Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Для мечтающих о Нобелевской премии

30.03.2001
"Дневник его жены". Режиссер Алексей Учитель, сценарист Дуня Смирнова, в главной роли Андрей Смирнов

Этот фильм - своего рода реванш творческой группы за "Манию Жизели", не принятую ни простым зрителем, ни кинокритиками. И силу новой картине придает некое созвучие происходящего на экране с тем, что есть в жизни. Главными персонажами этой истории являются отец и дочь Смирновы - Андрей, известный сценарист, режиссер и актер, и Дуня (по паспорту Авдотья), успешная молодая сценаристка.
Созвучия эти, конечно, не сюжетного, но мировоззренченского порядка.

"Дневник его жены". Режиссер Алексей Учитель, сценарист Дуня Смирнова, в главной роли Андрей Смирнов

Этот фильм - своего рода реванш творческой группы за "Манию Жизели", не принятую ни простым зрителем, ни кинокритиками. И силу новой картине придает некое созвучие происходящего на экране с тем, что есть в жизни. Главными персонажами этой истории являются отец и дочь Смирновы - Андрей, известный сценарист, режиссер и актер, и Дуня (по паспорту Авдотья), успешная молодая сценаристка.

Созвучия эти, конечно, не сюжетного, но мировоззренченского порядка. Андрей Смирнов - известный в светских кругах фанат Бунина. Есть ощущение, что его удивительная в фильме похожесть на своего героя - плод не только природы и уж точно не гримеров. Это близость совсем иного порядка, воспитываемая и лелеемая, когда годами читая кумира, всякий раз подмечаешь: "Как точно сказано!"

Дуня Смирнова - этакая хорошо воспитанная, начитанная и умная девушка. И уже в силу этого - носительница пресловутого постмодернистского сознания, что бы там ни говорила или делала. Впрочем, нынешние постмодернисты так сказать, умеренные, более не пугают людей расчлененкой или пирамидами аллюзий и реминисценций. А напротив, делают хорошее жанровое кино.

"Дневник его жены" показывает последние годы жизни Бунина, начиная отсчет с получения им Нобелевской премии. К этому времени классик живет в эмиграции на Лазурном берегу Франции с женой Верой (Галина Тюнина) и любовницей Галиной (Ольга Будина), якобы поэтессой. Рядом крутится нервный приживал Гуров (Евгений Миронов), вроде бы влюбленный в жену писателя, а впоследствии к этой честной компании присоединяется любовница теперь уже бывшей бунинской любовницы гордая лесбиянка Марга (Елена Морозова).

Разумеется, в центре этого "цветника" сам Иван Алексеевич. Он беззлобно мизантропирует и капризничает как ребенок. Смирнов играет это с необычайным наслаждением, в лучшем смысле по Станиславскому, смакуя едкие реплики и обиженную мимику, как если бы дело происходило не в Ялте (здесь снимали кино), а в переполненном троллейбусе. Но так же точно хорошо сыграна, например, старческая неловкость в обхождении с юной барышней.

Женская часть зрительного зала, конечно, "болеет" за Веру Николаевну, ради любви к гению и человеку смирившуюся с существованием любовницы мужа и не поддающуюся настойчивым ухаживаниям Гурова. Негодование тем понятней, что в отличие от жизни по фильму эта благородная женщина не намного старше своей соперницы и уж никак не хуже ее внешне. Вообще, со временем тут большие натяжки. "Нобелевку" Бунин получил, кажется, в 63 года. Умер спустя 20 лет, что практически никак не отмечено в его облике. Вот это и называется литературой. А значит, сразу же уводит нас от истинной биографии.

И слава богу. Ибо биографии, стремящиеся на экране к многосерийности, - нечто совершенно неудобоваримое, да и, как правило, скверно сделанное. Все равно нам этих гениев не понять целиком, лучше их книги читать. Поэтому в таких случаях крайне важно найти некий концепт, сфокусировать сюжет на главной мысли. Таковой в данном случае является обреченность классика на одиночество. Мечтающие о Нобелевской премии юноши и представить себе не могут степень отчужденности ее носителей от остального мира. Тема сиротства, уязвимости в "Дневнике" показана очень точно, минуя всякие акцентуации. Не обошлось, правда, без стилистических переборов. Скажем, обыск Нобелевского лауреата в поезде, что учинили гитлеровцы, не постеснявшиеся заглянуть ему, извините, в трусы. Или чтение своих произведений собачке в то время, когда в доме полно людей. Хорошо хоть монолог "о времени и о себе" дан тезисно. Впрочем, безо всего этого кино перестало бы быть внятным зрителю и скатилось бы в настоящий грех нелепого эстетства. И все же главное не в этом, а в пугающей пустоте разговоров и глупой суеты, которые дают тягучее ощущение ненастоящей, выморочной жизни гения, когда уже не пишется и, в общем-то, не живется.

Но вот чем хороши молодые люди, а я имею в виду здесь Дуню, кончает-то она не этим. Оставшись вдвоем, супруги Бунины отправляются в Италию. Вера Николаевна запахивает шторы, притворяет входную дверь и идет к машине, где сидит Иван Алексеевич. В это время ее голос за кадром говорит, что Бунин в дороге скончался от сердечного приступа, потом было еще что-то. "А потом, - говорит, - я умерла". И - почти демонический смех. Не темная пропасть, а прекрасная беллетристика.

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет