Новости

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Страсть и красота сказки

29.03.2001
"Снегурочка" Римского-Корсакова  на Архиповском фестивале в Челябинске

Если торжественное открытие второго международного оперного фестиваля "Ирина Архипова представляет" ознаменовалось праздничным гала-концертом, то "Снегурочка" Римского-Корсакова положила начало череде фестивальных спектаклей, составляющих его программу. Репертуар Челябинской оперы, позволивший в прошлом году достаточно широко представить на фестивале западную оперную классику, дает публике нынешнего фестиваля возможность услышать (и увидеть) настоящую панораму оперы русской. Причем если такие названия, как "Иоланта" и "Евгений Онегин" Чайковского, числятся среди бестселлеров российских театров, то "Снегурочка" Римского-Корсакова и особенно "Руслан и Людмила" Глинки почему-то прочно "выпали" из числа репертуарных названий. И оперные певцы, обращаясь к этой музыке, невольно ограничены либо отдельными ариями, либо - в редких случаях - концертным исполнением всей оперы. Но опера - жанр все же театральный, и даже совершенное концертное исполнение неизбежно лишает произведение очень важных составляющих - сценографии, костюмов, движения.

"Снегурочка" Римского-Корсакова на Архиповском фестивале в Челябинске

Если торжественное открытие второго международного оперного фестиваля "Ирина Архипова представляет" ознаменовалось праздничным гала-концертом, то "Снегурочка" Римского-Корсакова положила начало череде фестивальных спектаклей, составляющих его программу. Репертуар Челябинской оперы, позволивший в прошлом году достаточно широко представить на фестивале западную оперную классику, дает публике нынешнего фестиваля возможность услышать (и увидеть) настоящую панораму оперы русской. Причем если такие названия, как "Иоланта" и "Евгений Онегин" Чайковского, числятся среди бестселлеров российских театров, то "Снегурочка" Римского-Корсакова и особенно "Руслан и Людмила" Глинки почему-то прочно "выпали" из числа репертуарных названий. И оперные певцы, обращаясь к этой музыке, невольно ограничены либо отдельными ариями, либо - в редких случаях - концертным исполнением всей оперы. Но опера - жанр все же театральный, и даже совершенное концертное исполнение неизбежно лишает произведение очень важных составляющих - сценографии, костюмов, движения.

Именно здесь, на фестивальной "Снегурочке", состоялся "настоящий" дебют в заглавной партии ведущей солистки Мариинского театра Ольги Трифоновой, до этого певшей свою Снегурочку лишь в концертных исполнениях оперы. Без всякого преувеличения можно сказать, что подобное совпадение артистической индивидуальности и исполняемой партии встречается весьма и весьма нечасто. Молодая певица идеально подходит к образу Снегурочки внешне, что, разумеется, немаловажно. Ее Снегурочка юна, хрупка и прелестна абсолютно неизъяснимой прелестью - понятно, чем пленен пылкий Мизгирь, чем очарован мудрый царь Берендей. И все же главное - не в этом, поскольку правда создаваемого образа заключена прежде всего в его вокальном воплощении, ведь Ольга - подлинно оперная актриса. В данном случае традиционная фраза "не только хорошо поет, но и играет" оказывается неуместной: грань между "поет" и "играет" здесь никак не проводится, поскольку существуют эти ипостаси в редко достижимой гармонии. Легкое, подвижное сопрано Ольги имеет очень красивый тембр удивительной чистоты и прозрачности, так и хочется сказать, "весенний", хоть, может быть, данное определение и не совсем подходит для дочери Мороза, гибнущей от солнечных лучей. Ее звуковедение очень естественно и в то же время изящно, а полетность голоса, особенно на piano, просто завораживает. "Истаивающий" звук в сцене таяния Снегурочки уже не требовал каких-либо постановочных эффектов для обозначения того, что произошло с героиней. Хотя - отдадим должное постановщикам - чисто внешне это было сделано достаточно эффектно.

Идеальная Снегурочка существовала в весьма достойном окружении.

Солистка Челябинской оперы Марина Новокрещенова явилась не менее идеальным Лелем: яркий и глубокий, очень насыщенный голос и привлекательный внешний облик юноши-пастуха. Маргарита Мамсирова из Перми, обладательница красивого, ровного и теплого меццо-сопрано, прекрасно владеет фразировкой, имеет по-настоящему широкое, "распевное" дыхание, и в партии Весны эти ее качества проявились наилучшим образом. Страсть и одержимость Мизгиря ярко воплотил солист Большого театра России Владимир Букин, которому явно уготована судьба любимца челябинской публики. К одному из лучших моментов спектакля можно отнести сцену Купавы (Надежда Воробьева) и царя Берендея (Николай Глазков, оба - солисты Челябинского театра). И Мороз (Эрий Торопов), и эпизодические персонажи (Бермята - Юрий Удовенко, Бобыль - Николай Коновалов) были вполне убедительны. Челябинский театр обладает прекрасным хором, который очень хорошо звучит и свободно чувствует себя на сцене, выполняя задачи постановщика.

Объединил гастролеров и челябинских солистов, хор и оркестр в единый ансамбль, разумеется, маэстро Фуат Мансуров, дирижер Большого театра России. Под его управлением оркестр Челябинского театра порадовал богатством нюансов и красочностью звучания, словно еще раз дав всем понять, что музыка "Снегурочки" прежде всего исключительно красива.

Закономерно может возникнуть вопрос: сказано вроде бы обо всех, но все же в целом что это за спектакль? "Снегурочка" (постановка Алексея Степанюка) идет в Челябинске не первый год, а на фестивале подверглась "натиску" значительного числа гастролеров. При этих условиях и вынужденном минимуме репетиций трудно говорить о том, насколько увиденное соответствовало первоначальному режиссерскому замыслу. Но отчетливо увиделось следующее: причудливое сочетание поэтичности первого и третьего действий с едва ли не лубком второго (сцены в тереме царя Берендея). Это касается и оформления (художник Леонид Рошко, костюмы Ксении Шимановской), и поведения персонажей. По счастью, Николай Глазков успешно пробалансировал на весьма опасной грани и, придав властителю Берендеева царства яркой характерности, тем не менее оставил за ним и мудрую созерцательность, и душевное тепло.

В "Снегурочке", как это ни парадоксально звучит, ведь в ее основе первоклассная драматургия - сам Островский, не стоит искать психологического богатства характеров либо глубины и напряженности интриги (к тому же челябинский вариант имеет значительные купюры). Опера достаточно статична, и этому есть свое объяснение, ведь первоисточник-то сказка. И страсти, которые владеют героями, они тоже сказочны. Сказка требует локальных красок.

Спектакль получился очень живым и трогательным в первую очередь благодаря ярким певческим индивидуальностям и блистательному, тонкому маэстро.

Надежда АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии
Комментариев пока нет