Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

Зачем блохе подкова?

22.06.2007
Академик Арлен Ильин считает, что человеку важно познать предел своих возможностей

Челябинску несказанно повезло. Ведь волею обстоятельств сюда переехал на постоянное место жительства академик Арлен Ильин - ученый с мировым именем. Вот уже несколько лет он работает в ЧелГУ и охотно делится своими обширными познаниями с коллегами, студентами, журналистами. У него нестандартная точка зрения, острый ум. Общение с ним всегда насыщает новой информацией, дает пищу для размышлений.

Притяжение вершин

-- Арлен Михайлович, можно ли назвать наше время "веком математики"?

-- Вряд ли. Века математики в истории человечества еще не было никогда. Ведь математика по своей сути - это аппарат для других наук. Попутно она решает, конечно, и свои проблемы.

В прошлом все великие ученые - математики, физики, астрономы - были, так сказать, естествоиспытателями. Нельзя ведь назвать Ньютона, к примеру, математиком в чистом виде, хотя он и сделал очень важные открытия. Разделение началось только в ХХ веке, и то остались люди, которые сочетают математику с другими науками.

-- Так, может быть, с открытия Григория Перельмана, наделавшего столько шума, и наступило время математики?

- Да нет, еще не наступило. Сегодня, если присваивать ярлыки, - век биологии. Сенсаций, я так думаю, надо ждать в этой области. Конечно, ни одна из наук не развивается без связи с другими. Происходит взаимопроникновение. Не исключено, что следующее открытие родится на стыке наук. И математика может быть к нему причастна. Она способна подарить сенсацию в любое время.

-- Кстати, а в истории с Перельманом уже поставили точку? Говорят ведь, что он не получил миллион долларов не потому, что отказался, а потому, что ему никто его и не предлагал. Многие, мол, внесли свой вклад в решение.

-- Авторство Григория Перельмана в доказательстве гипотезы Пуанкаре признал международный симпозиум математиков - это высшая инстанция. Ему присудили премию Филдса. Какие могут быть сомнения?! А что касается общего вклада, то тут, как в спорте: стометровку пробежали все, а приз получил тот, кто обогнал других всего лишь на долю секунды.

-- И ошибки в решении уже не может быть?

-- Может обнаружиться, скажем, лет через пятьдесят. Но ведь решение проверяли специалисты. Надо им верить.

-- А много ли еще нераскрытых тайн в математике?

-- Много, как и в любой другой науке. Математика - обширное поле деятельности. Есть проблемы более абстрактные, менее и такие, которые приближаются к другим наукам. На взгляд непосвященного человека, математики часто занимаются бесполезным делом. Взять, к примеру, задачу четырех красок. Она очень простая. Сколько нужно красок для карты мира, чтобы соседние страны, границы которых соприкасаются, были разного цвета? Любой мог догадаться, что хватит и четырех красок. Но как доказать, почему именно столько? Обычные люди, наверное, думают: нашли над чем ломать головы! Зачем нужно это решение? Урожая оно не повысит, надои молока не поднимет. Но ведь и блоху в таком случае незачем подковывать. Я уж не говорю о футболе, в который вкладывают огромные деньги. От того, что кто-то кому-то забьет больше мячей, люди жить лучше не станут. Но... человек стремится к вершинам своих возможностей. Он хотел бы познать их предел. Разрешить загадку века в математике - значит достичь вершины ума, подковать блоху- вершины мастерства, а побить спортивный рекорд - вершины физического совершенства.

Калькулятор все сосчитает

-- Математику в школе не любят многие. И родители требуют отменить ее как обязательный экзамен. В Министерстве образования РФ вроде бы даже готовы пойти навстречу. А вы бы поддержали такое предложение?

-- Нет, конечно. Весь рынок сегодня складывает и умножает (делить, правда, не очень любит, хотя пора бы ему освоить и это действие).

-- А люди говорят: зачем нам математика, когда есть калькулятор! Он все сам сосчитает...

-- Да разве дело только в этом? Отменить можно все что угодно. Но что мы хотим получить? Если уровень начального образования, то от экзамена можно легко отказаться. Целые числа мы и без него умножать научим. А если мы хотим сохранить обязательное полное среднее образование, то без экзамена это не удастся. Выпускники сегодня не знают элементарного, например как складывать дроби. Отменим экзамен - они будут знать еще меньше. А среднее образование - это определенный набор обязательных знаний. Если мы от него отказываемся, то попадаем на другой, более низкий уровень.

-- Что же делать, если оценки по математике портят средний балл в аттестате?

- Дело не в оценках, а в слабых знаниях. Не только математику ребята знают плохо, но и русский язык, историю и т.д. Они все больше скатываются к уровню американских школьников. К сожалению, многие объективные факторы влияют на этот процесс.

Недавний скандал с ЕГЭ, когда ленинградский школьник рассекретил экзаменационные тесты, прояснил всю тупость испытания, которое затягивает нас в американский стиль обучения. Последние лет сорок американцы восторгались нашим образованием и пытались у нас перенять все самое лучшее. А теперь мы с успехом заимствуем у них опыт, благодаря которому скатываемся все ниже и ниже.

-- Это вы про ЕГЭ говорите, что тупость?

-- Конечно. К сожалению, наша область оказалась в числе первых, где его поддержали.

-- ЕГЭ, разумеется, можно критиковать, но разве его плюсы не очевидны? Хотя бы тот, что учитель не участвует в оценивании своего ученика?

-- Но ведь этого как раз и не происходит. Я знаю, что учителя приходят на ЕГЭ и помогают своим ученикам. А как иначе? Ведь по-другому и невозможно. Так что объективность ЕГЭ - это фикция.

Даже если ЕГЭ и полезная вещь, то не определяющая. Принимать по результатам ЕГЭ в вузы - все равно что брать на работу человека, предварительно выяснив, умеет ли он разгадывать кроссворды. Такая способность мало что говорит о его знании, скажем, русского языка.

Доводы, что без ЕГЭ провинция не может попасть в вуз, звучат, по-моему, тоже неубедительно. Так она и сейчас туда не попадает: хоть с ЕГЭ, хоть без него, какая разница?

-- Если судить по цифрам, то после введения ЕГЭ в вузах стало больше ребят из провинции.

-- "После" еще не значит "из-за"... Хотя, может быть, благодаря ЕГЭ процент ребят из глубинки и вырос. Но важно ведь не то, сколько ребят поступило в вуз, а сколько там осталось и с какими знаниями они оттуда вышли.

-- В таком случае, что должно быть определяющим при поступлении, скажем, на математический факультет?

-- Помимо базовых знаний (их проверяет ЕГЭ. - С.Ж.) умение логически мыслить. Последнее важнее, но выявить это, к сожалению, непросто. Еще нужен интерес к математике, желание ею заниматься.

-- Какой же уровень у нынешних абитуриентов, на ваш взгляд?

-- Низкий и просто нижайший. Такую оценку можно отнести на счет моего старческого брюзжания, но ведь так считают многие. К этому уровню мы пришли не в последние годы. Процесс скатывания шел постепенно и, как мне кажется, начался давно.

-- А вас учили по-другому?

-- Я учился в особой школе. Она находилась в Москве, на Арбате. Среди ее выпускников столько академиков, что даже сосчитать трудно. По этой школе нельзя, конечно, судить об уровне обучения, существовавшем в стране, как нельзя оценивать нынешних выпускников, скажем, по челябинскому лицею N 31. Таких школ в стране немного. Знаю, что есть хорошая математическая школа в Магнитогорске, Снежинске, Белорецке... Школ, на которых еще держится уровень математического образования, по моим представлениям, в стране не более сотни. Поэтому и недопустимо отменять экзамен по математике.

Я умру раньше, чем надежда

-- С оптимизмом ли вы смотрите на будущее науки, молодежи, общества, страны? Или вы по мироощущению пессимист?

-- Я не человек крайностей. И не Беликов (герой А.П. Чехова. - С.Ж.), и не Голиков (Аркадий Гайдар. - С.Ж.). Скорее всего, реалист. Надежда, говорят, умирает последней. Я умру раньше, чем она.

-- Что вы такое говорите! Это очень грустная тема.

-- Очень грустно будет, если надежда умрет раньше, чем я. Наука сегодня, конечно, обескровлена. Исчезли многие математические школы. По проценту вложений в науку мы отстаем от Индии, Китая, Монголии, я уж не говорю об европейских странах. Но ведь после революции в 1917 году в стране было тоже все разрушено. Потом началось восстановление. Да, восполнять научный потенциал очень сложно. По моим представлениям, Германия пока не справилась с этой задачей до конца. А ведь до прихода к власти Гитлера была мощнейшей научной державой. Но у России проблески для надежды все-таки есть.

Мой научный внук из Уфы, отработав год в Чехии и Германии, не собирается покидать Россию. И те талантливые математики, что уехали за рубеж, чувствуют себя там неуютно. Нет уже той потрясающей разницы в жизненном уровне, что была раньше. В России есть гранты, благодаря которым можно неплохо существовать.

-- А в РАН не стало больше денег после последнего сокращения?

-- Любое сокращение приводит лишь к увеличению штата сотрудников. Это известный бюрократический закон. Поэтому сколько бы ни проходило сокращений, денег не прибавляется.

-- Может быть, ситуацию поправит прибавка к зарплате научных сотрудников?

-- Зарплату профессорам обещают повысить до 30 тысяч рублей. Столько они и сейчас получают, но в пяти местах. Тратят свое здоровье, квалификацию. Страдает и качество обучения. Дайте им эту зарплату, и пусть не работают в пяти местах. Не у всех ведь потребности сводятся к бутылке молока, как у Перельмана.

Светлана ЖУРАВЛЕВА

14 учеников защитили под руководством А.М. Ильина кандидатские диссертации, 6 из них стали докторами физико-математиче-ских наук.

Более 100 научных статей опубликованы под его фамилией.

Его монография переведена и издана в США.

Арлен Михайлович Ильин академик РАН, доктор физико-математических наук. Родился в Ленинграде. Детство и юность прошли в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

В Екатеринбурге создал свою научную школу в Уральском отделении РАН. С 2002 года живет в Челябинске и работает в Челябинском государственном университете.