Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Дизайнер - могильщик собственных проектов

24.03.2007
Юрий Назаров советует Челябинску избавляться от сомнительного наследия и обзаводиться сосновыми фрагментами

Президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров приезжал в Челябинск на защиту дипломов выпускников кафедры дизайна ЮУрГУ. Этот человек стоял у истоков российского дизайна. Главное дело его жизни - проектирование социально значимых объектов. Их можно встретить по всей России - интерьеры Северного морского пароходства в Архангельске, морской вокзал в Мурманске, объекты Олимпиады-80, пешеходная зона Тверской улицы в Москве и многое другое. В нашем интервью, прошедшем в непринужденной обстановке, Юрий Владимирович позволил себе окинуть наш город взглядом стороннего наблюдателя и при этом быть достаточно откровенным.

Юрий Назаров советует Челябинску избавляться от сомнительного наследия и обзаводиться сосновыми фрагментами

Президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров приезжал в Челябинск на защиту дипломов выпускников кафедры дизайна ЮУрГУ. Этот человек стоял у истоков российского дизайна. Главное дело его жизни - проектирование социально значимых объектов. Их можно встретить по всей России - интерьеры Северного морского пароходства в Архангельске, морской вокзал в Мурманске, объекты Олимпиады-80, пешеходная зона Тверской улицы в Москве и многое другое. В нашем интервью, прошедшем в непринужденной обстановке, Юрий Владимирович позволил себе окинуть наш город взглядом стороннего наблюдателя и при этом быть достаточно откровенным.

Город должен снимать стресс

-- Юрий Владимирович, что волнует сегодня молодых челябинских дизайнеров?

-- Был 15-летний период, когда образование вместе со всей страной качнулось в рынок. Большинство дипломных работ в то время были посвящены коммерческим объектам - ресторанам, казино, дискотекам, магазинам. У нынешних выпускников кафедры дизайна в сознании произошла перестройка. Основное внимание они уделили социально значимым зонам. Были выбраны стратегические территории, на которых в данный момент не ведется застройка. Это в основном пустыри вдоль реки Миасс, которые необходимо по-дизайнерски решить, иначе они превратятся в места застоя. Профессионалы порой не видят всех возможностей, которые открывают в этих зонах студенты.

-- Сейчас разве что самый ленивый вуз не учит на дизайнера.

-- В России около 300 кафедр дизайна. Я считаю, это нормально. Сначала надо насытить рынок, а потом, когда он немножко стабилизируется, жизнь сама покажет, насколько уместно наличие кафедры в том или ином вузе. К примеру, в Москве таких кафедр больше 50, это конечно, уже перебор.

Не все наши выпускники выбирают профессию дизайнера. Но они получают представление о том, по каким правилам формируется предметный мир, и как минимум становятся грамотными потребителями.

-- Чем занимается Союз дизайнеров?

-- Основная наша задача - выработка общих финансовых критериев. Дизайнерский труд должен по всей стране оцениваться одинаково, вне зависимости, в Москве ты делаешь работу или в Питере, в Ростове-на-Дону или в Челябинске. За равный труд - равная оплата. Если этого не получается, дизайнер апеллирует к своему Союзу. Одна из наших инициатив - проведение фестивалей "Столица российского дизайна". Среди столиц у нас уже были Чебоксары, Ижевск, Санкт-Петербург, Омск, Ростов. Мы принципиально не хотим, чтобы в число этих городов входила Москва, потому что у нее и так слишком много столичной фанаберии.

-- Если взять за критерий внешний облик российских городов, какой рейтинг вы бы составили и какое место занял бы там Челябинск?

-- Вы представляете муниципальное издание?

-- Нет.

-- Тогда позволю себе быть откровенным. Челябинск попал в число городов, которые делались "на живую нитку", строились быстрыми темпами по очень экономичной модели. Я посмотрел с девятого этажа ЮУрГУ на северную часть мегаполиса и понял: с таким наследством не скоро выберешься в красивые города. Все, что за Миассом, очень уныло.

К числу баловней судьбы я бы отнес Казань, благодаря празднованию 1000-летия сумевшую очень заметно преобразиться, Нижний Новгород (он тоже не остался без внимания властей) и Чебоксары, где жилищное строительство, как ни странно, на втором месте после Москвы. Вот, пожалуй, и все. В других городах я стараюсь опускать глаза вниз. Москва - особый случай, клинический. Перепухшая от денег, она обречена на преображение и строительство. Но уютом, человеческим масштабом там и не пахнет.

-- Но вернемся к Челябинску. Каковы его шансы измениться? Нельзя же вмиг разрушить все "наследие"!

-- Можно и нужно. Оно было построено с расчетом на временное использование, этот срок давно истек. 50 лет домам уже исполнилось, они изношены не только морально, но и физически. Самый лучший способ - зачистить все и построить новый город. Так, кстати, поступают в Арабских Эмиратах. Технологии идут вперед, земля стоит безумных денег, комфортность и понятия о метраже изменяются все время в большую сторону. Городские власти должны отдавать себе отчет в том, что ремонт жилья - это выброшенные на ветер деньги. Ремонтировать старое жилье стоит дороже, чем строить новое.

-- Вы имеете в виду "хрущевки"?

-- И панельные дома тоже. Во всем мире уже перешли на здания с централизованным кондиционированием. Никаких кондиционеров под окнами вы там не увидите. Кстати, строительство дает стимул промышленности, приносящей налоги в бюджет.

-- На втором месте после жилья в городе стоит проблема передвижения.

-- Мы отказались от общественного транспорта в пользу индивидуального, на который наши трассы рассчитаны не были. Не хватает парковок, машино-мест, пропускной способности дорог. На машине всех не перевезешь. Это смешно, когда стосильный двигатель доставляет одного человека к месту работы, хотя для его перевозки достаточно двух лошадиных сил. К этой проблеме нужно подходить тоже по-дизайнерски. Землю освобождать для зелени, а весь транспорт переносить на другой уровень. Нужны скоростные магистрали, приподнятые над землей, к примеру транспортно-магнитные подушки. По земле нужно ходить, а не укатывать ее шинами автомобилей.

-- Как сделать город зеленым?

-- С девятого этажа ЮУрГУ я увидел чудесный сосновый парк. Если бы сосновые фрагменты появлялись в Челябинске среди массовой жилищной застройки (не исчезали, заметьте, а, наоборот, возрождались), было бы очень здорово. Во дворе дизайн-центра на улице Советской выросли три прекрасные лиственницы за тот период, что дизайнеры строили свой офис. Эти деревца - памятник антиурбанистическому движению. Люди, организуя территорию своего места работы, не забыли о зелени.

-- Вот пример для наших предпринимателей!

-- Они это сами прекрасно понимают, когда строят для себя дачу. А вот в городах им почему-то нравится ходить по тротуарам.

-- Внешний вид города влияет на сознание его жителей?

-- Мы живем среди стрессов. Город может выступать либо их компенсатором, либо, наоборот, детонатором. Окружающую среду нужно выстраивать таким образом, чтобы она снимала бесконечное напряжение. На Кировке мне многое понравилось, в том числе попытка связать пешеходную зону с элементами художественного оформления в виде тематических скульптур. Правда, увидев памятник Александру Розенбауму, живому человеку, я испытал такое же чувство, как если бы в "Макдоналдсе" мне за чашечку кофе принесли счет 1000 рублей.

-- У нас сейчас развернулась дискуссия, сносить ли памятник Горькому у педуниверситета.

-- В городах, имеющих историю, наследие нужно сохранять и приумножать. Неважно, кайзер Вильгельм это, Владимир Ильич Ленин или Алексей Максимович Горький. Жизнь сложилась так, что поколение, предшествующее нам, поклонялось этим людям. Была попытка изменить человеческий ландшафт - закрывались церкви. И к чему это привело? К тому, что восстановление церквей и монастырей на нас обрушилось с еще большей интенсивностью, соразмерной средневековому стремлению к религиозности. Запрет провоцирует обратную реакцию. Поэтому, я думаю, не надо сносить памятник Горькому. Переживите, пересильте себя. Как делают в Ярославле? Ставят на доме номер, а рядом несколько табличек с названиями улиц: сверху - исконное, а снизу - самое последнее. Потрясающе! Ты поленился сходить в краеведческий музей, но зато узнал много интересного, пройдясь по родной улице.

Западного качества не существует!

-- Юрий Владимирович, вы оформляли свою квартиру сами или нанимали дизайнера?

-- Андрей Малахов однажды пригласил меня к себе на передачу и задал такой же вопрос. Я ответил: "Андрей, я твоей квартирой занимался, помог тебе, а своей квартирой мне заняться некогда". Тем более прошел слух о сносе нашего здания к 2010 году. Так что у меня дома ни дизайна нет, ни евроремонта.

-- Стоит ли тратить деньги на приглашение дизайнера в квартиру?

-- Конечно. Без профессионала сейчас нельзя сэкономить на ремонте. Тебя могут неправильно сориентировать да еще и подсунут некачественную продукцию. У нас встречаются итальянские наборы мебели, которые при передвижении по полу царапают паркет, потому что там не продумана система опор. Не существует хваленого западного качества. Они такие же жулики, как и все.

Есть два принципа оплаты дизайнерских услуг. Первый: проект не стоит ничего, поскольку дизайнер получает деньги от тех поставщиков, изделиями которых он наполнит вашу квартиру. У независимых дизайнеров есть жесткая такса - 20 долларов квадратный метр.

-- Существует ли мода в дизайне?

-- Мода существует в маркетинге. А дизайн, как один из его элементов, служит моде верным псом в качестве катализатора спроса. Задача моды - заставлять людей покупать ненужные вещи на деньги, которых у них нет. У вас прежний-то наряд не износился, а вам уже навяливают новый. Если этот процесс не остановить, что же будет делать промышленность? Дизайнер - могильщик собственных проектов. Он придумывает вещь, а через сезон убивает ее следующей вещью. Те, которые ушли в коммерческий дизайн, вынуждены в этом водовороте постоянно находиться. Как у них обстоят дела с мозгами, не знаю. Мне кажется, так можно сойти с ума.

-- Говорят, чтобы ресторан был окупаемым, нужно раз в три года менять его название и интерьер.

-- Ребрендинг ресторанов и клубов действительно существует, но какое это имеет отношение к достойной человеческой жизни? Никакого! Люди зарабатывают на нас деньги, а мы их вслепую им отдаем, не понимая, что нас, извините за такой блатной оборот, разводят на бабки. Разводят постоянно, во всем. Увы, мы не можем этому сопротивляться, потому что не должны уронить свое реноме. Если ты президент - изволь ездить на "Ауди". Ходить пешком и спускаться в метро может только шведский король. Или глава фирмы Ikea Ингвар Кампрад. Он приезжает на все международные встречи на такси и вручает организаторам чек, который пробил ему водитель. У него нет соображений престижа, ведь он настолько велик, что никакой автомобиль ему очков не прибавит. Люди, которым не хватает величия, подкрепляют его материальными атрибутами. Избыточность - бич сегодняшней культуры. Дизайн - стимулятор этой избыточности. Он заставляет нас иметь десять джинсов, шесть зонтиков и так далее. А деньги между тем можно было бы потратить на более нужные дела: образование, путешествие, изучение мира и свое здоровье.

Олеся ГОРЮК

Designer эта профессия в России нынче отмечает 45-летие. В 1962 году вышло постановление правительства о внедрении методов художественного конструирования в народное хозяйство. Тогда дизайнеры назывались художниками-конструкторами. В 1980 году название профессии стало произноситься так же, как во всем мире.

Юрий Назаров президент Союза дизайнеров России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор кафедры дизайна МГХПУ имени Строганова, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Автор учебников по дизайну, книг "Российский дизайн" и "Постсоветский дизайн".

Комментарии
Комментариев пока нет