Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Пьеса для колокола

14.04.2007
Владимир Петровский за возрождение искусства колокольного звона, но против полуфабрикатов

Ольга АККЕРМАН
Челябинск

В пасхальное воскресенье среди городского шума раздавался благостный колокольный звон. В горсаду имени Пушкина на установленной к празднику звоннице выступил с концертом известный во многих российских епархиях и за рубежом мастер колокольного звона Владимир Петровский из Архангельска. И без того необычные для слуха звоны, сохранив сдержанность и величественность, в исполнении Петровского приобрели особую музыкальность и яркое звучание. Секрет мастерства - в опыте и понимании философии колокольной музыки, которую Владимир Марьянович изучает вот уже 20 лет.

Путь к необычному творчеству и складывался необычно.

Владимир Петровский за возрождение искусства колокольного звона, но против полуфабрикатов

Ольга АККЕРМАН

Челябинск

В пасхальное воскресенье среди городского шума раздавался благостный колокольный звон. В горсаду имени Пушкина на установленной к празднику звоннице выступил с концертом известный во многих российских епархиях и за рубежом мастер колокольного звона Владимир Петровский из Архангельска. И без того необычные для слуха звоны, сохранив сдержанность и величественность, в исполнении Петровского приобрели особую музыкальность и яркое звучание. Секрет мастерства - в опыте и понимании философии колокольной музыки, которую Владимир Марьянович изучает вот уже 20 лет.

Путь к необычному творчеству и складывался необычно. Закончив в 1981 году музыкальное училище по классу ударных, Петровский занимался эстрадной музыкой, увлекался джазом, даже выступал в ресторанах. Это считалось в 80-е престижным. Позже, почувствовав, что достиг, чего хотел, стал экскурсоводом. Во время работы в Малых Карелах Владимир Петровский и заинтересовался искусством колокольного звона, когда-то запрещенным, но не забытым священнослужителями и народом.

-- Я начал изучение традиций в 1986 году с фондов музеев, монастырей - тех очажков, где еще звучали колокола. В подавляющем же большинстве они молчали. Сейчас традиционная для русского народа музыка возрождается, в нее привносится много нового, современного. Так и должно быть, ведь приходят новые люди, веяния. Но могу сказать за себя: я трепетно сохраняю то, что осталось с прошлых времен, что удалось отыскать.

-- Вы возродили колокольные звоны в нескольких десятках церквей. Всегда ли встречаете у людей поддержку и понимание?

-- Когда я начинал, было не так просто. Надо прямо сказать, люди оказались не готовы к этому, кто-то даже жаловался. К тому же сейчас, перед тем как звонарь поднимется на колокольню, он отрабатывает мастерство на тренажерах. А тогда мало было опыта, и не всегда у моего ученика, поднимавшегося на колокольню, звон выходил стройный. Конечно, это влияло на восприятие. И люди, непривыкшие или забывшие колокольный звон, реагировали неоднозначно. Радует, что сегодня практически у всех отношение к колокольному звону благостное.

-- А где учат звонарей? Можно поступить к вам в ученики?

-- Я первым создал русскую школу звонарей, но увидел, что это неправильно. Приезжая домой, звонари, не имея технических навыков, не зная, как обустроить свою звонницу, не могли применить полученные у меня знания. Сейчас я сам еду на место и работаю в храмах - и как учитель, и как инженер, исходя из местной традиции, из особенностей каждой колокольни. На Руси никогда не существовало централизованной школы. Мастерство передавалось от учителя к ученику. Поэтому колокольные звоны всегда были разновеликие, разнообразные. Сейчас появились различные школы, организации. Мне же кажется, все должно рождаться на местах. Я сторонник разнообразия, но не полуфабрикатов.

-- В Челябинске вы планируете развивать это искусство?

-- Это уже мой третий визит в ваш город. Первая работа была в храме Василия Великого у отца Сергия. И, насколько мне известно, традиции здесь передаются, как и должно быть, из рук в руки. Сегодня ко мне подошли ребятишки: они тоже играют мои приемы. Меня это очень радует.

-- С технической стороны из чего складывается благозвучие колокола?

-- Колокола располагаются в соответствии с их весом, акустическими возможностями самой колокольни - это и есть настройка. Струна должна иметь определенную натяжку, чтобы колокол не звучал резко или тихо. Звук зависит от материала. Колокольная бронза традиционно состоит из 75 процентов меди и 25 - олова. Самые благозвучные, на мой взгляд, колокола делают в Каменске-Уральском.

-- Колокольному звону издревле приписывались исцеляющие свойства. В вашей практике были примеры?

-- На моих глазах никто, так сказать, костыли не бросал. Но я вижу здесь более глубокое понимание исцеления. Когда взрослый мужчина плачет от колокольного звона - это та истина, во имя которой стоит возрождать наше самобытное искусство. Звон всегда благостен, это хорошее дополнение даже к светским мероприятиям. (Владимир Петровский дает концерты колокольного звона, иногда выступает с оркестрами и пишет пьесы для колоколов. - О.А.).

-- В чем же особенность звона?

-- Колокольный звук ни на что не похожий, ни один музыкальный инструмент его не повторит. Он единственный в мироздании имеет набор обертонов. Звон слышен на большом расстоянии. А если колокол освященный, он несет в себе еще и мощное духовное начало, которое каждый человек может внутренне ощутить.

-- Вы читаете молитву перед исполнением?

-- Конечно, есть колокольная молитва, которую я говорю перед каждым звоном.

-- В народных сказаниях звонарь всегда выступает как особый образ.

-- Потому что он всегда был почитаем. Ведь звонарь первый призывал к молитве и покаянию, то есть первый нес людям глас Божий. Это величайшая ответственность и труд. А то, что он нес бремя жизни своей, - это однозначно.

-- Труд звонаря ведь и на здоровье сказывается?

-- Я всегда говорю: звонарь не на курорт приехал. У нас в Архангельске зимы суровые, а надо подниматься на звонницы. Но выручает теплая одежда. Слухового напряжения я сам никогда не чувствовал, в этом вижу дарованную мне благодать. Уши не закрываю. А кому тяжело, легко могут защититься наушниками.

-- Наверное, не каждый музыкант может овладеть колокольным звоном. Какими качествами должен обладать звонарь?

-- В первую очередь, это должен быть православный человек, благословленный на занятия. А с музыкальной стороны в русском православном звоне самым главным всегда была не мелодия и гармония, а ритмический характер. И если человек имеет от природы чувство ритма, этого достаточно, чтобы овладеть колокольным звоном.

-- Какое место отводится творчеству?

-- Звонарь должен быть хорошим импровизатором. Никогда он не повторяет такт в такт, ноту в ноту, ритм в ритм, исполняя один и тот же звон, поэтому важно умение варьировать, создавать красивые ритмические структуры, наполнять колокольный звон. В этом и заключается профессионализм.

-- Вы раньше занимались джазом. Там тоже важную роль играет импровизация.

-- Мой переход от эстрадной, джазовой музыки к колокольным звонам получился очень логичным. Музыкальный опыт очень помог. Другой вопрос - мое воцерковление. К тому времени оно было равно нулю. Я изучал историю, культуру, и тогда звон приобретал новые качества. Не сразу все получилось. Для этого нужны были время, общение с церковниками, особенно с монашеством. Этот этап я прошел и сегодня выступаю в двух ипостасях: как человек, создавший направление современной колокольной музыки и возрождающий уставные колокольные звоны.

Владимир ПЕТРОВСКИЙ мастер колокольного звона, действительный член Ассоциации колокольного искусства России. С 1990 года работает на колокольнях и звонницах Русской православной церкви. Занимается восстановлением звонов в храмах по всей России, разработал специальную систему развески колоколов и обучения звонарей, создал современное направление колокольной музыки.

Комментарии
Комментариев пока нет