Новости

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Философ из Долгой

21.04.2007
Россия спрашивает сама себя: куда идти дальше?

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск

Позвонил человек. Валерий Чекутов. Валерий Евгеньевич. Из Долгой деревни. Потом приехал, привез свои работы - несколько статей.

Россия спрашивает сама себя: куда идти дальше?

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Позвонил человек. Валерий Чекутов. Валерий Евгеньевич. Из Долгой деревни. Потом приехал, привез свои работы - несколько статей. Чтобы я прочел. Я их прочел. И тогда мы встретились вновь, чтобы поговорить.

Вы не угадаете, о чем мы говорили с жителем Долгой, учителем по профессии и лесорубом по службе. Мы говорили о философии. О Владимире Библере, философе, которого я не знаю и которого Чекутов весьма почитает. Мы говорили об Эвальде Ильенкове, философе, который мне интересен и который интересен Чекутову. И о многих других и многом другом.

К сожалению, газетный лист - не для философских абстракций. И для газетного читателя философия - тема неожиданная. Я и сам не могу в своей голове подняться, например, до понятия о Понятии. Что мышление - не только "думание", а уже и действие. То есть, чтобы утвердиться в понимании, необходимо действие: действие рождает понимание.

Нет, философию в статьях Чекутова я "перелистываю", а останавливаюсь на том, что он выводит из философских абстракций. А это насущно, потому что выводы сводятся к одному: куда нам идти дальше?

Впрочем, сначала - знакомство.

-- Валерий Евгеньевич, я хочу представить вас читателям. Пожалуйста, расскажите коротко о себе. Что за человек появился на горизонте?

-- Я родился в 1948 году в Аргаяше. Мать - учительница математики, отец - фронтовик, после войны работал в милиции. Через год отца перевели в Кыштым, где он, если не ошибаюсь, заведовал паспортным отделом. Потом его перевели в Коркино - там он был начальником уголовного розыска. Потом его перевели в Долгодеревенское, начальником милиции. Тогда в семье уже было трое детей: я, брат и сестра.

-- Как я догадываюсь, вы учились в разных школах разных городов.

-- Я учился в Коркино и в Долгой. После школы поступил в политехнический, где проучился семестр - не понравилось. Чувствовал: не мое. Тогда я еще не мог определиться. Физика меня привлекала, но не техническая, а фундаментальная, что ли, ближе к философии. В ЧИМЭСХ я тоже проучился семестр и ушел. Служил в армии авиамехаником. В 1970-м поступил в пединститут и закончил его. Работал учителем в Иркускане. Но со школой у меня не получилось.

-- Почему?

-- Я не воспринимаю командный стиль... Короче, с директором не повезло. А главное, я понял, что не смогу работать, пока не определюсь. Еще два года я пробовал найти себя в школе, в Белово Уйского района. Не получилось. Потом работал пчеловодом у газовиков. Сейчас работаю в лесничестве лесорубом. Короче, я выбирал такую работу, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом.

К тому времени я уже знал, чем мне заниматься. И даже достиг каких-то успехов.

-- В чем?

-- В философии.

-- Самообразованием?

-- Еще в институте мне было интересно на занятиях по философии. А потом - да, самообразование.

-- Кого читали?

-- В самом начале наибольшее влияние на меня оказал Ромен Роллан. Прежде всего, его "Воспоминания".

-- Никогда не слышал, чтобы о Роллане говорили как о философе.

-- Я считаю, что его "Воспоминания" - настольная книга человека. В них прослежен путь развития личности.

-- А Библер?

-- Где-то в 1979 году мне попались произведения Библера.

-- С этого места подробнее.

-- Это философ. Правда, по образованию он историк. Воевал. После войны защитил кандидатскую диссертацию. Уже по философии. И работал... Было несколько мест. В последнее время - институт педагогики и общей психологии. К тому же он лет пятнадцать вел домашний семинар. У него довольно много книг. Я особенно ценю работу "Мышление как творчество" и ее продолжение "От наукоучения к логике и культуре".

-- Библер, согласитесь, не очень известен.

-- Да, согласен.

-- А вы его превозносите.

-- Как превозношу...

-- Если вы утверждаете, что Библер - это Гегель сегодня, это, согласитесь, много.

-- Много. Поэтому он и не понят. В годы перестройки его работы обсуждались в журнале "Вопросы философии", но как-то поверхностно.

-- А вы его поняли?

-- Считаю, что понял.

-- А кто-то еще, кроме вас?

-- Честно говоря, я не встречал. Даже его ученики... Хотя они о нем отзываются хорошо, а один из них написал о нем воспоминания. Но такой оценки, как моя, я у них не нашел.

Здесь прервемся. Чтобы перейти к главной теме, я из всех философских понятий, которыми оперирует Чекутов, возьму только две - Личность и Самоуправление.

О Личности и Самоуправлении - по Чекутову (и по Марксу). Мы - люди, но еще не Личности. Мы еще только на пути к тому, чтобы стать Личностями. И когда мы ими станем, наступит эра Самоуправления. Когда никто никем не будет управлять, а все будут управлять всем и прежде всего собой. А эра Самоуправления, если иначе, это - коммунизм.

-- Валерий Евгеньевич, а вы - Личность?

-- Где-то близко.

-- А чего не хватает?

-- Дело в том, что в наших условиях быть Личностью почти невозможно. Главное препятствие в том, что мы живем в обществе иерархии. Иерархия, то есть подчинение одного человека другому, нас портит. И тех, кто подчиняет, и тех, кто подчинен. При иерархии мы, люди, не можем стать Личностями. Пока мы живем еще в предыстории человечества. Впереди переход к Самоуправлению, который запредельно труден, но единственно осуществим.

-- Но тем не менее в людях все больше от Личности?

-- В этом прогресс.

-- Благодаря чему?

-- Благодаря нарастанию мощи всеобщего труда. То есть труда-понимания. Проще говоря, разумности. Речь идет не столько о физическом труде, сколько о массе знаний, вообще о всей культуре, накопленной человечеством. В том числе об освоении способностей человека.

-- Значит, путь в будущее зависит от, грубо говоря, повышения качества людей?

-- Безусловно.

-- В программах партии в советские годы мы привыкли читать о необходимости воспитания всесторонне развитой личности. Это о том же?

-- Всесторонне - это правильно, но сказано слабо, поверхностно. На самом деле всесторонняя личность - это не комплекс, а вот именно единое Целое. И основа его - как раз логика самодействия, самопричинности.

-- Вы говорите о Самоуправлении как о конечной стадии развития общества. И Самоуправление понимаете отнюдь не как жэковское или муниципальное самоуправление.

-- Это глобальная штука.

-- По-вашему, это переход от иерархии к анархии.

-- К анархии как отрицанию иерархии. А не хаосу.

-- Можно было бы взять какой-то другой термин. Анархию мы понимаем однозначно.

-- Да, к сожалению. Анархия - это общество, в котором человек не правит человеком и никто никому не подчинен.

-- Но иерархия ведь не придумана. Она - в природе. Например, в мире животных.

-- К сожалению, человек от нее еще не избавился.

-- Что получается? Иерархия не присуща человеку?

-- Конечно. Наличие начальника и подчиненного - это ведь вид какой-то внутрирасовой расовости.

-- Я понимаю так, что иерархия - это необходимая стадия развития общества, связанная с несовершенством людей. И кто победит иерархию? Не революция ли? Скажите, пожалуйста, что такое революция? Октябрьскую революцию вы признаете. Это была "настоящая" революция?

-- Скажем так, несовершенная. А совершенная революция непрерывна, постоянна. Это и есть Самоуправление.

-- Не какой-то переворот?

-- Нет.

-- Не борьба классов?

-- Нет.

-- А куда денутся они, классы?

-- Они исчезнут в результате самоизменения личности изживания иерархии.

-- Сейчас мы сетуем на то, что у нас резко обозначились богатые и бедные. Что это опасно, что они могут столкнуться и тогда - бунт, революция, кровопролитие. Как устранить неравенство? Как быть с нищими? Что делать с богатыми? Ведь они так, по своей воле, не отдадут свои богатства?

-- А может быть, и отдадут.

-- Поумнеют?

-- Да. После Октябрьской революции они сильно поумнели. Весь мир поумнел.

-- Значит, нужно дожидаться.

-- Не дожидаться, а действовать. Со временем, под напором событий ценности богатых перестанут быть ценностями. Они это сами поймут.

-- Но вы говорите, что саморазвитие общества происходит независимо ни от чего. Что нынешний откат России в капитализм - всего лишь небольшой зигзаг в ее истории. Что она вернется на путь к коммунизму. Значит, и делать-то ничего не надо. Все произойдет само собой. Перед напором истории никому не устоять. Так?

-- Наши волевые действия входят в тот же напор истории. И рабочие должны в своем развитии подняться до уровня интеллигенции. Только тогда возможен коммунизм.

-- Значит, все будет зависеть от качества человеческого материала?

-- Естественно.

-- И когда мы лишимся пороков, тогда... А материально-техническая база коммунизма? Это не суть важно?

-- Почему же? Например, Самоуправление нуждается в определенном развитии связи, автоматизации производства. Интернет, мобильная связь - шаг навстречу Самоуправлению.

-- И когда же, простите, мы станем Личностями?

-- Точно сказать невозможно. Сейчас такое время, переходное, когда трудно определить, как пойдет дело. Время неопределенности. Капитализм уцелел благодаря тому, что, скажем так, присоединил к себе много социализма. Чистого капитализма уже и нет. Он в чистом виде и не может существовать. Предсказывать, как долго он продержится, не берусь.

-- Валерий Евгеньевич, вы связаны с другими философами?

-- Я встречался дважды с Библером, в 1980 и 1983 годах. Мне кажется, мы ощутили единомыслие. Мы понравились друг другу. Были встречи с другими философами.

-- А в Челябинске?

-- В Челябинске не сложилось.

-- Вы варитесь в собственном соку?

-- Ну, я все время слежу за литературой. И вижу, куда идет дело. Только не хватает общения.

-- Вы пытались где-то публиковаться?

-- Я посылал свои работы в "Вопросы философии", в "Свободную мысль". Но дело в том, что там вообще не печатают посторонних авторов. И даже не читают. То ли они перегружены, то ли такой принцип. Они тоже варятся в собственном соку.

-- Но все же у вас есть люди, с которыми можно поговорить на эти темы?

-- Один человек точно есть. Это моя сестра Надежда. Она связист.

Я не могу судить, как глубоки философские познания и построения Валерия Чекутова, но думаю, что будущее России мы должны искать сначала в философии, потом в экономике, потом в социологии и так далее.

Я не знаю, сколько Чекутовых в России, но если один из них в деревне Долгой "ушел" в философию, чтобы понять будущее своей страны, то, значит, есть глубинный запрос на ясность завтрашнего дня и, будем надеяться, что в недрах России бьется мысль, которая, взойдя и созрев, откроет нам глаза.

Комментарии
Комментариев пока нет