Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Инвалид с безграничными возможностями

13.07.2007
Слепоглухой Сергей Сироткин помогает другим жить полноценной жизнью

Когда Сереже Сироткину было шесть лет, звуки и краски окружающего мира перестали для него существовать. Он полностью оглох и ослеп. Сейчас этот человек - кандидат философских наук (окончил МГУ), вице-президент Европейского союза слепоглухонемых, автор множества книг и пособий. Президент российского общества поддержки слепоглухонемых "Эльвира". На Южный Урал Сергей Алексеевич приехал с множеством визитов.

Слепоглухой Сергей Сироткин помогает другим жить полноценной жизнью

Когда Сереже Сироткину было шесть лет, звуки и краски окружающего мира перестали для него существовать. Он полностью оглох и ослеп. Сейчас этот человек - кандидат философских наук (окончил МГУ), вице-президент Европейского союза слепоглухонемых, автор множества книг и пособий. Президент российского общества поддержки слепоглухонемых "Эльвира". На Южный Урал Сергей Алексеевич приехал с множеством визитов. Впервые в истории России состоялась встреча слепоглухонемого с мэром - это произошло в Златоусте. Сироткин побывал в Челябинском отделении Всероссийского общества слепых (ВОС) и в министерстве социальной защиты. Когда председатель городского ВОС Татьяна Савицкая пригласила меня на интервью с этим удивительным человеком, я испугалась того, что беседовать с ним будет довольно затруднительно. Но все оказалось иначе. На все мои вопросы Сироткин тут же давал развернутые ответы.

-- От рождения я был слабовидящим и немым. Слух у меня практически не использовался, потому что для обычного общения мне его не хватало. Я не мог воспринимать чужую речь и контролировать свою. Лишь со временем научился нормально разговаривать благодаря цифровому слуховому аппарату.

-- Сергей Алексеевич, очевидно, что главная трудность для слепоглухонемого - общение с внешним миром. Как оно происходит сегодня?

-- Общение со слепоглухими организуется в зависимости от характера нарушения зрения и слуха. Некоторые воспринимают речь через слуховой аппарат. Те, кто совсем не слышит, понимают устную речь при помощи ручной азбуки, а письменную при помощи азбуки Брайля, которой пользуются и слепые.

-- В вашем распоряжении наверняка есть различные технические средства.

-- Сейчас появились приставки к ноутбуку, которые переводят электронный текст в брайлевский. Рядом с клавиатурой есть бегущая строка, воспроизводящая объемные буквы, которые я читаю пальцами. Благодаря этому изобретению мы общаемся через электронную почту, программы общения Mail agent, Scype и ICQ. Сейчас мы развиваем возможности общения через мобильник, подключенный к компьютеру. Я легко посылаю SMS-ки со своего телефона, а вот прочитать входящее сообщение могу опять же через брайлевскую строку. У меня есть факсовый аппарат. Если мне факсом приходит текст, набранный на компьютере, я его сканирую и читаю через брайлевскую строку.

-- Рядом с вами все время находится переводчик. Расскажите о нем.

-- Андрей Ежов - тифлосурдопереводчик. Это очень редкая специальность. Сурдопереводчики знакомы всем и узаконены государством. Тифлосурдопереводчик работает с теми, кто не видит и не слышит. Он переводит "в руку", благодаря чему я понимаю ваши вопросы через тактильные ощущения. Андрей Николаевич переводит не только вашу речь. Он рассказал мне, какая вы симпатичная молодая девушка, какие у вас волосы, как вы улыбаетесь, слушая меня, сидите нога на ногу, и что у вас красивое платье. Это обычная работа тифлосурдопереводчика, он старается сделать все, чтобы слепоглухонемой не чувствовал недостатка информации. С Андреем мы познакомились в храме, я попросил его перевести божественную литургию. Это случилось шесть лет назад, через два месяца после кончины моей жены, которая была для меня самым лучшим переводчиком. Я пригласил Андрея на работу, и с тех пор мы неразлучны. У него два высших образования - психолог-сурдопедагог и дефектолог в коррекционном учреждении.

-- Но далеко не каждый слепоглухой может себе позволить общаться через переводчика:

-- И это огромная проблема. Многие директора предприятий для слепых говорят мне: у нас всего один слепо-глухой и нерентабельно держать при нем переводчика. Но у этой проблемы есть решение. Каждого слепоглухонемого патронирует социальный работник, и его можно обучить переводу у нас на курсах. Финансировать обучение могли бы социальные службы при местных властях.

-- Как слепоглухие получают образование?

-- Разными путями. Кто-то начинает со школы глухих, кто-то - со школы слепых. В нашей стране есть единственная школа для слепоглухих - Сергиево-Посадский детский дом, находящийся в системе соцзащиты. Почему не в системе образования? Дело в том, что возникли трудности с унификацией программ обучения слепоглухих. Все они очень разные по степени заболевания и уровню развития, в зависимости от количества полученной информации на момент потери слуха и зрения. Поэтому возможен только индивидуальный подход. Я обучался сначала в школе слепых, но по особой программе. В 1963 году меня перевели в детский дом в Загорске. Там я учился по программе средней школы. А в 1971 году поступил в МГУ, где была сформирована группа из четырех слепоглухих. Это стало возможным благодаря научному эксперименту.

-- Какой факультет вы закончили?

-- Психологический. Первый семестр я учился на философском факультете, выбрал его по своему интересу. Но впоследствии выяснилось, что сложно обеспечивать процесс обучения каждого слепоглухого в отдельности. Многих книг не было на азбуке Брайля, нужно было переводить, а это огромный труд. Тогда решили объединить слепоглухих в одну группу. Сначала мы учились вместе со всеми студентами. Ходили на лекции, семинары и практикумы. Потом оказалось, что переводчики физически не могли синхронно переводить нам лекции. Нас отделили от остальных студентов в особую группу. К нам приходили преподаватели на практические занятия, а семинары и лекции перепечатывали по Брайлю. Экзамены и зачеты мы сдавали вместе со всеми студентами. А вот кандидатскую диссертацию я защищал уже на кафедре философии. Ее тема - взаимоотношения разных средств общения, возможность перехода от жестового языка к словесному. Это очень большая проблема, которой я посвятил несколько книжек и статей. Другая тема моих исследований - общение со слепоглухими. К сожалению, со многими из них очень сложно наладить хорошие отношения.

-- Может ли слепоглухой от рождения стать полноценным человеком?

-- Если человек с рождения не видит и не слышит, можно добиться элементарного воспитания, но высшее образование он вряд ли получит. А вообще все зависит от самого слепоглухонемого и очень многое - от его родителей. Мама много поработала над тем, чтобы я воспринимал громкую речь на слух, хотя педагоги не советовали ей этого делать. Папа привил мне хозяйственные и бытовые навыки. Но я до шести лет успел чуть-чуть услышать и увидеть. А вот американка Элен Келлер в полтора года переболела скарлатиной и стала полностью слепоглухонемой. Родители уделили ей огромное внимание, наняли талантливого педагога. Она получила высшее образование, первая среди слепоглухих. Занималась общественной и писательской деятельностью. Итальянка Анжела Пимпинелла также получила высшее образование и сейчас занимается обучением слепоглухих.

-- А как сложилась дальнейшая судьба ваших однокурсников?

-- Мой однокурсник Александр Суворов защитил докторскую диссертацию. Еще одна однокурсница родила двух дочерей, сейчас у нее внуки, и она нянчится с ними.

-- Расскажите о вашей супруге.

-- Ее звали Эльвира:

-- Так же, как и организацию, которую вы создали вместе с ней.

-- Многие думают, что общество социальной поддержки слепоглухих "Эльвира" названо в ее честь, но это не так. Однажды мы услышали по радио перевод ее имени. Эльвира - несущая свет и добро, защищающая обездоленных. Нам показалось, что это лучшее название для нашего общества.

-- Как вы с ней познакомились?

-- Эльвира родом из Алма-Аты, полуказашка, полурусская. Однажды в Алма-Атинский институт философии и права, где она в то время училась на факультете журналистики, приехал Иван Васильевич Яненко, ученый, проводивший эксперимент с высшим образованием для слепоглухих. Он рассказал студентам о своей работе. Эльвира была потрясена его лекцией и захотела познакомиться с нами. Яненко предложил ей встретиться со студентами. Она приехала в Москву, так мы и познакомились. Она серьезно решила посвятить себя проблеме слепоглухих. Сначала мы с ней переписывались, она очень быстро освоила азбуку Брайля и писала мне очень большие письма - свои мысли и переживания. Эльвира пригласила нас с Суворовым в Алма-Ату, организовав встречу с местными общественными деятелями и журналистами. Потом написала большой очерк о слепоглухих. Не всем понравился этот материал, поскольку Эльвира рассказывала все, как есть. Профессора представляли нас как абсолютно невидящих и неслышащих, а из статьи выходило, что кто-то немножко видел, кто-то слышал. Суворов очень любил слушать музыку, хотя не афишировал это. На Эльвиру стали возводить напраслину, я встал на ее защиту, она - на мою. Так мы и полюбили друг друга. Она была в сложном положении: на момент нашего знакомства у нее была своя семья. Тем не менее она решила ее оставить и переехать в Москву. Через три года после знакомства мы поженились и прожили 21 год.

Ей часто задавали вопрос: счастлива ли она со мной? Есть расхожее мнение, что рядом с инвалидами здоровые люди не могут быть счастливыми, это страшная обуза. Эльвира всегда отвечала, что счастлива со мной и не чувствует дополнительной нагрузки. Вначале, когда она еще не привыкла общаться, мы говорили медленно. Потом она освоила тифлосурдоперевод и говорила практически синхронно с обычной речью. Она была виртуозным переводчиком и человеком необычайной души. Слушать ее было безумно интересно. Мы с ней читали лекции: я высказывал научную суть, она облекала ее в художественную форму. Сейчас я пишу книгу о нашей совместной жизни.

-- Что помогает вам сохранять твердость духа?

-- В первую очередь друзья. Желание оправдать доверие коллег, любовь к работе. Хочется постоянно учиться, а самое главное - жить.

Олеся ГОРЮК

Слепоглухой - человек с сочетанными нарушениями зрения, слуха и во многих случаях - речи.

220 слепоглухих живут в Челябинской области.

4000 слепоглухих выявлено в России в 1990 году.

По международной статистике, на каждые 100 000 населения приходится от 5 до 8 слепоглухих.

Комментарии
Комментариев пока нет