Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Кировка - лишь начало

31.03.2007
Профессионализм дизайнеров и политическая воля должны помочь  Челябинску покончить с неухоженностью

Городская среда имеет колоссальное влияние на нашу психику, на формирование эстетического и бытового мировоззрения. Внешний облик городской скульптуры, торгового павильона или рекламы не закрывается на обеденный перерыв, находится с нами круглые сутки, его назойливое присутствие не выключишь, как телевизор. Как сделать так, чтобы город выглядел достойно и своим видом воспитывал своих жителей? Об этом размышляет завкафедрой дизайна ЮУрГУ Орест СКРЕМЕТА.

До недавнего времени постоянный дефицит товаров и отсутствие конкуренции не требовали от россиян внимания к быту, разнообразию внешнего вида продукции и ее эстетическому восприятию. На протяжении ряда лет в этой сфере многое основывалось на интуиции производителя или жестких, идеологически выдержанных требованиях худсоветов.

Профессионализм дизайнеров и политическая воля должны помочь Челябинску покончить с неухоженностью

Городская среда имеет колоссальное влияние на нашу психику, на формирование эстетического и бытового мировоззрения. Внешний облик городской скульптуры, торгового павильона или рекламы не закрывается на обеденный перерыв, находится с нами круглые сутки, его назойливое присутствие не выключишь, как телевизор. Как сделать так, чтобы город выглядел достойно и своим видом воспитывал своих жителей? Об этом размышляет завкафедрой дизайна ЮУрГУ Орест СКРЕМЕТА.

До недавнего времени постоянный дефицит товаров и отсутствие конкуренции не требовали от россиян внимания к быту, разнообразию внешнего вида продукции и ее эстетическому восприятию. На протяжении ряда лет в этой сфере многое основывалось на интуиции производителя или жестких, идеологически выдержанных требованиях худсоветов.

В начале 90-х годов ситуация резко изменилась. Агрессивная торговая реклама, предвыборные плакаты, экстравагантные имиджевые стенды и баннеры стали появляться в самых неожиданных местах. Создавалось впечатление, что город не в силах справиться с хлынувшим потоком продукции оформителей, нанятых политиками и торговыми фирмами. Товаром стал не только продукт дизайнерской деятельности, но и место его установки на городской улице или на фасаде дома.

Хотя уровень рекламной культуры в последнее время значительно вырос, амбициозность некоторых рекламных стендов явно вступает в противоречие с архитектурой зданий и их исторической ценностью. А нередко реклама служит своеобразной ширмой для прикрытия разрушающейся штукатурки фасадов, подтеков и трещин.

Многие стенды, световые табло, растяжки размещены на пути движения городского транспорта и рассчитаны на восприятие водителей. К счастью, у большинства из них хватает ума не останавливаться на проезжей части, чтобы записать телефон обеспокоенных сбытом своих товаров фирм.

Думается, что в условиях городских транспортных проблем пока не стоит отвлекать водителей от колдобин и семенящих через дорогу старушек и бегущих детей. Занимательное чтение стендов, вещающих о благородстве душ кандидатов и процветании их фирм можно предоставить и пешеходам.

Было бы ошибкой считать, что эстетическое оформление города всецело зависит от рекламы. Примером могут служить не только северные европейские города, но и наши, например Ханты-Мансийск или Салехард. Здесь доминирующая роль принадлежит элементам благоустройства, "уличной мебели", декоративному озеленению, оборудованию для взрослых и детей.

Затянувшаяся неразбериха с определением собственника придомовых земельных участков, с ответственностью управляющих эксплуатационных компаний и владельцев встроенных помещений в жилых домах неизбежно приводит к отставанию в создании эстетически полноценных территорий микрорайонов и жилых кварталов. Стоит чуть отойти от центральных улиц, заглянуть в глубь дворов, как бросается в глаза неухоженность. Но ведь именно здесь должны формироваться культура детей, воспитываться уважительное отношение к городу, возникать атмосфера соседской доброжелательности. Создается впечатление, что некоторым чиновникам гораздо проще решать задачи культуры на стадионах с многотысячной аудиторией и миллионным концертным бюджетом, чем заниматься рутинной проблемой дизайна жилого двора. Ценность городского комфорта не может и не должна подменяться рыночной стоимостью земельного участка или величиной торгового оборота стоящего на нем киоска.

Положительный опыт создания благоустроенных территорий в городе есть. Но одной Кировки, выполненной на высоком дизайнерском уровне, для миллионного города недостаточно, такие "местечки" нужно создавать в каждом административном районе.

Наряду с разработкой новых дизайнерских решений городской среды назревает необходимость в реконструкции и модернизации ранее созданных и получивших высокое общественное признание проектов. К примеру, заслуживает внимания идея частичного перекрытия пешеходной Кировки прозрачными купольными конструкциями, позволяющими максимально сохранить уникальную для Челябинска историческую часть застройки и создать более комфортные условия для прохожих. Ожидают своих дизайнеров и прилегающие кварталы с многочисленными двориками.

Принимая во внимание, что большинство челябинцев уже вкусило радость от статуса сособственника многоэтажного жилого дома, земельного участка и сетей, требуется решить некоторые организационно-правовые вопросы, в том числе пересмотреть порядок согласования и утверждения проектов строительства и благоустройства, позволяющий гармонизировать интересы жителей, на плечи которых ложится бремя содержания своих территорий, с интересами города.

Наконец, в дизайне, как и в любом ином художественном творчестве, крайне необходима профессиональная критика и общественная оценка проектов в СМИ.

Но существуют и иные проблемы. Город испытывает острый недостаток в дизайнерах по мебели, городскому благоустройству, специалистах по ландшафтному дизайну и декоративной дендрологии. За последние десятилетия многих специалистов мы растеряли, часть художников-оформителей оказалась не готова решать сложные задачи городской среды.

В этом году состоится второй выпуск на кафедре дизайна архитектурного факультета Южно-Уральского государственного университета. Практически все дипломные проекты разрабатываются на основе конкретных градостроительных ситуаций. Есть основания считать, что эти дипломные работы будут востребованы городом. Оценивать студенческие работы будет президент Союза дизайнеров России Ю. Назаров, приглашенный ректором ЮУрГУ на защиту дипломов.

Орест СКРЕМЕТА,

заведующий кафедрой дизайна ЮУрГУ, профессор, член Союза архитекторов

Комментарии
Комментариев пока нет