Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Монтаж коллектора отопления: заказать выезд мастера.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Фреска для сотен голосов

04.04.2001
В рамках фестиваля "Ирина Архипова представляет:" состоялась премьера оратории Сергея Прокофьева "Иван Грозный"

Это не исполнявшееся в Челябинске сочинение не просто качественно озвучено, но представлено именно как действо, где в интенсивном, напряженном диалоге взаимодействуют царь (власть, государство) и народ (самые разные его слои). В новом замысле главного дирижера академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки Сергея Ферулева многое сошлось: современность темы, идея единения всех творческих сил России в рамках фестиваля, само имя Прокофьева, под эгидой юбилея которого все совершилось. Как никогда, современна мысль о сильном государстве, как никогда, своевременна тема мучительных сомнений, душевных мук вершителя судеб о единственно верном пути укрепления власти.

В рамках фестиваля "Ирина Архипова представляет:" состоялась премьера оратории Сергея Прокофьева "Иван Грозный"

Это не исполнявшееся в Челябинске сочинение не просто качественно озвучено, но представлено именно как действо, где в интенсивном, напряженном диалоге взаимодействуют царь (власть, государство) и народ (самые разные его слои). В новом замысле главного дирижера академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки Сергея Ферулева многое сошлось: современность темы, идея единения всех творческих сил России в рамках фестиваля, само имя Прокофьева, под эгидой юбилея которого все совершилось. Как никогда, современна мысль о сильном государстве, как никогда, своевременна тема мучительных сомнений, душевных мук вершителя судеб о единственно верном пути укрепления власти.

Сценический ряд, где расположились хор в 200 человек (!), солисты, чтец, оркестр, напоминал могучую живую фреску. Мощная эмоциональная энергия исполнителей не могла не захватить зал, ответивший напряженным и заинтересованным вниманием.

Оратория вторична по отношению к одноименному фильму С. Эйзенштейна, для которого она была написана в 1942 году (музыкальная композиция оратории создана в 1961 году А. Стасевичем). Однако, несмотря на отсутствие видеоряда, музыка драматургически цельна, образна, объемна благодаря последовательно и талантливо воплощенному композитором принципу симфонизма.

"Браво!", которое неоднократно неслось из зала, было отражением ярчайшего впечатления, которое произвело исполнение оратории. Выделим три стержневые линии сочинения: чтец (Б. Петров), хор (в премьере участвовало пять хоровых коллективов Челябинска и области: хор академического театра оперы и балета имени Глинки - главный хормейстер Е. Евсюкова; Магнитогор-ская академическая капелла имени С. Эйдинова - худрук и главный дирижер Н. Иванова; Челябинский государственный камерный хор - худрук и главный дирижер В. Михальченко; хоровая капелла "Металлург" - худрук В. Стрельцов; хор студентов музыкального училища имени П. Чайковского под управлением В. Стрельцова) и симфонический оркестр (главный дирижер - С. Ферулев).

Огромна роль Бориса Петрова. В исполнении этого мастера и текст от автора, и образы конкретных действующих лиц - юродивого и особенно Ивана Грозного - сыграны мастерcки. Именно сыграны: двумя-тремя пластическими линиями актер изображает характер, все остальное - душа. Уверенно и неуклонно он "строит" образ царя, проводя нас через лабиринты его непростого характера, где все смешалось - властность и шутовство, сила и слабость, фанатизм и сомнение; воплощает трагедию сильной и противоречивой личности, обнажая ее трагическую суть. Его "партия", его слово оказывается объемным, точным по смыслу и эмоции, вызывающим яркие образные ассоциации.

Сольная партия чтеца дополняется в оратории двумя партиями солистов-певцов. Это партия меццо-сопрано, в которой мы имели счастье слушать Ирину Архипову. Она поет абсолютно просто, словно бы и не заботясь о произведенном эффекте, но в каждой фразе чувствуется мастер: образная осмысленность и завершенность, выразительное интонирование и ощущение национальной природы музыки, русского мелоса.

Песня Федора Басманова с опричниками артистично исполнена солистом Челябинской оперы Николаем Некрасовым.

Хоровые коллективы готовились к премьере порознь и соединились только на генеральной репетиции. В таких условиях перед исполнителями (и прежде всего перед руководителями-дирижерами) стояла сложная задача: найти единые темповые решения (иногда отклонения в "чуть-чуть" могут изменить художественный образ), эмоциональное наполнение. Результат оказался весьма убедительным. Вся богатейшая палитра прокофьевской хоровой партитуры была воплощена корректно и в смысловом отношении ярко.

Подлинным героем вечера стал, на наш взгляд, оркестр оперного театра. Именно оркестр есть та "кровь", которая течет по "жилам" оратории. Великолепны сквозные мелодии, воплощающие духовное начало, дающие лирическое наполнение сюжету. Сергей Ферулев еще раз продемонстрировал организаторские способности, волю, умение работать на грани риска и способность предвидеть актуальность предложенного проекта.

Татьяна СИНЕЦКАЯ

Комментарии
Комментариев пока нет