Новости

Спасатели ведут активный поиск любителей подледного лова, которых замело на водоеме.

Идет работа по присвоению статуса «Памятник науки и техники» уникальному экспонату.

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Праздничную акцию проводит МУП «Челябавтотранс» 20 февраля.

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Как пациенту защитить свои права?

09.06.2007
Руководитель Челябинского областного ФОМС Роман Панов объяснил читателям "Челябинского рабочего", как грамотно бороться за свое здоровье

Защита прав пациента, качество медицинского обслуживания - эти очень острые темы руководитель областного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) сам предложил для "Прямой линии" c читателями "Челябинского рабочего". Проблемы эти, конечно, волнуют всех, потому вопросы Роману Панову начали поступать еще накануне разговора. А за час "Прямой линии" в редакцию дозвонились еще двенадцать человек. Телефон буквально раскалился от историй, полных обиды и боли, которые со слезами рассказывали Роману Юрьевичу южноуральцы.

Такая у меня беда
- Здравствуйте, меня зовут Воробьева Маргарита Федоровна.

Руководитель Челябинского областного ФОМС Роман Панов объяснил читателям "Челябинского рабочего", как грамотно бороться за свое здоровье

Защита прав пациента, качество медицинского обслуживания - эти очень острые темы руководитель областного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) сам предложил для "Прямой линии" c читателями "Челябинского рабочего". Проблемы эти, конечно, волнуют всех, потому вопросы Роману Панову начали поступать еще накануне разговора. А за час "Прямой линии" в редакцию дозвонились еще двенадцать человек. Телефон буквально раскалился от историй, полных обиды и боли, которые со слезами рассказывали Роману Юрьевичу южноуральцы.

Такая у меня беда

-- Здравствуйте, меня зовут Воробьева Маргарита Федоровна. Я врач, у меня стаж 38 лет, последние 18 работала в дорожной больнице. Я очень больной человек: у меня диабет, перенесла инфаркт и травму позвоночника. Почти не хожу. А из родной больницы меня выгнали, сказали: "Забирайте свою карточку и лечитесь по месту жительства!". Но в поликлинику на горке, возле белой церкви, мне не добраться. Сын не может стоять в очередях за лекарствами. У меня пенсия - 2000 рублей, а на лекарства я трачу 2500, 70-летний муж вынужден для этого работать. Что мне делать?

-- Я понял, Маргарита Федоровна, объясняю. Вы имеете право, как любой другой гражданин, на выбор лечебного учреждения.

-- Это сейчас не действует!

-- Это сейчас действует. Этот закон никто не отменял. Вы имеете право закрепиться за тем лечебным учреждением, за тем участковым врачом и быть приписанным к той больнице, которую вы выберете. Если вам в этом праве отказывают, вы можете обратиться в страховую компанию "Астра-Металл", у вас наверняка ее полис. Напишите официальное заявление, мы обеспечим, чтобы вы остались закрепленной за железнодорожной больницей. Сегодня чем больше пациентов закреплено за поликлиникой, тем большее она получает финансирование, что ей достаточно выгодно.

-- К вам обращается инвалид, ветеран войны Агулов Михаил Андреевич. У моей жены был церебральный атеросклероз, она была два года прикована к постели. Я считаю, что недобросовестность лечащего врача из нашей пятой поликлиники ускорила ее кончину. А когда я вызвал "скорую" к умирающей супруге, врачи не оставили ни информационного листа, ни записи в журнале о ее смерти. Я обращался с жалобой к главному врачу поликлиники Ленгину, в управление здравоохранения Челябинска, в министерство здравоохранения области. В ответ прислали мне извинения, и все.

-- Я считаю, Михаил Андреевич, что и в первом, и во втором случае имело место некачественное оказание медицинских услуг. Эти нарушения требуют экспертизы действий врачей. К пятой поликлинике у нас много претензий. Так что направляйте нам ваше заявление, оно же у вас написано, будем разбираться.

-- Здравствуйте, звонит вам Жукова Светлана Федоровна со своей бедой. Я инвалид, у меня сахарный диабет, ногу мне отняли. А потом отказали почки. Везли меня на "скорой" и придавили, у меня была огромная рана. Но никто ко мне не ходит, только муж меня и лечит. Раньше с таким вниманием ко мне относились в дорожной поликлинике, но больше они меня не обслуживают.

-- А по месту жительства вы к какой поликлинике относитесь?

-- К северо-западной. Но у нас на участке фельдшер безграмотная, грубая, ходит ко мне очень редко. Я хочу вернуться в дорожную больницу, я ведь десять лет на ЮУЖД проработала. Прошу вас, не оставьте меня, пожалуйста, я и так всеми оставлена!

-- Не плачьте, Светлана Федоровна, давайте лучше выберем вам нормального врача в поликлинике, к которой вы приписаны. У вас в третьей горбольнице много хороших участковых. Давайте, я переговорю с главным врачом, он обязан закрепить вас за другим доктором. Это ваше законное право. В вашей ситуации вряд ли лучше ездить с северо-запада в дорожную больницу, тем более что она перегружена. Как вам позвонить?

-- Звоню вам из Бредов, 38 лет стажа, а в выделении денег на операцию по отслоению сетчатки мне страховая компания отказала. У меня есть направление врача в Екатеринбург, но гарантийного письма на оплату операции мне не дают. Говорят: надо пройти проверку в Челябинске, может быть, здесь и оперироваться. Почему больные из Челябинской области, как изгои, сами должны платить за такие операции?

-- Ежегодно фонд обязательного медицинского страхования оплачивает около одной тысяче жителей Челябинской области операции на глаза в Екатеринбурге. Но у нас действительно есть сложности с этой офтальмологической клиникой, поскольку туда такой наплыв посетителей, что даже с нашими гарантийными письмами они ставят пациентов в длинную очередь. Потому что есть еще коммерческие цены, которые в два с половиной раза выше государственных. Бюджету области такие операции обходятся от 10 до 100 тысяч рублей. Чтобы получить гарантийное письмо на операцию, обращайтесь в наш фонд с заявлением. Скажите мне вашу фамилию и позвоните завтра, решим ваш вопрос.

-- Скажите, ваш фонд оплачивает ведь и другие высокотехнологичные операции - на сердце, суставах. А что еще?

-- Есть нормативный документ, который называется "Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2007 год". Она утверждена постановлением правительства области 22 декабря 2006 года. Этот документ, включающий в себя более сотни страниц, регламентирует, какая медицинская помощь оказывается за счет ФОМСа, какая - за счет местного бюджета, какая оплачивается из областного. Подробно расписаны виды медицинской помощи, перечень учреждений, где они выполняются, и перечень медикаментов, которые бесплатно предоставляются пациентам.

-- А нельзя ли как-нибудь ознакомиться с этой программой?

-- Этот документ носит публичный характер. В момент утверждения он публикуется в "Южноуральской панораме". Мы заставляем все лечебные учреждения, чтобы этот документ в распечатанном виде висел на стенде в доступном для пациентов месте поликлиники или стационара. Программу можно требовать для ознакомления.

Платить или не платить?

-- Здравствуйте, у меня вот какая проблема. Мы ведь отчисляем ФОМСу ежемесячно 3,2 процента?

-- Да, работодатели отчисляют.

-- Значит, 25 лет я это делаю, к врачам обращаюсь крайне редко. Но вот в Челябинске сложилась такая ситуация: невозможно попасть к окулисту. Три часа просидела в очереди в районной поликлинике, имея талон. А меня направили на платный осмотр и лазерную коагуляцию в студенческую поликлинику, в нашей нет такого прибора. Оказалось, и сумма там на порядок больше, чем мне сказали, и очереди ничуть не меньше. Получается, бесплатная помощь мне вообще не полагается?

-- Понятен ваш вопрос. Ваши права, безусловно, нарушены, потому что, во-первых, окулисты входят в программу бесплатной помощи. Во-вторых, все исследования на глазах в муниципальных больницах, независимо от того, на каких аппаратах они проводятся, должны делаться бесплатно. Если в вашей поликлинике по месту жительства нет необходимого специалиста или прибора, то в другом лечебном учреждении, куда вас направил врач, вас также должны обследовать бесплатно.

Что вы должны делать в такой ситуации? Если вас толкают на платное обследование, нужно поинтересоваться у лечащего врача, не постесняться зайти к завполиклиникой, входит ли данный вид исследования в программу бесплатной помощи. Если входит, однозначно денег брать не должны. Тем не менее, если вы решили все-таки заплатить (так вам легче), обязательно берите чек и договор, а затем обращайтесь в свою страховую компанию, полис которой у вас на руках. Она придет в больницу, поднимет вашу карточку, проверит все спокойно, не торопясь, и если выяснится, что с вас взяли деньги за услугу, которая должна предоставляться бесплатно, или деньги с вас взяли необоснованно, страховая компания удержит эти деньги с больницы и вернет их вам. Поэтому заявление пишите, полис свой находите. И действуйте!

-- Роман Юрьевич, я потрясена, что, и случаи у нас такие есть?

-- Я не могу вам о них рассказать, так как здесь есть элемент врачебной тайны, но уже в этом году их не одна сотня. С июля-августа все страховые компании, полисы которых есть у населения области, начнут давать о себе широкую информацию, как обращаться к ним за помощью. Сегодня уже можно дать диспетчерский многоканальный телефон одной из самых крупных компаний, которая застраховала всех пенсионеров, неработающее население области, еще примерно 800 тысяч работающих, - это "Астра-Металл". С 8.30 до 16.30 по телефону 88002000071 вы можете получить полную консультацию о своих правах, звонок бесплатный. Звоните, не стесняйтесь!

-- Конарев Павел с таким вопросом. Бесплатные медицинские услуги гарантированы нам Конституцией, но ведь за все приходится платить. А за многое я даже и заплатить не могу. Компьютерная томография стоит 3200-3800 рублей. Кому она по карману?

-- По томографии обещаю вам, что с августа томографические исследования во всех больницах области станут бесплатными для тех пациентов, кому они необходимы, такое решение уже принято, готовится совместный приказ министерства здравоохранения области и ФОМСа.

Лекарства для льготников

-- Здравствуйте, вас беспокоит Михаил Николаев. У меня вопрос по лекарствам для льготников. Мама у меня пенсионерка, больной человек, у нее сахарный диабет, стенокардия: А с лекарствами постоянные перебои. Будет ли эта ситуация улучшаться?

-- Ваша мама к какой поликлинике приписана?

-- Она живет в области, в Усть-Катаве.

-- Знаете, я как раз был в Усть-Катаве на прошлой неделе: в больнице, с льготниками встречался, проверял аптеку. В принципе сейчас туда пошли медикаменты более широким потоком. Проблемы были связаны с тем, что до врачей не довели вовремя информацию, что появились дополнительные суммы, и они немножко зажимали льготников. В прошлую среду, когда я пришел в аптеку, там оказались препараты 83 наименований. Сейчас ситуация выправляется, в июне она будет лучше, чем в апреле и мае, и на порядок лучше, чем в январе.

Что я могу еще посоветовать? Поскольку у нас льготников в области 157 тысяч, а препаратов в перечне 436, конкретные вопросы лучше задавать по телефону 266-75-87. Это отдел льготного лекарственного обеспечения, там же находится и центр обработки данных по льготникам, по крайней мере, там вам конкретно могут сказать, когда какой медикамент куда поступит.

-- У меня такой вопрос, Роман Юрьевич: имеет ли право главный врач челябинской поликлиники N 1 устанавливать свои правила обеспечения больных льготными лекарствами?

-- Я был в первой поликлинике, на самом деле денежного лимита на льготников там нет. Как сейчас строится обеспечение медикаментами? В рамках выделяемых области и соответственно каждой больнице денег ее врачи определяют, какое они должны обеспечить лечение заболевания этой категории в течение квартала. То есть ключевой является не лимит средств, а заявка врача. В результате мы действительно столкнули врача с его пациентами. Но это единственный способ отучить льготников самим "выписывать" себе медикаменты. Наша позиция - это должен делать сам врач, он лучше знает, что больному действительно необходимо.

-- Но если я не получаю необходимые мне лекарства, больше того, сталкиваюсь с фальсификацией записей врача в амбулаторной карте? А на руки мне ее не дают, говорят: это требование фонда - карточка должна храниться в поликлинике. Что мне делать?

-- Карточка, безусловно, должна храниться в лечебном учреждении, так как это документ строгой отчетности, по которому можно сделать выводы о правильности хода лечения и назначения препаратов. Если пациент подозревает, что в его карточке написано что-то не то, опять же защитником его должна стать его страховая компания. Необходимо написать заявление с просьбой проверить и оценить, насколько объективно в карте отражена информация. Мы уже сталкивались, например, с тем, что неходячему больному выписали препараты для укрепления костей на несколько десятков тысяч рублей. Их получал кто-то другой.

-- Как долго ждать ответа своей страховой компании?

-- Мы требуем, чтобы в течение месяца ответ был дан. Чаще всего за это время уже есть полная информация экспертов и даже возвращаются деньги. Но бывают и сложные ситуации. В страховую компанию обратилась женщина с просьбой оценить правильность ведения родов в 1996 году. Она считает, что травма при родах привела к тому, что ее десятилетнему ребенку теперь требуется дорогостоящая операция. Конечно, такая экспертиза требует гораздо больше времени.

-- Но давайте завершим разговор о лекарствах для льготников. Как вы сами оцениваете эту программу?

-- Что такое программа дополнительного лекарственного обеспечения в нашей области? Это 300 больниц, которые в ней участвуют, 200 аптек, это 8000 врачей и медицинских работников, имеющих право на выписку льготных лекарств, это, наконец, 436 медикаментов льготного перечня. Для сравнения: в Швеции таких препаратов 80, в Англии - 90. И это 157 тысяч самих льготников. То есть это огромная живая система, которая постоянно требует взаимодействия всех своих частей, нуждается в решении каких-то проблем. И не льготники, СМИ или врачи должны оценивать ее, а результаты по показателям здоровья. Так вот, за время ее действия смертность среди льготных категорий граждан сократилась на 22 процента, а заболеваемость снизилась на 27. То есть когда мы разговариваем с льготниками и слышим их негодование, мы должны помнить, что каждого пятого из негодующих просто не было бы в живых, если бы не эта программа. Вот и весь результат. А я как чиновник, конечно, не могу ее оценивать, моя задача - над ней постоянно работать.

Долой очереди!

-- В Магнитке народ страдает от того, что не может попасть на прием к узким специалистам в поликлиниках города. Очередь за талонами занимают с раннего утра, все бесполезно. Недавно управление здравоохранения города приняло решение: талоны к специалистам будет выдавать не регистратура по требованию пациента, а участковый терапевт. Абсурд ситуации: участковые у нас в большинстве своем фельдшеры со средним специальным образованием, не всегда могут оценить тяжесть заболевания. Как вы оцениваете такое управленческое решение горздрава? Не нарушает ли оно права пациентов?

-- В Магнитогорске приняли абсолютно правильное решение. Мы делали анализ по лечебным учреждениям, он выявил, что до 35 процентов пациентов, которые мучаются в очередях, занимают время узких специалистов, обратились к ним по совету соседки либо знакомых. Поэтому, дабы бороться с очередями, принято это решение: первый визит пациента должен быть к участковому независимо от того, фельдшер он или врач. Очень многие вопросы будут сниматься на этой стадии. И скоро пациенты сами почувствуют результаты этого решения. А участковые, получая каждый месяц 10000 рублей к зарплате, готовы нести эту нагрузку.

-- Меня зовут Маргулис Юрий Исаевич, мне 77 лет, живу в Центральном районе Челябинска, отношусь к поликлинике N 1. Уже полгода не могу попасть к глазному врачу. Прихожу в 6 утра, за два часа до открытия, но талонов не достается, потому что оба глазных врача заняты на профосмотрах. А жена у меня на учете с глаукомой и катарактой. Загоняют нас на платный прием.

-- Юрий Исаевич, не соглашайтесь на платное обслуживание. Эта поликлиника находится рядом с фондом. Я вам обещаю: буквально завтра туда придет проверка, чтобы выяснить, в чем дело. Диспансеризацию мы давно ввели в плановое русло, никакого ажиотажа нет, ее можно передвигать. Так что мы обязательно разберемся, и вы попадете на прием.

-- Я из Челябинска, меня зовут Михаил. Наши участковые получили солидные прибавки, этот стимул к дополнительной работе я ощутил на себе. Пришел к своему врачу с обычным недугом, она сразу предложила мне пройти полную диспансеризацию. Но вся беда в чем: отношусь я теперь (после того как нашу поликлинику Советского района отдали под управление здравоохранения) к дорожной больнице. А очереди там такие, что моя попытка диспансеризации захлебнулась на корню. Люди замучены и настолько агрессивны, что за попытку пройти в кабинет готовы убить. Как с этим быть? ФОМС не может на это повлиять?

-- Спасибо, Михаил, за хорошую информацию. Мы пока нечасто сталкиваемся с тем, что люди почувствовали, что их участковым подняли зарплату. Я вас просто прошу подождать, скоро мы и в Челябинске наведем порядок с диспансеризацией, в области уже таких проблем не возникает, отдельно разделены потоки больных и тех, кто идет на диспансеризацию. А вот в Челябинске это до сих пор не сделано, и приходится вмешиваться.

-- Да я-то подожду, Роман Юрьевич, я человек молодой. А вот пожилые люди просто плачут в этих очередях.

-- Мы бываем там и видим все это. Самое неприятное, что большинство вопросов можно было решить на уровне самой больницы при грамотном выделении талонов, разумном режиме работы поликлиники. Как это, например, давно сделано в Коркино, где четко разделили два потока по времени и по месту - и выполнили за первый квартал годовой план диспансеризации. Для этого они максимально увеличили время работы поликлиники до девяти вечера, субботы и два воскресенья в месяц тоже стали рабочими. А узкие специалисты разделились: один вел прием пациентов, другой - диспансеризацию. Но не везде у нас, к сожалению, грамотные управленческие кадры.

В принципе позиция нашего министра Зурабова такова: ведомственные больницы не должны обслуживать население, это задача муниципальных поликлиник, и мы к этому придем.

-- Еще несколько месяцев назад поменять страховой полис было смерти подобно. Огромные очереди стояли, чтобы сдать старый, а новый тоже приходилось получать с боем месяца через полтора.

-- Сегодня очередей практически нет. С апреля у нас резко поменялись сроки выдачи. Каждый день я смотрю сводку: 95 процентов полисов работающим гражданам выдается в течение трех дней, а 80 неработающим - в течение получаса. В Миассе на прошлой неделе мы были с министром здравоохранения области, я специально завел его в больницу, где выдают полисы. Сидели в очереди человека три. Каждому говорили: "Погуляйте минут пятнадцать и приходите получать".

-- Напоследок вопрос от "Челябинского рабочего". Что вы можете сказать о горьком звонке в редакцию сотрудника ФОМСа, который остался без работы в связи с сокращением штата?

-- По состоянию на 1 января 2006 года в нашем фонде работало более 400 человек. Мы, наверное, единственное учреждение, которое резко, на 30 процентов, сократило свою численность, интенсифицировав труд. Кто-то ушел на пенсию, кто-то - работать по специальности, некоторым помогли трудоустроиться. Конечно, процесс этот проходил с болью, с кровью. Вместо 41 филиала на территории области оставили 12, сделав их межрайонными.

Сейчас у нас реально работающий коллектив. А 30 миллионов рублей, которые прежде тратились на его содержание, мы смогли направить в медицину.

-- Жестко, ничего не скажешь!

-- Поэтому такую же жесткую позицию мы занимаем по отношению к больницам. Бюджет ФОМСа на 2007 год составляет около 7 млрд. рублей, это на целый миллиард больше, чем в прошлом году. Из этих денег 5,5 млрд. пойдет лечебным учреждениям. Мы, как никто другой, видим, какие огромные средства идут в больницы, потому и требуем от них отдачи. Один конкретный пример. В 2005 году горбольница N 6 на ЧМЗ получила из ФОМСа 125 миллионов рублей, в 2006-м - 175. А качество медицинского обслуживания не только не изменилось, оно еще и ухудшилось. Бюджет этой больницы превышает бюджет некоторых районов. Так сколько же нужно денег, чтобы больница эффективно работала? Или проще назначить туда грамотных управленцев?

"Прямую линию" провела Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Советы пациенту

Пациент, желающий, чтобы его право на получение бесплатной медицинской помощи было защищено и обеспечено, должен:

n найти свой полис обязательного медицинского страхования и иметь его под рукой на случай обращения в больницу;

n проверить, соответствуют ли его персональные данные, указанные в полисе (фамилия, адрес, место работы, статус (работающий, неработающий), паспортные данные настоящему времени;

n знать название страховой компании, выдавшей полис, а лучше и ее телефон, и адрес;

n при смене персональных данных обратиться в свою страховую компанию и внести изменения в полис;

n в случае получения платных услуг обязательно требовать чек и договор, приобретая медикаменты, брать чек и следить, чтобы в медицинской карте было отражено, что вам проведены процедуры приобретенными медикаментами.

И помните: взаимоотношения врача и пациента лежат не только в профессиональной, но и в человеческой плоскости, это контакт двух людей, и очень многое зависит от взаимной корректности, внимательности и вежливости.

Роман Юрьевич ПАНОВ родился в 1971 году. Окончил Московскую государственную академию имени Cерго Орджоникидзе в 1993 году.

Начал работать на Магнитогорском металлургическом комбинате в коксохимическом производстве. Затем в финансовом управлении, с 2004 года возглавлял страховой бизнес ММК.

10 октября 2005 года назначен исполнительным директором Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования.

Женат, имеет сына.

Комментарии
Комментариев пока нет