Новости

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Коуч сибирских хоккеистов Андрей Скабелка подал в отставку.

Спасатели ведут активный поиск любителей подледного лова, которых замело на водоеме.

Идет работа по присвоению статуса «Памятник науки и техники» уникальному экспонату.

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Труба зовет!

01.06.2007
Игорь Бурко всю жизнь "дует в дудку", начиная с пионерского горна

Игорь Владимирович - красивый солидный мужчина. О таких, как он, говорят: "породистый". Моложавый: трудно поверить, что ему за шестьдесят. Всегда хорошо одет и свеж. Обликом "тянет" на: конгрессмена, например.

Игорь Бурко всю жизнь "дует в дудку", начиная с пионерского горна

Игорь Владимирович - красивый солидный мужчина. О таких, как он, говорят: "породистый". Моложавый: трудно поверить, что ему за шестьдесят. Всегда хорошо одет и свеж. Обликом "тянет" на: конгрессмена, например. Но скажи ему об этом, рассмеется: "Какой конгрессмен! Я всего лишь трубач. Всю жизнь дую в дудку". В последние годы, когда Челябинск стал джазовой Меккой, он вообще считает себя счастливчиком. Сейчас все его мысли - об открывшемся сегодня IX международном джазовом фестивале.

-- Это будет еще более грандиозный праздник, чем в прежние годы! - бурлит эмоциями Игорь Владимирович. - Только у нас, нигде больше нет таких возможностей. Только в Челябинске все зрелищные площадки сосредоточены в одном месте. Единственный город в России, где такие условия для проведения большого музыкального праздника. Сюда можно кого угодно пригласить, если бы не ограниченные финансовые возможности. В культуре самый бедный народ. Джазовые музыканты в основном работают в Европе. Даже в Америке у них не особо много постоянной работы. Кстати, там, в Европе, мы перезнакомились со многими великими джазменами. Видели и Диззи Гиллеспи, трубача с мировым именем Фергюссона. Мы с "Уральским диксилендом" долго вращались за границей. Канва по созданию и проведению нашего фестиваля сложилась на основе зарубежного опыта. Но когда нынче меня попросили сказать пару слов для буклета, написал: "Я очень люблю свой город и хочу, чтобы его полюбили все джазмены планеты".

-- Ваша страсть к музыке и трубе запечатлена в портретном барельефе на Кировке. Гордитесь?

-- Сначала там стояла скульптура саксофониста. По плану решили ставить трубача. Этот вопрос обсуждался депутатами, кто-то сказал: "Надо ставить настоящего американского джазмена". Тут вмешался Вячеслав Михайлович Тарасов: "Зачем американского, если у нас есть свой! Он объездил весь мир, с теми же иностранными звездами играл". Утвердили. Я к этому событию отнесся без ажиотажа. Об открытии барельефа узнал случайно, знакомые сказали: "Ты на Кировке висишь". Пошел, посмотрел.

-- Что было бы, если б вы не стали музыкантом?

-- Кем я еще мог стать, если я на сцене начиная с шести лет?! В 1950 году родители отвели меня во Дворец культуры ЧТЗ. Восемь лет танцевал в ансамбле у Тамары Александровны Бейлиной, а Наталья Александровна Карташова ставила нам танцы. Лет с десяти я начал дуть в эту дудку. Началось все с горна в пионерском лагере. У меня сохранился снимок юного горниста Игорька Бурко. В 52-й школе, куда меня перевели после окончания четырехлетки, был духовой оркестр. Мой первый преподаватель, Коробейников Виктор Зиновьевич, научил меня нотной грамоте. Я и танцевал, и на трубе играл. В зимние каникулы мы выступали на елках с утра до вечера. Потом пришлось бросить танцы, стал играть в настоящем джазовом оркестре. Им руководил необыкновенный человек, бывший ленинградец Семен Петрович Вайнштейн. До мозга костей джазмен!

В 16 лет я уже начал работать на эстраде. Сначала в Казахстане, музыканты там тоже целину "поднимали". В 18 лет я уже был солистом-трубачом государственного оркестра Узбекистана под управлением Батыра Закирова. Этот певец был в свое время популярен так же, как Муслим Магомаев. Помню, мы месяц работали в Ленинграде. Каждый день - аншлаг. Я был одержим идеей: тянуться за великими музыкантами. Постоянно слушал Фергюссона. Потом с ним встретился в Ирландии на одном фестивале. Феноменальный человек! Он только в прошлом году умер. Не довелось, увы, воочию лицезреть Армстронга, зато сотрудничали с его другом, англичанином Натом Ганеллой. Они даже схожи исполнительской манерой. Армстронг на концертах был как акын: что вижу, то пою. Каждый раз придумывал новые хохмы, как и Нат Ганелла. Когда однажды в лондонском джаз-клубе мне сообщили, что он будет петь под наш аккомпанемент, я подошел познакомиться и спросил: "Нат, что будешь петь?" Он ответил: "You play I am singers" : дескать, ты играй, что хочешь, я все спою. Так и вышло. Мы с ним даже записали компакт-диск. В тот момент ему было 89 лет.

-- Видимо, джаз продляет жизнь и молодость.

-- Два года назад у меня был инфаркт. Я об этом не знал. В груди болело. Думал, остеохондроз. Мы тогда выступали в Москве на джазовом фестивале и открывали программу. Зрителей полный зал, а я вздохнуть не могу - боль ужасная. Перед выходом на сцену мне вкололи обезболивающие инъекции. Отыграли. На следующий день - то же самое. Потом боль утихла и совсем прошла. Когда попал на обследование, врач говорит: "У вас был инфаркт". "Когда?" - удивился я. И вспомнил тот фестиваль. Кардиолог объяснил: "Знаете, что вас спасло? То, что вы играли на трубе". Оказывается, если прихватывает сердце, нужно выдохнуть весь воздух до конца, вдохнуть и опять выдохнуть. Так что меня труба вылечила. Но сейчас я начал собой серьезно заниматься. Купил беговую дорожку, тренажерный велосипед и в своей типовой квартире одну комнатку приспособил под спортивный зал.

-- Вы могли бы остаться на Западе?

-- Я пожил в Москве, в Питере. В общей сложности провел 11 лет в Европе - мы там "безвылазно" гастролировали. Но всегда знал: моя среда обитания - только Челябинск. Спасибо челябинским властям, которые поняли, что наш коллектив уникальный. Мы ведь и на Запад ездили с флагом России, в афишах писали, что наш ансамбль из Челябинска. Ну а теперь мы здесь растим смену. У нас есть молодежные джазовые коллективы, "Беби-джаз". А меня в годы моей юности (мне было 14 лет) выгнали из Челябинского музыкального училища за то, что я играл в кинотеатре имени Пушкина. У нас в семье только дедушка снабжал семью, и мне пришлось подрабатывать. Меня вызвали не педсовет: "Запрещаем играть джаз". Я говорю: "Это не джаз, там же скрипочка звучит" - "Нет, джаз!" Мне пришлось перевестись на заочное отделение, уехать в Казахстан. У нас в коллективе был Григорий Михайлович Галицкий. Ну-ка попробуй в концертном костюмчике выйти в фойе или появись в мятых брюках на сцене! Он готов был за это убить. Мы возили с собой утюжки.

-- Одно время вы работали с Валерием Леонтьевым. Как вы к нему попали?

-- Мне тогда нельзя было на трубе играть по состоянию здоровья. Зная мои организаторские способности, меня долго уговаривали пойти администратором к Валере. Я умел и самолеты задерживать, и поезда останавливать. Начало 80-х годов для Леонтьева было трудным временем. В Москву его не пускали, хотя власти Питера были более лояльны, там он мог выступать. Но я умудрился организовать семь концертов и в Москве. Нашел площадку, на которую не могли наложить лапу ни Москонцерт, ни Росконцерт, - Центральный дом туриста. В общем, администратор той еще закваски! Почему я так щепетильно отношусь к фестивальной "кухне"? Потому что знаю: артисты остаются детьми, сколько бы лет им ни было. Приезжает артист на концертную площадку, заходит в гримерную. А там самоварчик, конфетки, лимон разрезан на дольки. И сразу настроение такое, что на концерте он выдаст "на-гора".

-- Вы же бывалый "путешественник"! Сколько времени в дороге провели?

-- У меня была одна поездка, длившаяся 11 месяцев. Начали с Казахстана, проехали его вдоль и поперек, пошли на Среднюю Азию, закончили Красноводском. На пароме переправились в Закавказье, потом проехали Северный Кавказ, оттуда уехали на Украину, Западную Украину и закончили Крымом. Правда, это случилось в далекой молодости.

-- У джазовых музыкантов, наверное, нет возрастных ограничений?

-- Конечно. Так что буду "дуть в дудку", пока хватит воздуха в легких. В 1991-м формил пенсию по выработке лет. Она полагается артистам независимо от возраста, после того как ты отработал 25 лет. Сумма пенсии тогда была довольно высокая: 120 рублей. Но пока мы ездили по Европе, в России произошли перемены и пенсия сильно обесценилась. Хотел на этот счет объясниться в собесе. Но понял: чиновники - это особая "нация". С ними бесполезно объясняться, всегда уходишь от них дураком. Когда пришел оформлять пенсию, девушка с "фефектами фикции" и в огромных очках потребовала: "Принесите справку, что труба - это духовой инструмент". Я говорю: "Миленькая, где же я найду такого идиота, чтобы задать ему подобный вопрос?" И все же пришлось мне фотографии и афиши поднимать, доказывая, что я играю на трубе.

-- А как вас лучше называть: артист, джазмен, трубач, инструменталист?

-- Да просто музыкант. Я переиграл во многих коллективах, не только в диксиленде, работал со многими великими музыкантами. Раньше на концертах играли сборные коллективы. Я, трубач, приезжал из Челябинска, тромбонист из Еревана, а басист из Одессы. С этими ребятами мы дружили, всегда встречались, как братья.

-- Брендовое название вашего фестиваля - "Какой удивительный мир". Вы до сих пор не перестаете джазу удивляться?

-- И никогда не перестану. Джаз - это пульс жизни.

Беседовала Лидия САДЧИКОВА

Игорь Бурко - джазовый музыкант, организатор международных и всероссийских конкурсов. Основатель и бессменный руководитель джаз-оркестра "Уральский диксиленд Игоря Бурко". Лауреат всесоюзных, всероссий-ских и международных конкурсов. Заслуженный артист России.

Комментарии
Комментариев пока нет