Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Человек по имени Планета

07.04.2007
Лучшего учителя Челябинска Марса Вахидова волнует судьба трудных детей

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Немного можно встретить учителей с таким широким и независимым мировоззрением, как у Марса Вахидова. Поэтому недаром он стал победителем челябинского конкурса "Учитель года-2007". Если его поставить в один ряд с Иваном Иоголевичем и Андреем Успенским, то новое лицо российского учительства ничуть не хуже. Чем он похож на лидеров отечественной педагогики? Как и они, Марс Нуриевич не случайный в ней человек. Он - зрелый мужчина, прошедший школу жизни и сделавший свой выбор осознанно.

Лучшего учителя Челябинска Марса Вахидова волнует судьба трудных детей

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Немного можно встретить учителей с таким широким и независимым мировоззрением, как у Марса Вахидова. Поэтому недаром он стал победителем челябинского конкурса "Учитель года-2007". Если его поставить в один ряд с Иваном Иоголевичем и Андреем Успенским, то новое лицо российского учительства ничуть не хуже. Чем он похож на лидеров отечественной педагогики? Как и они, Марс Нуриевич не случайный в ней человек. Он - зрелый мужчина, прошедший школу жизни и сделавший свой выбор осознанно. Школе нужны такие мужчины. Не мальчики, которые скрываются в ней от армии, а сильные, крепкие духом люди, с четкой шкалой ценностей и сложившимся мировоззрением. Особенно нужны в таком учебном заведении, как школа N 77, где работает Марс Нуриевич. С вопроса о ней мы и начали нашу беседу.

-- Почему вы выбрали школу в рабочем районе?

-- Мне интересны проблемные дети, которым домой не хочется идти. Я сам из этой хулиганской среды. Из двора в Тракторозаводском районе, где у мальчишки было два пути: школа-армия-тюрьма и школа-армия-женитьба. Плюс шоферские права - предел мечтаний! К счастью, моя жизнь сложилась благополучно, чего не скажешь о моих приятелях детства. Поэтому я задолжал ребятам нашего двора. Вот почему с радостью делаю все, чтобы уберечь нынешних мальчишек от тех ошибок, которые совершили мои сверстники и сейчас за них расплачиваются.

-- Ну и как? Получается?

-- Не всегда. Но кое-что удается. Сегодня у меня даже дети с серьезными психиатрическими диагнозами имеют награды за победы в олимпиадах. Эти ребята никогда не пойдут по скользкой дорожке.

Наша профессия небескорыстная. Победы учеников приносят огромное удовольствие. Но направить детей Сельмаша и Старокамышинска по пути творчества и созидания - трудная задача. Здесь требуются высокие качества. Искренность, например, на грани излома. Но мне она свойственна. Поэтому я могу сказать ребятам, что в отчаянии и не знаю, что делать.

-- В какой конкретно ситуации?

-- Так случилось перед олимпиадой "Созвездие". Поскольку я был занят в конкурсе "Учитель года", то мне не хватило времени к ней подготовиться. И мальчику, который едет, тоже не до нее. Он влюблен. А выступить нужно достойно. Там настоящие космонавты, серьезные люди. И я пришел к ребятам за помощью.

-- Вы в ней нуждались на самом деле?

-- Я не играл. Бывают и у меня минуты слабости, и даже паники. Так было с детства. Я рос болезненным мальчишкой. Потом занялся борьбой, туризмом, велоспортом. Окреп, закалился. Но все равно не чувствую себя суперменом. Поэтому не только дети нуждаются во мне, я в них тоже. И вот что еще интересно. Когда я занимаюсь их проблемами, то оставляю свои без внимания. Но парадокс в том, что и мои проблемы решаются. Я даже не понимаю, как это происходит.

Некоторые люди в школе только работают, а живут за ее стенами. У меня так не получается. Я в ней и работаю, и живу, за стенами школы - то же самое.

-- Ребята приходят к вам с откровенными разговорами?

-- Конечно. Я всегда знал о своих учениках больше, чем родители. И дорожил их доверием. Иногда видел, что ученик в стельку пьян, а родители, как ни странно, ничего не замечали.

Один девятиклассник, например, решил, что ему пора стать мужем. И пришел ко мне обсудить все в деталях. Мы тогда долго говорили об ответственности за девочку. Прошло более шести лет, и он по-прежнему с этой девочкой, хотя и не женился. Был момент, когда хотел с ней расстаться, и снова пришел ко мне. "А тебе не жалко терять такую красоту?" - спросил я его. "Жалко!" - сознался парень и переменил решение.

Я хочу, чтобы дети дорожили своими отношениями. Даже если твой друг тебе не совсем подходит, то все равно его надо беречь.

-- Номер вашей школы - 77. В таблице Менделеева - это иридий. Чем он примечателен?

-- Это радуга в переводе. Очень красиво, не правда ли? Его соли в зависимости от условий имеют разные цвета. Элемент надежен в контактах. У него сложная судьба. Благодаря уникальным свойствам иридий применяют в электронике, космической технике. Признаться, не самый интересный элемент. Но ведь прекрасное можно открыть и в обыкновенном. Он выполняет маленькую работу, но без него ракета не достигнет цели. Поэтому в некотором смысле иридий - мост в будущее. Школа - тоже мост в будущее. И в этом они похожи.

-- Вы не хотите перейти в элитную школу?

-- Нет, не хочу.

-- А почему?

-- Я работал в элитной школе с успешными, благополучными детьми, с киндер-сюрпризами, можно сказать. Но ведь сам по себе талант еще не заслуга человека. Я стал замечать, что мне интересны другие дети - очень обыкновенные, у которых розовые щеки, а в дневниках не одни пятерки. К тому же школа N 77 - одна из самых сильных в Ленинском районе. Поэтому ее нельзя назвать непрестижной. Чем она меня устраивает еще? Здесь нет бригады профессоров, которые предлагают что-нибудь написать. Меня интересует живой контакт, а не научная статья, развитие ребенка, а не его победа на олимпиаде. Когда я не вижу слез у детей по поводу подвигов героев из прошлого, мне трудно.

-- Что, кроме черствости души, тревожит вас в детях?

-- Ненависть, которой наполнены сердца скинхедов. Я не ожидал, что их так много у нас в Челябинске. Две тысячи молодых людей ненавидят своих соплеменников. Это страшно!

-- Почему все-таки школа, а не завод, лаборатория, институт?

-- Я полюбил свою профессию довольно поздно. Сначала мне казалось, что я в образовании - в силу обстоятельств, вынужденно. И надо реализовать себя в чем-то другом. Но потом, когда получил удовольствие от урока раз, второй, третий, понял, что школа - это не ссылка. И победы учеников для меня гораздо важнее, чем мои собственные. Я бы открыл, скажем, десять новых лекарств от алкоголизма, импотенции и т.п., а мои ученики совершат неизмеримо больше. Их много, целая армия. И каждый по-своему талантлив.

А в школе я еще и потому, что учитель играет очень значимую роль сегодня, когда мир стоит перед вопросом: "Быть или не быть?" Чисто по Шекспиру.

-- И что же угрожает миру, на ваш взгляд?

-- Терроризм, экологические катастрофы, наркотики, страшные вирусы и многое другое. Яды и бомбы сегодня можно сделать буквально из ничего и кому угодно. Мальчишка с четырьмя классами образования, который жил в колодце, синтезировал препараты, контролирующие волю человека. Был такой телесюжет.

-- Так, может, лучше об этом не знать, чтобы спать спокойно?

-- Опасности можно избежать, если знаешь о ее существовании. Меня в свое время поразила цифра, что из ста человек, которые гибнут, 94 могли бы остаться в живых. Их смерть не была неизбежностью. Знание помогает не только избегать, но и предотвращать катастрофы. Пора, например, разобраться с атипичной пневмонией. Почему она бьет прицельно? И случайно ли лондонский смог скосил 600 тысяч человек сразу?

Мы не очень понимаем сейчас, почему исчезаем. В среднем каждый человек носит шесть-семь генетических аномалий. Может наступить такой момент, когда природе не из чего будет выбирать. И на смену нам придут "снежные люди".

В романе Станислава Лема "Системы - оружия ХХI века" говорится о невидимой войне. Появляются какие-то эпидемии, тонкие изменения в геномах. Виноватых нет, а цель достигнута. Великая орда превращается в Монголию. Такую примерно судьбу некоторые силы хотят для России. Они мечтают превратить ее в страну, населенную примитивным народом, потребности которого - джинсы, жвачка и дешевое порнографическое кино.

А наркотики? Закрыть Афганистан, Иран, Ирак - это не решение проблемы. У нас в области более 60 дикорастущих растений, из которых можно получить те же психотропные вещества. Как бороться с этой бедой? Менять мировоззрение подрастающего поколения. Учить детей мыслить ответственно.

-- Вы верите, что ваши ученики займут ключевые позиции и будут решать судьбу России?

-- Каждый из них может стать ключевой фигурой. Оператор на атомной станции - маленький человек, но в определенный момент от него зависят миллионы жизней. Сила страны не в политиках, а в народе. Нет в моем понимании маленького человека, кем бы он ни стал по профессии - плотником, слесарем и т.д.

-- Что отличает учителя нового поколения?

-- Особая ответственность. Сегодня учительство живет как на новой планете. Ему дали такую свободу, при которой ответственность очень важна. Иначе следующее поколение будет долго страдать от наших ошибок.

-- В вашей семье случайно не было педагогов?

-- Педагогов нет, а вот священники были, что в некотором роде одно и то же. И педагоги, и священники учат добру, хотят изменить мир к лучшему.

Меня растила бабушка-мусульманка, верующий человек. Поэтому в детстве я говорил на арабском языке. Очень хорошо помню то состояние шока в детском саду, куда меня привели после смерти бабушки, когда я ничего не понимал из того, о чем говорили дети. Потом учился в школе N 102. После ее окончания - ПТУ N 109. Думал, что иду бездельничать, но в училище, как ни странно, очень высоко ценили образованность. Мне доверяли проводить уроки, готовить опыты. Я стал ходить в физико-математическую школу при ЧПИ. Участвовал в олимпиадах. И решил, что меня ждет научная карьера. Поэтому поступил в ЧелГУ. Потом была армия, о чем я ничуть не жалею, потому что вернулся оттуда совсем другим человеком. Учебу в ЧелГУ бросил, начал работать. И поступил в Челябинский педагогический институт. Вот так и пришел в школу.

-- Кто на вас оказал влияние в большей степени?

-- Мой отчим - человек со сложным характером, но неординарный, талантливый. Он наизусть помнил книги, пересказывал их близко к тексту. И очень восторженно относился к крупным личностям, в частности, к изобретателю атомной бомбы Игорю Курчатову и ракетчику Сергею Королеву. Прежде чем судить о человеке, нужно приблизиться к его уровню, учил он меня. Сегодня часто с удовольствием обсуждают людей, достигших выдающихся результатов. Особенно смакуют негативные факты. Мол, видите, эти люди такие же, как и мы. Это заблуждение. У нас с ними на одном уровне только подошвы. Вот о них мы имеем полное право судить. Обо всем остальном - с большой осторожностью. Григорий Перельман, возможно, уже вышел на уровень понимания параллельных миров, а мы пытаемся ему поставить диагноз из-за того, что он отказался от миллиона долларов. Ну не интересуют этого человека деньги, и что? У него дела поважнее!

Когда к тибетским ламам приехали представители рейха, предлагая сотрудничество и обещая хорошую жизнь, те тоже отказались. "Все будет, как будет", - сказали они. И ваш "мерседес" нам абсолютно не нужен.

Перетряхивание личной жизни Петра Чайковского, Марины Цветаевой, Сергея Есенина - это, во-первых, неприятно. А во-вторых, для ребенка просто вредно, потому что развитие может пойти в другую сторону. И дело не в ханжестве, в котором обвиняют педагогов. Всему свое время. Когда первоклассник увидит сцену любви мамы с папой, то воспримет ее как насилие и издевательство. А в 17 лет, возможно, он усмотрит в ней что-то возвышенное, эстетическое. Дайте ребенку созреть.

-- Ваши ученики занимаются с репетиторами?

-- Они не нуждаются в них. Я с ними шесть дней в неделю. Еще и в гости друг к другу ходим, в походах вместе. Даже когда болеют, кружок все равно посещают. Это ненормально, мне говорят. А почему? Они же там исцеляются! И у меня есть возможность всегда помочь, если нужно.

-- Среди ваших выпускников много ли химиков?

-- Настоящих - пять, шесть человек. Около 30 выпускников учатся в Москве: либо в вузе, либо в аспирантуре. Но я не делю мир на химиков и идиотов. Меня интересует успешность человека больше, чем его профессиональный выбор.

Когда трехкратный чемпион России по экологии Костя Давыдович хотел пойти на автотракторный, хотя мог учиться в МГУ, куда его принимали без экзаменов, я не видел в этом трагедии. Он очень любит машины. Разве это плохо? Дима Разумовский тоже не стал химиком, но занимался религией, психоанализом, был в Германии. Главное, что он получил развитие. А химия стала подходящим для этого материалом.

-- У вашей дочери нет желания стать учителем?

-- Пока трудно сказать. Во всяком случае, она с удовольствием возится с малышами. Не устает от них. У нее нет брезгливости при уходе за ними.

-- Не хотели бы вы попробовать себя, помимо химии, в какой-нибудь новой области?

-- У меня все больше проявляется интерес к гуманитарным наукам, искусству, музыке. Очень люблю Моцарта (мы, кстати, с ним в один день родились), особенно его "Реквием".

Карл Маркс, как известно, начал заниматься математикой в 40 лет и в общем-то в ней преуспел. Поэтому и у меня, надеюсь, все еще впереди.

Марс Вахидов

n Родился 27 января 1966 года

n Окончил ПТУ N 109 с красным дипломом по специальности "Мастер пошива обуви"

n Учился в ЧелГУ на химическом факультете

n Служил в армии

n Окончил естественно-географический факультет ЧГПУ с красным дипломом

n Дважды отмечен премией Джорджа Сороса

n 2006 год - грант президента России

n 2007 - учитель года Челябинска

n Жена - учитель музыки в школе N 102, дочь Настя, 15 лет.

Комментарии
Комментариев пока нет