Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Признак гламурного состояния

26.06.2007
Для того чтобы вернуть чтению достойное место, нужны оригинальные идеи

Как известно, нынешний год объявлен в области Годом чтения. Как сделать так, чтобы он не превратился в очередную кампанию? Если конкретизировать задачу - как нам увеличить число читающих людей? Как сделать так, чтобы книга снова стала востребованной обществом и заняла достойное место в системе наших ценностей? Очевидно, для этого нужны свежие идеи. Чтобы обсудить эти вопросы, главный редактор "Челябинского рабочего" Борис Киршин пригласил в редакцию экспертов. За "круглым столом" собрались Дмитрий ХАРИТОНОВ - кандидат филологических наук, директор Института гуманитарных проблем ЧелГУ, Зинаида СЕРГЕЕВА - директор областной юношеской библиотеки, Виолетта АСКАРОВА - заведующая кафедрой детской литературы ЧГАКИ, доктор филологических наук, председатель центра чтения ЧГАКИ, Нина ПИКУЛЕВА - детский писатель.  В разговоре также участвовали журналисты "Челябинского рабочего" Светлана Журавлева и Айвар Валеев.

Для того чтобы вернуть чтению достойное место, нужны оригинальные идеи

Как известно, нынешний год объявлен в области Годом чтения. Как сделать так, чтобы он не превратился в очередную кампанию? Если конкретизировать задачу - как нам увеличить число читающих людей? Как сделать так, чтобы книга снова стала востребованной обществом и заняла достойное место в системе наших ценностей? Очевидно, для этого нужны свежие идеи. Чтобы обсудить эти вопросы, главный редактор "Челябинского рабочего" Борис Киршин пригласил в редакцию экспертов. За "круглым столом" собрались Дмитрий ХАРИТОНОВ - кандидат филологических наук, директор Института гуманитарных проблем ЧелГУ, Зинаида СЕРГЕЕВА - директор областной юношеской библиотеки, Виолетта АСКАРОВА - заведующая кафедрой детской литературы ЧГАКИ, доктор филологических наук, председатель центра чтения ЧГАКИ, Нина ПИКУЛЕВА - детский писатель. В разговоре также участвовали журналисты "Челябинского рабочего" Светлана Журавлева и Айвар Валеев.

Читают!

"Челябинский рабочий" : Сейчас существуют две, казалось бы, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, развитие информационных технологий, телевидения, Интернета как будто вытесняет книгу, желание пойти в библиотеку. Но, с другой стороны, мы видим множество книжных магазинов, и товар там стоит недешево - значит их покупают. Выходит, люди читают?

Виолетта АСКАРОВА: Читают! Был провальный период, смута 90-х, когда людям было не до чтения. Родители бегали в поисках заработков. Дети были брошены. Сформировалось поколение, которое стало задавать себе вопрос: а что, если я не буду читать? Ведь читать трудно, а тут телевизор, Интернет. Но сейчас происходит новый процесс, когда люди начинают возвращаться к традиционным ценностям, в том числе к чтению. Но происходит расслоение. Одни предпочитают развлекательное чтение, другие - очень серьезное. Есть и группа читателей "с монитора компьютера".

Зинаида СЕРГЕЕВА: То, что люди ходят в библиотеку, это я подтверждаю как практик. Но вот что меня шокировало - сколько книг приносят в библиотеку! Нам бы радоваться, но сегодня люди от книг избавляются. От тех, за которыми в 60-80-е годы мерзли в очередях.

"ЧР" : А кто приносит книги?

З.С.: Разные люди. Пожилые - они говорят так: думали, пригодится детям, но им не нужно. Приносят совсем молодые: "Библиотеку собирал отец, он умер, наши дети это читать не хотят, выбрасывать не позволяет воспитание". Собрания сочинений приносят. Толстой, Достоевский, Чехов: Это немножко страшно.

Дмитрий ХАРИТОНОВ: Тут больших противоречий нет. Привычка к чтению, которая была заложена в те годы, живет. Но живет иначе. Зайдите в любой книжный магазин - где толпится народ? Там, где Донцова, Маринина и т.д. Речь идет о возрождении интереса к чтению массовой литературы. Ничего страшного нет. В советский период не было самого понятия "массовая литература". В нормальной рыночной ситуации доля серьезной литературы невелика. Самый большой прижизненный тираж книг А. Блока - пять с половиной тысяч экземпляров. Так что спрос на "релаксационное" чтение не должен нас смущать - хорошо, что народ хоть что-то читает. Вторая примечательная тенденция - появление книг на аудионосителях. Многие не читают, а слушают книги. Это другая культура, возникшая из стояния в пробках. Уже появились такие люди, которые не читали, но слушали "Преступление и наказание" или "Мастера и Маргариту". Наконец, третий момент - Интернет.

Интернет нам поможет

Д.Х.: Современная молодежь сформирована интернет-культурой. Мышление уже не переделаешь. Значит, книгу нужно встраивать в мышление молодых. Сейчас мы находимся примерно в такой же ситуации, как при переходе от рукописной книги к печатной. Печатную книгу тогда воспринимали как печать дьявола - как можно Библию напечатать?! Это же душа, ее надо переписывать! Сейчас Интернет некоторые воспринимают тоже как нечто дьявольское. Но это просто процесс перехода из одного информационного состояния в другое. И во многом от нас зависит, чтобы этот процесс прошел с наименьшими утратами. Ассимиляция книги в Интернет мне видится сейчас самым важным делом.

"ЧР" : А как это может происходить?

Д.Х.: Это могут быть вполне классические сайты поклонников писателя. Я сейчас занимаюсь Аксеновым и с удивлением обнаружил, что существует два десятка сайтов, посвященных этому автору.

В.А.: Некоторые библиотеки у нас в области уже создают сайты, где идет речь о книгах. Причем о своих впечатлениях рассказывают дети. Можно отметить, что и некоторые журналисты, общественные деятели открывают странички, где делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах.

З.С.: Есть статистика: 300 тысяч посещений интернет-библиотеки Мошкова в день:

Д.Х.: Но появляются и другие формы существования литературы в Сети. Например, интерактивное чтение, когда автор пишет, а большинство решает, куда пойдет сюжет. Важны разные формы работы с читателями - через Интернет, в духе Интернета, в стиле Интернета:

В.А.: Один путь - через Интернет, но не менее эффективен путь от человека к человеку. Очень важно, чтобы человек, который детям интересен, говорил с ними о книгах. На одной из конференций выступали учителя из 48-й челябинской школы и Русско-турецкого лицея. У них нет проблемы с детским чтением, ребята читают, потому что читают учителя. Нужно насытить культурное пространство между ребенком и книгой такими людьми, которые могут "заразить" чтением, выполняя при этом функцию модератора, который направляет.

Д.Х.: А помните сюжет в "Ералаше", когда школьник пересказывает другу "Гамлета" своими словами? И тот находит эту историю очень интересной!

Ночь ужасов в библиотеке

"ЧР" : Очевидно, со всеми этими проблемами уже столкнулись на Западе. Что делается там для пропаганды чтения?

В.А.: Вот что придумали специалисты публичной библиотеки в Чикаго. В метро на станции - выставка литературы, большинство книг люди сами приносят. Читают, пока едут в метро. Выходят - оставляют на таком же стенде. Некоторые "зачитывают" - ничего страшного! Потом присылают в дар свои книги. А, скажем, в Берлине люди, которые занимаются продвижением книги, арендуют поезд метро. Дети катаются по кольцу, перед ними выступают поэты, писатели, книжки им раздают. Два часа ребята слушают стихи, сказки, говорят о книгах. В результате руководство метро само стало предлагать подобные акции - это же хорошая реклама. Еще один интересный опыт там же, в Германии, - ночные чтения. Дети остаются в библиотеке на ночь.

"ЧР" : И не спят?

В.А.: Нет, не спят. Читают! И не только читают - слушают рассказы, выступления рок-музыкантов, сами рассказывают.

З.П.: Этот опыт уже востребован в России: недавно одна из библиотек организовала "Библио-найт".

В.А.: А в Липецке недавно провели акцию "Пацаны, разоружайтесь!" Дети приносили военные игрушки - танки, пистолеты, а им в обмен на это давали книги. И ребята уходили довольные. В США провели неделю подростковой и юношеской книги. Дети во всем мире любят читать ужастики и боевики. Ужастики? Пожалуйста! Даже блюда предлагали в виде скелетиков и т.д. Пусть! А от ужастиков их тянет к другим книгам. Главное, они пришли в библиотеку за тем, что ИМ НУЖНО! Поняли, что это место интересное.

"ЧР" : У вас не возникает желания оценить это по-родительски? Отпустить ребенка на ночь, пусть и в библиотеку! А потом эта низкая эстетика - боевики, ужасы:

В.А.: Эту эстетику нельзя игнорировать, раз она уже есть, нужно вмешаться и направить процесс в нужное русло. Для того, чтобы в какой-то момент сформировать сдвиг в сторону другого чтения. Сначала главное - завлечь. Кстати, у нас в стране в 20-е годы было нечто похожее - книги-приманки.

"ЧР" : Способен ли человек, читающий одни детективы, перейти на другие книги?

В.А.: С одной стороны, это релаксационное чтение. С другой - детектив детективу рознь. Я не считаю, что есть низкие жанры. "Преступление и наказание" тоже с какой-то стороны детектив.

Д.Х.: И не какой-то, а детектив!

Читатель: успешный, свободный, гламурный

"ЧР" : Какие новые стимулы могут быть актуальными для привлечения детей к чтению?

З.П.: Прагматичные американцы придумали такую акцию. Видные политические деятели, знаменитые спортсмены кто с книгой, кто с газетой сели однажды рядом с Капитолием у всех на виду. Смысл: они читали, поэтому преуспевают. Кстати, у нас в библиотеке есть нечто похожее - встречи "Знакомьтесь: профессионал", когда мы приглашаем рассказать о книгах известных людей.

В.А.: В США доминирует такая идея. Если нация будет нечитающей, она, во-первых, отстанет в техническом развитии, а во-вторых, просто не сможет идти по демократическому пути развития: нечитающие люди не в состоянии сделать правильный выбор.

Д.Х.: В Москве сейчас чтение серьезных книг - признак гламурного состояния. Забивать голову не зарабатыванием денег, а серьезным чтением могут только дамы состоятельных мужей или те, у кого уже есть много денег. Там говорят, что человек, читающий Достоевского, гламурен:

Делать быстро

Нина Пикулева: Для продвижения книги и чтения нужны синхронные усилия многих сторон. Вузы, библиотеки, книгораспространители, издатели и авторы - все мы должны действовать. В одной газете я прочитала хорошую мысль: "Дети, которые не читают, рискуют стать новыми бедными". Во всем, что касается детей, нужно действовать очень быстро - они же быстро растут. И вот тут я вспоминаю, что мы, детские писатели, не можем издать свои книжки по 10-20 лет. Или вот сейчас ко мне обратилось телевидение: что бы вы могли предложить? У меня есть готовая концепция передачи "Город маленьких мудрецов". Они ждут, пока появится спонсор:

В.А.: Был период, когда наши педагоги вели передачу на телевидении совместно с издательством "Урал ЛТД". Это восприняли как рекламу, передача закрылась. На мой взгляд, нужно приравнять все, что связано с продвижением книги, к социальной рекламе. И можно ведь это сделать интересно. В 70-е годы на австрийском телевидении была передача "Продолжения не будет". Экранизируется какой-то интригующий отрывок книги, и - все, ребята, продолжения не будет, идите читайте книги.

Как только человеку пришла в голову мысль "хорошо бы это прочитать", пусть пролетела по касательной, вот тут ему бы книгу и дать. Пока искорка не погасла:

Комментарии
Комментариев пока нет