Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Патологии" наследника

24.03.2007
Страшная книга Захара Прилепина заставляет вспомнить лучшее в русской литературе

Худшей рекламы для книги, чем "про чеченскую войну" или "про нашу жизнь", трудно и представить. Так мне характеризовали роман  Захара Прилепина "Патологии", еще и название туда же. А вот бывают чудеса: замечательная книга оказалась просто не оторваться! Настоящая, как раньше говорили, из плоти и крови.
Захар Прилепин - это такой новый "инфант террибль" русской литературы, даром что соратник Эдуарда Лимонова по НБП, кажется, возглавляет Нижегородское отделение и сегодня пойдет маршем с остальными "несогласными" по улицам своего красивого города.
В прошлом году второй роман Прилепина "Санькя" едва не стал победителем литературной премии "Национальный бестселлер".

Страшная книга Захара Прилепина заставляет вспомнить лучшее в русской литературе

Худшей рекламы для книги, чем "про чеченскую войну" или "про нашу жизнь", трудно и представить. Так мне характеризовали роман Захара Прилепина "Патологии", еще и название туда же. А вот бывают чудеса: замечательная книга оказалась просто не оторваться! Настоящая, как раньше говорили, из плоти и крови.

Захар Прилепин - это такой новый "инфант террибль" русской литературы, даром что соратник Эдуарда Лимонова по НБП, кажется, возглавляет Нижегородское отделение и сегодня пойдет маршем с остальными "несогласными" по улицам своего красивого города.

В прошлом году второй роман Прилепина "Санькя" едва не стал победителем литературной премии "Национальный бестселлер". Он как раз про "нацболовскую" повседневность. А "Патологии" - первая вещь Прилепина, достойно переизданная недавно издательством "Ad Marginem". Да, это про Чечню, точно. И про нашу жизнь тоже.

Два этих пласта, как в слоеном пироге, живут в тексте причудливо ловким симбиозом. Начинается роман с послесловия - герой в своем родном городе гуляет с трехлетним "приемышем". Они листают книжки на развале, едят мороженое, смотрят, как течет вода в весенней реке. Потом садятся в автобус и вместе с ним падают в эту самую реку.

В Чечне, где Прилепин - спецназовец (он и вправду бывший боец ОМОНа), такая жуткая зыбкость существования объяснима. Вот ребята перекусили килькой, потом этой килькой их стошнило - трудно с непривычки убивать безоружных. За чеченским слоем в пироге "Патологий" в очередной раз следует слой мирной жизни. Но вот откуда здесь, в глубине мирной России, это ощущение близости чего-то страшного и жестокого? Оно не объявляет себя долгим "хичкоковским" саспенсом, а естественно вплетается в быт, часто уютный, иногда почти счастливый:

Прилепин замечательно хорошо пишет, "прямой наследник традиции русской литературы", как твердит аннотация. Язык, наблюдения, символы и знаки, метафоры - все точно, уместно и убедительно. Естественно. Начинаешь даже всерьез думать, что Чечня - не чреда ошибок политиков, а какая-то зловещая закономерность нашей жизни, которая сплошь патология. И вот что удивительно: эта на редкость жесткая и честная книга ни разу не дает вспомнить пресловутое слово "чернуха". Это искусство. Если бы Прилепин хоть раз обмолвился или намекнул, что "виновато общество", книжку можно было бы смело выбросить. Ничего подобного, но возникает эффект Гришковца: говорит о себе, а каждый может эту песню допеть, как "не жалею, не зову, не плачу".

"Но я не плакал, глядя сухими глазами в потолок. Ни у кого не просил прощения", - заканчивает свой роман писатель-"нацбол" Прилепин.

Айвар Валеев

Захар Прилепин. "Патологии", Москва, "Ad Marginem", 2006.

Книга предоставлена магазином "Книжный город" (ул. Цвиллинга, 34).

Комментарии
Комментариев пока нет