Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Поосторожнее со словом "великий"!

23.06.2007
Чтобы избавиться от имперской логики, нужно открыть в себе человека, умеющего видеть в другом равного

Я благодарна М. Аникиной за высказанное ею мнение ("Челябинский рабочий", 9 июня 2007 года). Оно дает мне повод поразмышлять на волнующую меня тему, небезынтересную, как я надеюсь, читателям газеты. А заодно снять противоречия между моей миссией преподавателя отечественной литературы и языка и "безответственной", как считает М. Аникина, заметкой "Братство, которого нет", которая была откликом на очередное празднование Дня славянской письменности и культуры в Коломне.

Чтобы избавиться от имперской логики, нужно открыть в себе человека, умеющего видеть в другом равного

Я благодарна М. Аникиной за высказанное ею мнение ("Челябинский рабочий", 9 июня 2007 года). Оно дает мне повод поразмышлять на волнующую меня тему, небезынтересную, как я надеюсь, читателям газеты. А заодно снять противоречия между моей миссией преподавателя отечественной литературы и языка и "безответственной", как считает М. Аникина, заметкой "Братство, которого нет", которая была откликом на очередное празднование Дня славянской письменности и культуры в Коломне.

Разберемся с понятием "имперское мышление". За этими словами скрывается психологическая позиция превосходства, основанного именно на искреннем признании собственного величия. Обоснованием такого признания традиционно становится культура, точнее - вклад национального духовного производства в мировой культурный фонд. На этих основаниях строится доказательство величия нации.

Проблема только в одном - признании права и других наций на равное "твоему" величие. Именно поэтому заявления "великая русская литература" или "великий русский язык", звучащие на конференции, призванной объединить разные славянские народы, я назвала потрясающими по отсутствию оснований. Озвучивание этих штампов на таком сложном (в том числе и этически!) научном форуме, как международная конференция славянства, выглядит по меньшей мере неуместным.

Ни литература, ни язык на самом деле в таких эпитетах не нуждаются. Именно сейчас человечество приближается к тому периоду своего развития, когда либо оно должно будет признать равное величие любого языка и любой литературы (эстонской, казахской, нигерийской, русской, английской и т.д.), поскольку это сферы аккумулирования культурного потенциала каждой нации, а факт известности или неизвестности этого языка/литературы среди других наций следует скорее отнести к техническим явлениям эпохи, факторам исторического развития и становления (русская литература стала широко известной только к середине XIX века, латиноамериканские литературы "раскрылись" в XX. Почему не предположить, что XXI век откроет новых великих? Конечно, откроет), либо мы окажемся в ситуации все того же имперского мышления - вот мы великие, а вы "малые".

Количественный подход здесь, по меньшей мере, неуместен, а воспитание гордости за свою Отчизну, основанное на затверженных формулах, начинающихся со слова "великий", чревато тем самым скатыванием к национализму и даже шовинизму, о котором и шла речь в моей заметке. Гордиться гениями, которых нация дала человечеству, конечно, следует, но гордиться ими, ничего и никого другого не признавая, - это шаг уже не к стихийному, а осознанному национализму, чреватому расправой с любым "иным". Характерно, что заключительной песней концерта, завершившего праздничную программу в Коломне, было избрано "Небо славян" Константина Кинчева - самый настоящий "ксеномарш" : "А за бугром куют топоры буйные головы сечь. Но инородцам кольчугой звенит русская речь: Нас гнет ярмо басурман, но в наших венах кипит небо славян". Вот тебе и "великий могучий русский язык"...

Что же касается "смычки" православия и славянства, то в том-то и проблема, что не все славяне православные! И сама Маша в своей заметке невольно демонстрирует то самое пренебрежение к славянскому братству, которое так неприятно поразило меня на празднике. А как же быть с польским католицизмом? Разве поляки не славяне? А что делать с боснийцами? Их на этот праздник не звать? И если праздник славянский, то причем здесь вероисповедание? А если православный, то почему только славянский?

Именно об этом и шла речь в моих печальных размышлениях о том празднике, об ущербности его концепции - "государственно-церковного" события, которое по сути не может быть площадкой, объединяющей всех славян, или все нации, использующие кириллическое начертание букв, или все православные народы. Устраивая такие непродуманные публичные акции, мы сами содействуем разрушению братства, сами бередим раны "национального вопроса".

Тонкость любых "материй", связанных с национальным вопросом, осознавалась всегда - это болезненная, нервная сфера. Но наконец пришло время увидеть корни этой проблемы, понять, почему так тяжело внедряются технологии воспитания толерантности, почему так легко образуются все новые группы, объединенные националистическими лозунгами. Это огромная воспитательная задача, где каждый мыслящий, думающий человек должен начать с себя самого. Например, взглянуть на привычные формулы новым взглядом. Не являются ли лозунги о "величии" русских (подкрепленные конкретной имперской политикой) причиной острой националистической ненависти тех же эстонцев? Южных казахов? Западных украинцев? Ведь оборотом фразы "великий русский язык" является недвусмысленно сквозящее утверждение "невеликие другие языки", даже "недоразвитые".

И конечно, специалист с высшим филологическим образованием должен четко видеть свою миссию в воспитании толерантности к другим, в бережном отношении к своему культурному достоянию. Но не с целью встать под лозунг "уникальности нации", а с целью донести это культурное достояние до всех людей на планете - чтобы лучшее, что есть у нации, говорящей на русском языке, обогатило других, а ее проблемы и боль были разделены этими другими. Но для этого надо видеть и болгарскую, и сербскую литературу, интересоваться культурой боснийцев и словенцев, изучать литературу чешскую и польскую, побеждая в себе раба собственного имперства, преодолевая знаменитое горькое пушкинское наблюдение: "Мы, русские, ленивы и нелюбопытны". Преодолевать самому и помогать преодолеть другим. Вот это действительно миссия! Понять действия славян и других наций, отвернувшихся от России, можно только в одном случае - если понять, как цепляют и ранят неосторожные слова, возвеличивающие одного в ущерб всем другим.

Почему так болезненно человеческое сообщество относится к сценариям глобализации мира под эгидой Америки? Ведь именно потому, что "изнутри" каждая нация лелеет мысль о собственном величии, сопротивляющемся такому "покорению". Пришло время это наконец понять и признать. Тогда культуре, искусству, языку и литературе эпитет "великий" не понадобится, достаточно будет национального обозначения - немецкая литература, еврейская поэзия, эстонский язык. Пусть лучше появятся определения "прекрасный", "гармоничный", "поэтичный", "восхитительный", пусть, наконец, имперство уступит место эстетике - и тогда, возможно, "оковы старые падут".

К сожалению, выбираться из имперской логики нелегко. Но необходимо. Для этого каждому нужно открыть в себе человека, умеющего видеть в другом равного.

Марина ЗАГИДУЛЛИНА,

доктор филологических наук

Комментарии
Комментариев пока нет