Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Чему научит Гарри Поттер?

26.05.2007
Челябинские издатели и книготорговцы называют "полезные" и "вредные" книги

Качество чтения наших детей и его репертуар во многом зависят от позиций работников книжной сферы. В 2005-2006 годах кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством ЧГАКИ было проведено исследование представлений специалистов книжного дела о характере чтения современных подростков.
К исследованию были привлечены сотрудники челябинских издательств (Южно-Уральское книжное издательство, "Автограф", "Взгляд", "Урал ЛТД", "Фрегат", "Абрис") и книготорговых учреждений области ("Книготорг", "Уральская книга", "Литера", "Лас-Книгас").

"Желание отдохнуть"
Региональные издатели и книгораспространители серьезно обеспокоены репертуаром чтения подростков. Говорят о снижении его качества, однообразии.

Челябинские издатели и книготорговцы называют "полезные" и "вредные" книги

Качество чтения наших детей и его репертуар во многом зависят от позиций работников книжной сферы. В 2005-2006 годах кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством ЧГАКИ было проведено исследование представлений специалистов книжного дела о характере чтения современных подростков.

К исследованию были привлечены сотрудники челябинских издательств (Южно-Уральское книжное издательство, "Автограф", "Взгляд", "Урал ЛТД", "Фрегат", "Абрис") и книготорговых учреждений области ("Книготорг", "Уральская книга", "Литера", "Лас-Книгас").

"Желание отдохнуть"

Региональные издатели и книгораспространители серьезно обеспокоены репертуаром чтения подростков. Говорят о снижении его качества, однообразии. Ведущим мотивом для ребят служит "желание отдохнуть, развлечься". По их мнению, основной костяк чтения подростков составляют журналы и материалы интернет-сайтов.

54 процента опрошенных книготорговцев считают, что потребности читателей не совсем удовлетворены. В списке популярности лидируют фантастика и фэнтези, детский детектив, а также книги об ужасах и мистических явлениях, комиксы, приключенческая литература, повести и романы о любви.

48 процентов издателей и 24 процента книгораспространителей полагают, что старшие должны воздействовать на чтение подростка собственным примером. Треть работников издательств считают, что взрослым следует активнее его направлять. Книготорговцы проявляют корректное отношение к деятельному влиянию, полагая, что слишком явное вторжение старших может вызвать у ребят отвращение к книгам. Часть из них убеждены, что каждое поколение должно само решать, что читать в детстве, а активное влияние на ребят должны оказывать специалисты по детской литературе и чтению.

Нужно читать. Зачем?

Для трети опрошенных издателей чтение - основной способ познания жизни. В числе формируемых ею полезных свойств назвали жажду знания, умение сочувствовать, самостоятельность, активную жизненную позицию, уверенность в себе.

Высокие требования к детской книге предъявляют и торговые работники. 49 процентов полагает, что без нее невозможно получить хорошее образование. На втором месте убеждение в том, что нужна умелая комбинация чтения и иных способов познания мира. Популярно и мнение, что чтение остается "основным способом познания жизни", оно развивает душу юного человека. Однако были и ответы следующего плана: в век высоких информационных технологий это не столь важное занятие и ныне "нужно не читать, а учиться практическим делам".

Сотрудники торговли лучше знают ассортимент авторов, жанров и произведений. Издатели хуже ориентируются в книжном массиве, более консервативны в оценке характера и репертуара томов для подростков. Они жонглируют кругом чтения двадцатилетней давности либо набором "брендовых" имен, исходят из собственных воззрений на популярные в этой аудитории книги, причем скорее родительских, чем профессиональных. В списке популярных, по их мнению, в ребячьей среде авторов и текстов чаще всего фигурируют памятные по собственному детству В. Крапивин, К. Булычев, братья Стругацкие, на втором месте стоит Б. Акунин, единожды упоминаются В. Крупин, В. Вафин; среди зарубежных писателей по количеству выборов первенствуют Д. Роулинг и П. Коэльо.

Издателям в тематическом пространстве подростковых книг недостает исследования многообразия текущей жизни - проблем семьи, связей подростка и мира, его места в жизни, отношений ровесников. Непростительными лакунами в этом списке издатели сочли темы совести, патриотизма ("любви к своим истокам"), милосердия, бескорыстия, ответственности за свою жизнь, темы межнациональных отношений, коллективизма, дружбы, а также божественного происхождения Вселенной.

Продавцов огорчает, что современные авторы перестали писать о душе и духовности, этике, национальной гордости, чувстве долга, ответственности, самоотверженности, благородстве, гуманизме и т. д.

Книги "полезные" :

В представлениях о желаемом для подростков чтении издатели в немалой степени базируются на собственных предпочтениях. Они заинтересованы в содержательной книге, которая обязана пробуждать совесть, учить активно мыслить, помогать становиться человеком, устремлять к самосовершенствованию. Полезна и книга, расширяющая кругозор. Среди таких единодушно называются Библия, классика XIX-XX веков, энциклопедии "Все обо всем", книги С. Алексеева, Б. Акунина.

Большинство торговцев склоняется к тому, что полезная книга должна вооружать общегуманными ценностями - ответственностью, пониманием других людей, уважением к чувствам других. Полезной они признают произведения, которые стимулируют жажду знаний, помогают выбрать активную жизненную позицию, воспитывают самостоятельность и милосердие.

Подобная иерархия демонстрирует приоритет "знаниецентричности" и жизненной активности. Нетрудно заметить прагматический подход в понимании полезной книги, которая традиционно воспринимается как учебник жизни. Однако для некоторых полезная - это "книга, талантливо написанная". В числе наиболее полезных совмещены общеупотребительные и разномастные имена: среди отечественных выбраны И. Тургенев, В. Каверин, А. Приставкин, В. Распутин, В. Крапивин, К. Булычев, А. Беляев, М. Семенова, Л. Улицкая, С. Иванов. Показательно желание включить в этот перечень Б. Пастернака и А. Ахматову. Ряд зарубежных писателей составляют Г. Мало, А. Дюма, А. Конан Дойл, Д. Лондон, Э. Л. Войнич, Д. Р. Толкиен, А. де Сент-Экзюпери, Д. Сэлинджер, Х. Мураками и Библия.

Широк спектр представлений книгораспространителей о ресурсах социально полезной для подростков книги. Прежде всего она трактуется как значимое средство общественной адаптации подростка. Ведущим ее качеством половина назвала возможность узнать о человеческих отношениях. Торговым работникам полезными представляются издания о родной стране сегодняшнего времени, о жизни самих подростков, об ответственности за свои поступки. Многократно в числе полезных упоминаются научно-познавательные книги, энциклопедии, словари, тома "Библиотеки приключений".

:и "вредные"

Половина опрошенных издателей социально вредными книгами именует те, что стимулируют вседозволенность, жестокосердие и дурной художественный вкус, пропагандируют насилие, наркоманию и "циничный секс", замену реального мира виртуальным.

Общественно вредными издатели определили такие жанры, как бульварный роман, ужасы, комиксы, а также "книги, вовлекающие в бизнес" и "глянцевые" журналы, и предложили исключить их из репертуара подростковой литературы. В качестве примеров неполезных книг чаще всего называются "Гарри Поттер" Д. Роулинг и романы Б. Акунина.

Распространители в перечне опасных черт, формируемых "вредными" книгами, первой назвали "вседозволенность", затем идут безнравственность, жестокость, агрессия, насилие, ненависть, унижение других, безнаказанность, равнодушие, зависть, пессимизм, социальная рознь. Неполезными признаются произведения, провоцирующие деградацию личности и "потакающие человеческим слабостям". Книготорговым работникам очевидно опасное воздействие романтизации и популяризации преступного мира, апологизации наркомании. Этот ряд пополняют сочинения о терроризме, нацизме, сектантстве. Специалисты книжного рынка не приемлют в литературе пропаганды "безнравственности", порнографии, нетрадиционных отношений и рекламы вредных привычек. Они рекомендуют исключить из подростковых изданий мотивы бесцельности жизни, бессмысленности действия. Вредна и книга, в которой читателю "навязывается чья-либо идеология". Перечисленные качества реализуются в таких жанрах, как ужасы, мистика, фэнтези, детектив, боевик, комикс, "дешевый роман", "глупая сказка с садистским уклоном", а потому предлагается изъять их из репертуара книг для подростков.

В ряду конкретных примеров вредных авторов и книг фигурируют "Майн Кампф" А. Гитлера, сочинения маркиза де Сада, "На игле" И. Уэлша, "Бойцовский клуб" Ч. Поланика, "Дневник Алисы", "Гарри Поттер" Д. Роулинг, "Дневник баскетболиста" Д. Кэррола, "Все мальчишки дураки, а девчонки - умницы" Т.К. Голдман, ужастики Р.Л. Стайна, повести Хоум, серии "Воровской роман" ("Я - вор в законе" Сухова, "Бригада"), книги Э. Лимонова, Трахтенберга, И. Денежкиной и даже Л. Петрушевской.

Исследование представлений работников индустрии о чтении подростков продемонстрировало их совпадение по ключевым моментам: большинство считает книгу важнейшим инструментом развития личности и действенным способом познания жизни - хотя и наравне с телевидением и Интернетом.

Думается, реальная картина книгоиздания в стране и репертуара подростковой книги куда масштабнее и многообразнее, а действительный круг чтения - как бы он ни сузился в XXI веке - все же шире и разнообразнее, чем в представлениях партнеров по рынку.

Татьяна БОБИНА,

кандидат филологических наук, доцент кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством ЧГАКИ

Комментарии
Комментариев пока нет