особенная. Наш инструмент в руках не унесешь, он у нас внутри. А "футляр" для голоса - это я вся.

-- Как нужно заботиться об этом инструменте?

-- Прежде всего, быть здоровым. Особенно избегать простуд. Банальный насморк выбивает нас из колеи. Еще - не поддаваться всяким искушениям: алкоголю, курению. Голос - самый тонкий инструмент. Правда, рукотворные инструменты тоже требуют бережного отношения. Ну как можно, например, играть на скрипке, если накануне лишнего позволил? Руки дрожат, интонация ползет.

-- Тип голоса накладывает отпечаток на характер человека? Или наоборот: характер на тип голоса?

-- Ты родился с этим голосом. Тебе он дан. И характер тоже. Наверное, идет тесное переплетение. А знаете, мне порой так хотелось петь меццо-сопрано или драматическое сопрано! Думала с сожалением: "Почему я не тенором родилась?" Какие для теноров есть партии! Герман, Хозе: С ума можно сойти!

-- Это мужские партии, а вы - стопроцентная женщина!

-- Но партии-то красивые и музыка гениальная. Так что мне знакомо чувство творческой жадности.

-- Значит, у вас как у певицы не все мечты реализованы?

-- Нет, конечно! Партий много, артист не успевает их спеть, и они остаются в наших мечтах. И Лючию ди Ламмермур из одноименной оперы Доницетти я не спела, и Шемаханскую царицу Римского-Корсакова из "Золотого петушка". Ну и что! Зато у меня поют другие! У нас кроме спектаклей много замечательных музыкальных проектов: "Парад голосов", "Рождественские концерты", "Браво, оперетта!" и другие. Я люблю слушать наших солистов, хожу на каждый спектакль, переживаю за них.

-- Критикуете?

-- Нет. Знаю, как ранимы люди нашей профессии. Не каждому можно сказать резкое слово. Надо понимать: кто-то выдержит критику, а кто-то нет. Бывало, и у меня не все получалось. Когда Алексей Олегович Степанюк ставил "Богему", мне дали партию Мюзетты. Начала учить и чувствую: роль поперек моего характера. Героиня подвижная, сексапильная, а я лирик по природе. Стала петь другая певица. Сначала я переживала, а потом подумала: режиссеру виднее. Надо оправдать эту ситуацию, и тогда все встанет на свои места. Так человек становится философом. Есть вещи, которые нам или не позволены, или не даны. К этому надо относиться мудро, как бы ни было больно. Иначе ты будешь выглядеть смешно.

-- А кто для вас был самым большим критиком?

-- Муж Сергей. Критик он беспощадный. Бывало, на каждом моем спектакле в антракте подходил с "инструкциями". Например, говорит: "Зачем ты эту ноту так спела? Ты же ее прокричала". "Я ее не кричала, а пропела", - возражала я. "Нет, ты ее форсировала". - "Но это не то же самое, что кричала". И начинала с ним спорить. Другой бы устал. А он нет. Всегда говорит мне, что думает. Я ведь уже не пою со сцены четвертый год. Как только стала художественным руководителем оперы, прекратила петь в спектаклях. Не пользуюсь своим служебным положением и не должна этого делать.

-- Легко ли дался этот переход?

-- Он был неожиданным. Когда четыре года назад художественным руководителем нашего театра стал Денис Александрович Северинов, он предложил мне возглавить оперную труппу. Было лето, был отпуск. Появилось время для обдумывания дальнейшей певческой судьбы. У певиц с моим типом голоса амплуа ограничено. Можно петь только арии девушек и молодых женщин. Я обдумывала, как мне с достоинством уйти из театра. В семье у нас тогда случилось горе: умер муж моей дочери Егор. Мы тяжело переживали эту потерю. У меня долгое время вообще не было желания петь. Да и не смогла бы я петь, как прежде. И тут - предложение Северинова. Я очень серьезно к нему отнеслась: должность-то новая. Она меня захватила. Произошла смена команды, возникли новые планы, новые идеи. Оказывается, умение руководить - особый талант. До сих пор учусь всему. Каждый день учусь. Певцами нужно чутко руководить. Кого-то на место поставить, кого-то, наоборот, похвалить.

-- Руководитель Зайцева бывает сердита?

-- Конечно. Кстати, когда мою дочь Таню в детстве спросили, кто ее родители, она ответила: "Мама певица, а папа строгий". Хотя это только вид у него такой. Ну, а когда мне нужно напустить важность или распоряжение отдать, начинаю говорить "толстым" голосом. Иногда приходится понижать тон, хотя в жизни в данном случае принято "повышать тон".

-- А вас никто не обижал, не притеснял?

-- Нет, никто и никогда. Нужно себя вести так, чтобы не дать повода обижать. А если все же обидели, не держать обиды, не быть мстительным - и тогда сохранишь достоинство. Однажды я пожаловалась своему папе на соседа, который по ночам мешал мне спать, громко включая музыку. А папа сказал: "Будь сама хорошей, тогда и вокруг тебя все будут становиться хорошими. Никто не причинит тебе зла. Ты поговори с соседом. Объясни, что у тебя режим. А то злишься, а он об этом понятия не имеет". Я так и сделала, и все решилось мирным путем.

-- Уйдя со сцены, вы, наверное, остро переживали?

-- Нет. Новая должность целиком меня поглотила. Плюс педагогика и работа в Союзе театральных деятелей, в областной комиссии по помилованиям, другие общественные дела. Не пою, зато много разговариваю! Сейчас меня волнует вот что. В искусство я пришла из среды заводчан. Но мне не пришлось пробиваться локтями: всегда кто-то помогал. Помогали педагоги, помогал театр. Очень помогал! Я не писала ни одного заявления с просьбой повысить зарплату или дать квартиру, а мне поднимали зарплату, давали жилье. Теперь я должна кому-то помогать.

-- Но вы и так много сделали для театра!

-- Тем не менее чувствую себя обязанной своему родному театру и родному городу.

-- Вас в другие театры разве не звали?

-- Звали. Но я отказывалась. Понимала, что нигде не смогу жить и работать - только дома, в Челябинске. Здесь мои корни.

-- Галина Семеновна, каким вы любите театр больше всего: опустевшим или заполненным публикой?

-- Мне он нравится в любом состоянии. Когда он пуст и в нем тихо - это особая тишина. Как будто театр накапливает энергию, чтобы вечером вместе с актерами выдать ее залу.

Беседу вела Лидия САДЧИКОВА

Галина ЗАЙЦЕВА окончила Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского. С 1976 года - ведущая солистка Челябинской оперы (лирико-колоратурное сопрано). Четыре года назад назначена художественным руководителем оперной труппы театра. Народная артистка России, академик Петровской академии наук и искусств, профессор, заведующая вокальной кафедрой Челябинской государственной академии культуры и искусств, председатель правления Челябинского отделения СТД, почетный гражданин Челябинска.

Комментарии
Комментариев пока нет