Новости

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

После "Гамлета"

24.03.2001
Челябинский ТЮЗ в 1990-е годы

В ближайший понедельник, 26 марта, Челябинский государственный театр юных зрителей на площади Революции празднует свое 35-летие. Как раз к юбилейному вечеру в издательстве "Автограф" выходит в свет сборник исторических очерков, интервью и обозрений челябинских критиков и журналистов, посвященных театру юных (среди авторов - Галина Затевахина, Нина Назаленова, Ирина Камоцкая, Владимир Спешков, Сергей Загребин). Для сегодняшней публикации мы выбрали статью о 1990-х годах в Челябинском ТЮЗе, десятилетии исканий и экспериментов, очень много определившем в нынешнем творческом состоянии замечательного театра.

Все началось с "Гамлета", что неудивительно. Давно известно: шекспировская пьеса - то самое зеркало, в котором ищет свое отражение каждая новая эпоха, в том числе театральная эпоха.

Челябинский ТЮЗ в 1990-е годы

В ближайший понедельник, 26 марта, Челябинский государственный театр юных зрителей на площади Революции празднует свое 35-летие. Как раз к юбилейному вечеру в издательстве "Автограф" выходит в свет сборник исторических очерков, интервью и обозрений челябинских критиков и журналистов, посвященных театру юных (среди авторов - Галина Затевахина, Нина Назаленова, Ирина Камоцкая, Владимир Спешков, Сергей Загребин). Для сегодняшней публикации мы выбрали статью о 1990-х годах в Челябинском ТЮЗе, десятилетии исканий и экспериментов, очень много определившем в нынешнем творческом состоянии замечательного театра.

Все началось с "Гамлета", что неудивительно. Давно известно: шекспировская пьеса - то самое зеркало, в котором ищет свое отражение каждая новая эпоха, в том числе театральная эпоха. Именно это острое, будоражащее ощущение современности, времени эстетической и социальной ломки было в "Гамлете", поставленном Валерием Рыбаковым в Челябинском ТЮЗе в самом начале 1992 года.

Новый перевод Юрия Лившица (кто-то слышал в нем "голос времени", а кто-то - "голос улицы, люмпенскую лексику"), новый, весьма эклектичный театральный язык, где элементы японского театра соседствуют с эстетикой рок-культуры, где на сцене играли в гольф, а над сценой летали шпаги, где был белоснежный третий акт, а композитор спектакля (известный рок-музыкант Евгений Мыслицкий), сидя в зале, играл "живьем" свои мелодии: Образ Гамлета создавали четыре актера, сменяющих друг друга по ходу спектакля: В. Червоткин, А. Шибков, Р. Загидуллин, О. Телякова. Спектакль взбудоражил Челябинск, и не только (в Екатеринбурге на фестивале "От Шекспира до Чехова" его вдохновенно и виртуозно обсуждали два доктора наук - философ Л. Закс и филолог Л. Быков), о нем много говорили и писали, но главное - он привел в тюзовский зал новую публику: "рокеров", "неформалов", то поколение молодежи, для которой слово "тусовка" было привычнее слова "спектакль". Теперь для них "тусовкой" стал "Гамлет".

А в декабре 1992-го ТЮЗ выпустил рождественскую историю "Путешествие Эфиопа из Иерусалима в Газу" (режиссеры Тенгиз Махарадзе и Валерий Рыбаков). Этот поиск сценического прочтения библейского сюжета тоже был экспериментом. Спектакль редкой красоты и духовной наполненности помогли создать замечательные соавторы и друзья театра: Ирина Уварова (сценографическое решение), Светлана Голыбина (музыка), Людмила Улицкая (сценарий).

1993 год - год "Маркизы де Сад". Интеллектуальную драму знаменитого японца Юкио Мисимы поставил ученик Петра Фоменко - молодой режиссер Андрей Приходько. Совершенно новая для ТЮЗа драматургия, качественно иной уровень философичности, глубины, эротизма. Спектакль строгой формы и редкой страстности, замечательной главной героини - маркизы де Сад в исполнении Ольги Теляковой, чей талант во многом именно благодаря этой постановке обрел новые краски.

Середина 90-х - время спектаклей Анатолия Праудина и Бориса Цейтлина. Два талантливых и очень разных режиссера искали на сцене челябинского ТЮЗа каждый свое. Праудин по-новому поставил здесь "Фею Теккерея". У этого спектакля по пьесе Натальи Скороход драматическая судьба. Его премьеру (единственный раз!) сыграли в Риге в последний день жизни Молодежного театра, открытого в 1946-м Борисом Праудиным (дедом Анатолия) и закрытого властями "свободной" Латвии. В Челябинске "Фея:" жила несколько сезонов, восхищая виртуозной сценографией Татьяны Швец, музыкой Александра Пантыкина и актерским ансамблем.

А в конце 90-х Праудин поставил в Челябинске "Мещанина во дворянстве" Мольера. Журден актера Валерия Егорова был парижским мечтателем, влюбленным романтиком, чьи чувства разбиваются о прозу быта. Это была истинная комедия-балет с поющей и танцующей труппой и "маленьким Версалем" на сцене, придуманным Татьяной Швец.

Борис Цейтлин перенес в Челябинск из сгоревшего Казанского ТЮЗа свою знаменитую шекспировскую "Бурю" ("Золотая маска" как лучшему спектаклю России), ввел в нее челябинских актеров. Поставил романтическую "Синюю бороду" с блистательным актерским дуэтом Ольга Телякова - Валерий Егоров. И вовлек театр в российско-голландский проект совместного спектакля по "Неточке Незвановой" Достоевского. По ряду внешних причин проект завершился уже без челябинского участия, но эти многочасовые репетиции, интенсивная "лабораторная" работа дали участвовавшим в ней необычайно много.

90-е - время драматурга Натальи Скороход (на челябинской сцене поставлены ее версии "Волшебной флейты" и "Собора Парижской богоматери"). Время постмодернистских экспериментов Валерия Рыбакова (памятна его "прикольная" "Загадка курочки Рябы", сделанная с художником Виктором Плотниковым). Время негромкого спектакля режиссера Георгия Цхиравы и художника Анатолия Шубина "Радуга зимой" по пьесе М. Рощина, где явственно оживали далекие-близкие 60-е годы:

Все эксперименты и поиски, новации и авангардные решения завершились, как и положено, классической ясностью. Десятилетие и век в Челябинском ТЮЗе завершили "Отцы и дети" режиссера Алексея Бородина - спектакль классической формы и традиционного (в лучшем смысле этого слова) стиля. Взять эту высоту, оказаться профессионально готовой к ней, думается, позволило именно десятилетие исканий.

Владимир СПЕШКОВ

Комментарии
Комментариев пока нет