Новости

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

По информации "Фонтанки", "горит склад с греющим кабелем".

После этого разбойник вырвал у пострадавшей сумку и скрылся.

Пьяные мать и отец морили малыша голодом, теперь им грозит лишение родительских прав.

Накануне 28-летний сожитель жестоко избил местную жительницу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Гламуризация всей страны

08.05.2007
Пропаганда красивой жизни: мнимая свобода взамен настоящей?

ТАТЬЯНА МАКСИМЕНКОВА
Алматы-Челябинск

Слово "гламур" пришло к нам в начале 90-х вместе с ветром перемен, демократией и свободой. Пять лет назад оно уже заняло прочное место в лексиконе, появились даже чисто русские неологизмы - "гламурненько" и "антигламурный". Все чаще на страницах журналов и экранах телевизоров появляются гламурные персоны, преподающие азы искусства быть гламурным. Серьезная аналитика, политическая информация становятся все менее востребованными. Гораздо интереснее полистать "Cosmopolitan", прожевать очередную серию мыльного реалити-шоу или сводки гламурной звездной жизни, чем посмотреть новости, поинтересоваться результатами последних выборов или бедственным положением жителей горных сел Чечни.

Пропаганда красивой жизни: мнимая свобода взамен настоящей?

ТАТЬЯНА МАКСИМЕНКОВА

Алматы-Челябинск

Слово "гламур" пришло к нам в начале 90-х вместе с ветром перемен, демократией и свободой. Пять лет назад оно уже заняло прочное место в лексиконе, появились даже чисто русские неологизмы - "гламурненько" и "антигламурный". Все чаще на страницах журналов и экранах телевизоров появляются гламурные персоны, преподающие азы искусства быть гламурным. Серьезная аналитика, политическая информация становятся все менее востребованными. Гораздо интереснее полистать "Cosmopolitan", прожевать очередную серию мыльного реалити-шоу или сводки гламурной звездной жизни, чем посмотреть новости, поинтересоваться результатами последних выборов или бедственным положением жителей горных сел Чечни. Одни бьют тревогу, заявляя, что от всеобщей "гламуризации" недалеко уже до "идиотизации" всей страны, а другие предлагают расслабиться и не зацикливаться на гламурной форме, под которой может быть самое серьезное содержание. Что же такое "гламуризация" СМИ, а значит, и мировоззрение тех, кто эти СМИ читает, смотрит и слушает, то есть нас с вами? И что может возродить качественную политическую журналистику? Эти вопросы обсудили участники VI Евразийского медиафорума, прошедшего в Алматы. Защитницей гламура, как водится, выступила Ксения Собчак. Ее главными оппонентами - политологи и аналитики СМИ.

Гламур как идеология

Начало дискуссии положил Василий Арканов, литературный переводчик, тележурналист (Россия - США): "Легкая и серьезная журналистика могут существовать параллельно, не мешая друг другу. Проблема возникает тогда, когда гламур начинает полностью вытеснять собой серьезную журналистику. Страшно, когда гламур становится идеологией и когда власть, сильные мира сего начинают использовать гламур, вытесняя политическую, серьезную журналистику". По мнению Василия Арканова, и в США каждый серьезный телеканал сталкивается с проблемой того, как отнять у гламура зрителей. "В российском варианте мы видим, что соединение гламура и серьезной аналитической политической журналистики возможно, - продолжает Василий Арканов. - И такие примеры были - программа "Намедни". Но сегодня даже в таком виде политическая журналистика, судя по всему, в России не востребована".

Тем не менее примеры разумного сосуществования гламурных и серьезных, аналитических тем в мировой журналистике имеются и сейчас. Рассказывает Джим Лори, исполнительный продюсер компании "Фокус Азия Продакшнс", директор по телерадиовещанию Гонконгского университета (Гонконг): "Государственное телевидение повсюду исчезает. Когда-то можно было позволить, чтобы новости читала уродливая телеведущая. Но сейчас в мире, где конкурируют 500 каналов, это невозможно. На американских каналах более успешными являются те теленовости, что имеют привлекательное, гламурное содержание. Гламурное ТВ идет либо до, либо после новостей, выполняя функцию подводки к более серьезным темам и помогая удерживать зрителей у экранов. У таких новостей рейтинг выше. В Америке ТВ не смогло бы существовать без гламура. Он оплачивает новости и текущие дела, которые не приносят прибыли каналу. Но гламур также помогает охватить большее количество людей для серьезной информации".

Гламурные диссиденты

Неожиданный поворот дискуссии дала мысль Олега Кашина, обозревателя журнала "Эксперт". По его мнению, сегодня оплотом свободной неподцензурной политической мысли становятся именно гламурные издания. "Пять лет назад представить, что главными политическими журналами в России станут глянцевые издания "Esquire" и "GQ", никто не мог, - говорит Олег Кашин. - А сейчас выясняется, что "Esquire" - это вообще заповедник либеральной пропаганды. В нем между рекламой запонок, ботинок и других очень дорогих вещей Сергей Ковалев рассказывает интеллигентному человеку о том, как он защищает чеченцев, Борис Немцов объясняет, почему развалился СПС, и так далее. А "GQ" - это вообще единственное сегодня издание, на страницах которого могут выступить Эдуард Лимонов или Евгений Киселев".

Мысль эта пришлась по душе Ксении Собчак, и гламурная леди даже поделилась своим опытом работы в глянцевом журнале для мужчин "GQ" : "Там можно прочитать о вещах, о которых, по определенным причинам, - ввиду отсутствия свободы слова - мы не можем прочитать в серьезных изданиях. Я сама пишу для журнала "GQ" и могу сказать, что такая гламурная форма разговора может содержать в себе интересный смысл. Мне обидно за гламур. Просто это та форма, которая на сегодняшний день востребована. Но это не отменяет любого другого, самого серьезного содержания. Еще Александр Сергеевич Пушкин говорил, что можно быть дельным человеком и думать о красе ногтей".

Журналист и российский медиа-идеолог Марина Леско, уже несколько лет изучающая гламурные тенденции в сфере СМИ, поделилась своими наблюдениями: "Мне лично случалось говорить с политаналитиками, которые имеют проблемы с публикациями в серьезных деловых изданиях и могут позволить себе высказаться откровенно только в гламурных изданиях, потому что к ним не такое пристальное внимание".

Ей справедливо возразил Александр Коган, главный редактор интернет-журнала "Мнения" (Израиль): "Гламуризация - это чистой воды инструмент. Человеку, который разбирается в том, что происходит, не нужны красивые картинки в стиле "Плейбоя".

Ксению Собчак - в президенты

Возникает резонный вопрос: не является ли такая всеобщая "гламуризация" бегством от реальности? В то время как так называемые "сливки общества" публично купаются в гламуре, большая часть населения страны не в состоянии позволить себе подобный образ жизни. И СМИ становятся социальными раздражителями. Такое бегство общества от политики, а власти от реальности может привести к катастрофическому будущему, справедливо замечают эксперты. Тему поддержал Василий Арканов: "В Советском Союзе тоже был гламур - это те блага, которые получала верхушка и которые были другим недоступны. Другое дело, когда реальная жизнь подменяется гламуром. Это несет социальную опасность. Возможностей прикоснуться к красивой жизни, к гламуру в Америке больше, чем в России. Поэтому на постсоветском пространстве это чревато социальным взрывом. Если гламур - это сказка, к которой люди стремятся, то государство должно сделать так, чтобы хоть как-то к ней можно было приблизиться".

Василию тут уже возразила актриса и телеведущая из Великобритании Шантель Шафи, стоявшая у истоков британских реалити-шоу: "Идея реалити-ТВ сама по себе интересна. Все зависит от того, какова тема реалити-шоу. Когда люди-неудачники, с депрессиями в рамках реалити-программы делают пластические операции, общаются с тренерами и в результате выступают на конкурсе красоты - это хороший пример для остальных. Кроме того, гламур и реалити-ТВ дают возможность людям голосовать, реально влиять на результаты - и это тоже позитивное явление".

Когда, игнорируя возможность выборным путем повлиять на политико-социальную ситуацию в стране, люди просиживают часами у телевизора и кидаются к мобильным телефонам, чтобы проголосовать за любимого героя из "Дома-2" (причем делает это самая активная, молодая часть населения), возникает вопрос: можно ли считать такую возможность выбора позитивным явлением?

Вот что говорит Ксения Собчак: "Как в любом авторитарном обществе, у нас есть запреты, сферы, которые цензуруются. Если люди не могут участвовать в политической жизни, они хотят хотя бы развлекаться. Сейчас необыкновенно растет рейтинг развлекательных, гламурных каналов - ТНТ, СТС. И эти каналы имеют большой ресурс. Не исключено, что во время подготовки к выборам они тоже будут использоваться как проводники для более серьезных идей. И за этим интересно будет понаблюдать".

Так что без цензуры и политтехнологий не обойдется и в гламуре. Кстати, саму Ксению уже прочат в президенты. Интернет-издание "dp.ru" считает, что у Ксении достаточно высоки шансы стать президентом через 15 лет, и приводит слова депутата Госдумы Алексея Митрофанова: "К этому времени поколение, которое росло вместе с Ксенией и хорошо ее знает, поколение большого города, для которого Ксения была кумиром, превратится в зрелых людей... Ксения выросла среди политиков. Многих людей, находящихся сейчас у власти, "создал" ее отец. Неужели вы думаете, что ей никто не подскажет, как нужно правильно поступить?" Впрочем, г-жа Собчак заметила, что серьезно к подобным толкам пока не относится.

Венцом дискуссии послужил анекдот перестроечных времен: "Чем отличается демократия от демократизации? Да тем же, чем венецианский канал от городской канализации".

Комментарии
Комментариев пока нет