Новости

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Сильный ветер, переметы и гололедица блокировали дороги Челябинской области.

На Южном Урале с размахом прогонят надоевшую зиму.

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Владимир КРАЙНЕВ: "Мушкетеров у нас нет..."

11.04.2007
Вчера в Челябинске завершился  I международный конкурс пианистов  имени Станислава Нейгауза

Музыкант и педагог с мировым именем Владимир Крайнев - член жюри известных международных музыкальных конкурсов: в Лидсе, Лиссабоне, Монте-Карло, Больцано, Мюнхене, Токио, Санкт-Петербурге. Он - председатель жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. Того самого, который он выиграл в 1970 году.

Вчера в Челябинске завершился I международный конкурс пианистов имени Станислава Нейгауза

Музыкант и педагог с мировым именем Владимир Крайнев - член жюри известных международных музыкальных конкурсов: в Лидсе, Лиссабоне, Монте-Карло, Больцано, Мюнхене, Токио, Санкт-Петербурге. Он - председатель жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. Того самого, который он выиграл в 1970 году.

Владимир Крайнев стал председателем жюри и I международного конкурса пианистов имени своего учителя Станислава Нейгауза, что позволяет говорить об изначально высокой планке челябинского конкурса.

-- Более ста лет назад Чехов устами одного из своих героев заметил, что блестящих дарований теперь мало, но средний актер стал гораздо выше: А как это происходит у пианистов?

-- Невероятно вырос общий мировой уровень, поэтому и провинциальный уровень растет невероятно, - сказал Владимир Всеволодович. - А в том, что касается звезд - их не стало меньше, чем в прошлые века или десятилетия. Как тогда, так и сейчас, просто их мало. Звездочек-то много, это показывает и этот конкурс в Челябинске, и многие другие, на которых мне довелось работать, а вот превратиться в настоящую звезду удается лишь единицам.

-- Владимир Всеволодович, вы очень давно занимаетесь педагогикой:

-- Двадцать лет всего, я - молодой профессор.

-- В чем секрет: как воспитать ученика? Ведь приходят учиться музыке в четыре, пять лет: Что определяет возможность успеха этого маленького человека - его воля, способности?

-- Нынче в Харькове, моем родном городе, мы будем проводить уже девятый конкурс юных пианистов. Я не устаю повторять, что помимо таланта ребенка его будущее зависит и от таланта педагога, и от умных родителей.

-- Умные родители - то есть любящие?

-- Знаете, некоторые стремятся напичкать ребенка разными знаниями и умениями, прямо растерзать его, и тоже от "любви" : Необузданные, желающие сиюминутного успеха и денег родители - страшная сила.

Умные родители должны понимать, что процесс воспитания и развития очень сложный. Моя мама водила меня по музеям, приобщала к книгам. Потом пыталась отучить, когда я не мог оторваться, ставил на пюпитр книги, читал и играл, чтобы бабушка думала, что я занимаюсь.

-- Что вы читали?

-- Был абсолютно всеядным: сначала Жюль Верн, Майн Рид, к шестнадцати-семнадцати годам начал читать римскую и греческую философию. Самые близкие друзья у меня были физики-теоретики, и я занимался физикой в старших классах по специальному учебнику, а потом изумлял своих учителей. Вообще вся жизнь - встречи, общение, пережитые эмоции - все это трансформируется в игре, в образах. Своим ученикам я говорю: "Увидел, услышал, сыграл". А для того чтобы "увидеть", нужно огромное воображение, которое постоянно подпитывается новыми впечатлениями. В этом и заключается помощь родителей - в воспитании широко образованного человека.

-- У ребенка из элитарной семьи больше возможностей?

-- Гран-при на нашем конкурсе в Харькове почему-то всегда выигрывает ребенок из не очень обеспеченной семьи. Вы знаете, это всегда так: чем талантливее ребенок, тем беднее семья.

-- Живущий в тепличных условиях маленький человек может и не расцвести?

-- А тот, кто видит, как семья борется за существование, начинает бороться вместе со всеми. Честолюбие - замечательное качество любого артиста. Чтобы вырастить музыканта, надо помочь пережить ему очень сложный период - от детства до отрочества. В детстве все талантливы! Но куда исчезает этот талант с тринадцати до шестнадцати-семнадцати лет? В этот период наши ученики теряются:

-- Мир для них расширяется, и они тонут в этом мире новой информации, новых ощущений?

-- А возраст еще не тот, когда они могут уйти вглубь, вот и теряются.

-- Ваше детство было трудным или счастливым? В коммунальной квартире на сорок человек в послевоенном Харькове:

-- Я был очень коммуникабельным, обожал ходить в гости к соседям. Мама бегала за мной по всей квартире. Потом мой педагог в Центральной средней специальной музыкальной школе при Московской консерватории А.С. Сумбатян говорила: "Володе показать сцену - все равно что быку красную тряпку". Я так любил выступать, хотя очень волновался, перед выступлениями в детстве у меня всегда была медвежья болезнь, меня всегда доставали из туалета, когда пора было выходить на сцену. Но я обожал сцену, публику:

-- Когда вы впервые в восемь лет сыграли с оркестром, какие ощущения испытали?

-- Мне сказали, что будет сидеть пятьдесят или шестьдесят дядь и теть, а я был таким маленьким и худым: Играл практически стоя, иначе бы не дотянулся до педали. До сих пор я слушал оркестр из зала, а тут впервые оказался внутри: Я не знал, как это будет, но мне очень понравилось.

-- Адаптация произошла?

-- Мгновенная! Видимо, во мне это было заложено - я и сейчас больше люблю играть с оркестром, если с дирижером совпадаю по дыханию и замыслу, чем сольные концерты. Иногда хочется повести за собой оркестр, невзирая на дирижера:

-- Что все-таки сделало вас музыкантом?

-- На меня повлияли мамины и папины гены. Они оба - доктора, познакомились на фронте. Мама была хирургом, а папа - эпидемиологом. Но он окончил еще и Строгановское училище: Потом он стал главным кардиологом, а когда мне было пять лет, они расстались. Мама была феерическим меломаном! В десять месяцев, еще ничего, естественно, не говоря, я уже напевал некоторые мелодии: А в два года я пел все песни, которые слышал по радио. Меня часто просили подсказать слова, а уж выступать меня не надо было просить, гораздо труднее было меня заткнуть.

-- Расскажите, пожалуйста, о тете Муре! Я читала о том, как она играла на аккордеоне, а жильцы танцевали под музыку вальс:

-- Тетя Мура повела меня к Марии Владимировне Итигиной, моей первой учительнице. Тетя Мура - доцент Харьковской консерватории, у нее на вокальном факультете были все лучшие певцы. Я пришел учиться в пять с половиной лет и начал с абсолютного нуля, первые полгода только пел песни.

-- Кого еще из жильцов той харьковской квартиры вы помните?

-- Дядя Матвей у нас был дворником. Дядя Певзнер - доцентом. На дверях квартиры была табличка, где было обозначено, кому сколько звонков. Там так и было написано: "Доцент Певзнер". Самые разные люди там жили, многих уже давно нет на свете.

-- А сколько звонков было к вам?

-- К нам было два звонка. Эта огромная квартира раньше принадлежала некоему сахарозаводчику. Сейчас этот дом на замке. Наверное, кто-то его купил.

-- Как известно, с 1994 года вы - профессор Высшей школы музыки и театра (Hochschule) в Ганновере. Приходилось читать о том, что ученики из России и Украины живут в вашем доме: Выходит, харьковская коммуналка - прообраз вашей немецкой коммуны?

-- Так получилось, что когда я приехал в Ганновер работать, за мной поехали туда четверо студентов. Одна женщина-спонсор обещала, что будет помогать. Ну, она дала каждому по триста долларов, и на этом все кончилось. Пришлось взять их всех к себе домой. И бедная моя мама, которой тогда было 73 года, взвалила на себя заботу об этих четырех мальчишках, бегала за ними еще больше, чем за мной. Волновалась, чтобы они были накормлены, никуда не опоздали. Моя жена Татьяна Тарасова, когда прилетала, помогала маме: Потом следующие ученики приезжали, останавливались сначала у нас на несколько месяцев, потом как-то обустраивались самостоятельно. Например, Илья Рашковский приехал из Новосибирска в пятнадцать лет в Ганновер, он два года у нас прожил. А когда ему было семнадцать и он уже получил Гран-при на конкурсе в Париже, тогда он стал самостоятельным. Хорошо образованный, кстати, мальчик. Владеет немецким, французским и английским.

-- Как складывается судьба ваших учеников после окончания Высшей школы в Ганновере? Они получают какие-то приглашения?

-- Рынок перезабит музыкантами, поэтому надо продолжать драться.

-- Каким образом: участвовать в конкурсах?

-- Это нужно для исполнительской карьеры. Хотя и это не всегда помогает. Нужно ведь найти хорошего импресарио! Никто из мастеров не покидает сцену, места не освобождаются: Очень непросто сейчас начать успешную карьеру.

-- А преподавательская деятельность для них открыта?

-- Идите найдите место! Мест нет: Один мой мальчик сейчас преподает очень успешно в Московской музыкальной центральной школе. Он очень талантливый человек, серьезный, знающий музыкант, я позвонил, и его туда приняли.

-- В профессиональной музыкальной среде существует корпоративная солидарность?

-- Один за всех и все за одного? У нас с мушкетерами очень трудно:

-- Профессия одиночек?

-- Педагог воспитывает своего ученика один и потом дерется за него один. В искусстве вы всегда одиноки. Даже если играете в оркестре на пятом пульте, вы захотите сесть на третий, а потом стать лидером оркестра: Все-таки здесь, в России, я еще могу помочь своим ученикам пробиться, но на Западе это просто невозможно, у них свои связи и свои табели о рангах. Мы все равно там пришлые, чужие. Сколько бы я ни приносил славы Ганноверской Hochschule, лауреатов-учеников у меня больше, чем у кого бы то ни было, все равно я - русский. Да хоть финн или швед - все равно не немец. Обид у меня никаких нет, это нормальное человеческое состояние.

-- Где был ваш последний концерт?

-- В Сеуле. Я не был там почти двенадцать лет. У них сейчас пианистов больше, чем у нас населения. Они очень хорошо информированы, все про всех знают! Сначала я давал мастер-класс, а потом концерт на четыре с половиной тысячи зрителей.

-- Владимир Всеволодович, кем вы гордитесь в этой жизни?

-- Двумя женщинами: своей женой Татьяной Тарасовой и мамой. Татьяна - выдающийся специалист, человек своего дела, который мог бы войти в Книгу рекордов Гиннесса, потому что ни один тренер мира близко не подошел к тому, что сделала она. Семь олимпийских медалей на протяжении двадцати восьми лет. Уникальное достижение - две золотые медали на одной Олимпиаде в разных видах фигурного катания. А мама моя в свои 88 лет продолжает меня опекать, воспитывать и наставлять вместе с моими учениками. Она, кстати, ежевечерне курирует и этот конкурс. По телефону.

-- Чего вы стыдитесь?

-- Мне бывает стыдно за человеческую подлость. И за многое из того, что происходит в России. Сегодня я услышал, что сотрудник-лаборант Челябинской академии культуры и искусств получает 650 рублей в месяц. Это позор! И я знаю, что такой позор происходит по всей России.

-- Испытали ли вы какое-то потрясение нынче на конкурсе?

-- Арсений Есаулков из Екатеринбурга, он получил у нас первую премию в группе "А". Это ребенок божественный, в нем есть щемящая поэтика, он необычный, нестандартный. Вообще уровень уральской школы очень хорош. Не понимаю только, почему Челябинская академия культуры и искусств не получает поддержки ни российского, ни областного министерств культуры. Это несправедливо и стыдно. Ведь конкурс-то был проведен на высочайшем уровне, он носит имя такого раритетного музыканта, как Станислав Нейгауз, и надо бы этому благому делу всячески помогать!

Елена РАДЧЕНКО

Итоги конкурса

В группе "А" (участники до 18 лет) дипломы вручены Анастасии Ясько и Ивану Гусеву. Лауреатами стали: Арсений Есаулков (1-я премия), Артур Нордгейм, Илья Саламатин (2-я премия), Лариса Колотова (3-я премия), Дмитрий Каукин (4-я премия).

Во второй возрастной группе (до 36 лет) лауреатами стали: Арсений Аристов и Александр Кудрявцев (1-я премия), Дмитрий Карпов и Денис Хуланхов (3-я премия), Татьяна Музанова (4-я премия).

Комментарии
Комментариев пока нет