Новости

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

"Новости -наша профессия"

11.04.2001
Что нужно знать просвещенному человеку о "Золотой маске-2001"

Айвар ВАЛЕЕВ
Москва - Челябинск

Статус  и статистика
Самый известный российский театральный фестиваль "Золотая маска" проводится ежегодно в течение последних семи лет. Жюри, которое всякий раз избирается заново, таким образом подводит итоги предыдущего сезона, чему предшествует работа экспертов-номинаторов. Нынешняя "Золотая маска" явилась рекордной по числу номинаций. Их восемь: драматический спектакль "большой" и "малой" формы, балет, современный танец, опера, оперетта, театр кукол и новация. Количество участвующих театров - 39 (14 - Москва, 11 - Санкт-Петербург и 14 - вся остальная Россия).

Что нужно знать просвещенному человеку о "Золотой маске-2001"

Айвар ВАЛЕЕВ

Москва - Челябинск

Статус и статистика

Самый известный российский театральный фестиваль "Золотая маска" проводится ежегодно в течение последних семи лет. Жюри, которое всякий раз избирается заново, таким образом подводит итоги предыдущего сезона, чему предшествует работа экспертов-номинаторов. Нынешняя "Золотая маска" явилась рекордной по числу номинаций. Их восемь: драматический спектакль "большой" и "малой" формы, балет, современный танец, опера, оперетта, театр кукол и новация. Количество участвующих театров - 39 (14 - Москва, 11 - Санкт-Петербург и 14 - вся остальная Россия). Общая продолжительность показанных в Москве спектаклей - 72 часа. Вес привезенных сюда декораций составил 1200 тонн.

Герой Гергиев

Любая "Золотая маска", даже когда полный штиль, имеет своих героев. А чаще - одного. В прошлом году таковым стал человек-театр Евгений Гришковец. В этом году - худрук Мариинского театра Валерий Гергиев.

Это так, хотя Гергиев в этот раз не только не был назван лучшим дирижером, но два его спектакля, представленных на конкурсе в постановке немца Йоханнеса Шаафа - "Золото Рейна" Вагнера и "Дон Жуана" Моцарта, не получили от жюри ничего.

"Золото Рейна" стало главным светским событием "Маски". Билеты в партер стоили дороже, чем на авиарейс "Челябинск - Москва". Поставить тетралогию Вагнера "Кольцо нибелунгов" - голубая мечта худрука Мариинки. "Золото Рейна" - первый из четырех задуманных оперных спектаклей. Важно даже не то, что до нас доносят музыку великого немецкого композитора. Входящий в тройку лучших мировых дирижеров Валерий Гергиев - это совершенно уникальный для России культуртрегер, своего рода "топ-менеджер" российской культуры. Московские оперные фанаты могут говорить об огрехах в звучании оркестра, а критики - о среднеевропейском уровне режиссуры Шаафа. Но все это - частности в сравнении с тем, что Гергиев несет нам иную информацию о современном оперном театре, который уже столетие как отошел от раскрашенных задников и концертов костюмированных солистов. Все это есть результат не просто личной культурной политики, а невероятно обширного кругозора и нечеловеческой работоспособности. В ту пору, как многие его талантливые коллеги всю жизнь посвящают прохождению "обязательной программы", Гергиев уже успел выйти за ее рамки и дает нам принципиально новое знание о мире, в том числе и культурном.

Пограничье

Оперный обозреватель газеты "Культура" Лариса Долгачева считает нынешнюю "Золотую маску" домом с двумя окнами - в Европу и в Россию. Пожалуй, это для самого фестиваля предпочтительнее, нежели ежегодные выяснения отношений по линии известного маршрута Радищева. Москва и Санкт-Петербург, разумеется, так и останутся основными участниками "масочных" баталий и поставщиками перипетий. Но сюжет меняется. Формально это было закреплено в прошлом году, когда появилась "программа на вынос" : "Russian Case". Специально для заграничных импрессарио и директоров фестивалей оргкомитет "Маски" устраивал показ лучшего, что есть в театре России. Кстати, в этом году в эту программу попал и челябинский Театр современного танца.

Впрочем, новый геокультурный сюжет вовсе спецпрограммами не заканчивается. Речь о душе и разуме.

С одной стороны, традиционный русский психологический театр, с другой - западное рацио и экзистенциализм. Пограничье - уникальный потенциал русской культуры, который проявится во всей своей красе лет через пятьдесят. Так, по крайней мере, утверждает член жюри в разделе "Музыкальный театр" худрук Екатеринбургской музкомедии, профессор Кирилл Стрежнев. Между тем более мобильный драматический театр уже дает этому подтверждения. Главный режиссер питерского Малого драматического театра - Театра Европы Лев Додин представил на "Маске" спектакль "Молли Суини". Пьесу с таким названием написал известный ирландский драматург, кстати, переводчик чеховских пьес Брайан Фрил. Это история о том, как слепой женщине сделали операцию, но возвращенное зрение стало причиной глубокого человеческого разочарования и в конце концов смерти героини. Любопытно, что работа Додина проходила по номинации "Спектакль большой формы". Думается, не случайно, ибо эта фактически камерная семейно-бытовая драма (на сцене максимум три человека, сидя произносящих монологи) усилиями режиссера становится неким раздумьем о границе возможного вмешательства человека в ход судьбы. При этом поистине античная трагедия облечена в форму бесхитростного повествования в современных декорациях.

Драма возраста

Похожим совмещением занимается и Константин Райкин, ставший в этом году обладателем "Золотой маски" за лучшую мужскую роль. Его моноспектакль (!) "Контрабас" по Патрику Зюскинду тоже проходил как "Большая форма". Задача априори очень сложная, поскольку заполнять одному пространство большой сцены - значит каждую минуту рисковать. Но Райкин держит зал в постоянном напряженном интересе к судьбе маленького человека с большим неуклюжим инструментом.

Исполняя роль рядового музыканта из госоркестра, Райкин играет в своем монологе и персонажей Феллини, и героев Гоголя, перманентно выясняя отношения с контрабасом, другими оркестрантами и со всем миром. "Маска" за лучшую мужскую роль ни у кого не вызвала сомнений.

Этим своим спектаклем Константин Райкин, как мы помним, отметил свое 50-летие, перейдя в когорту тяжеловесов, где уже давно обосновались мизантроп Кама Гинкас и человеколюб Петр Фоменко. Первый показал на фестивале мистического "Черного монаха" по Чехову. Критики сходятся во мнении, что это лучшая работа Гинкаса. А жюри вполне оправданно присудило "Маску" за сценографию спектакля Сергею Бархину, который выстроил не на сцене, а в самом зале (зрителей посадили на балкон) площадку с беседкой и изгородью. По краю этой фанерной пропасти ходил Сергей Маковецкий, чем невероятно волновал публику.

Фоменко же осуществил свою давнюю мечту - поставил прозу своего ныне покойного друга писателя-шестидесятника Бориса Вахтина. Спектакль называется "Одна абсолютно счастливая деревня" и в полной мере отражает мысль режиссера, что воздух есть самая надежная материя в театре. Вахтин написал повесть о советской деревне, откуда уходит на войну и погибает герой Сергея Тарамаева, чтобы затем с небес наблюдать за жизнью своей возлюбленной (ее играет Полина Агуреева), у которой поселился немецкий солдат: "Деревня" и вправду оказалась счастливой для Фоменко - жюри признало этот спектакль лучшим в разделе "Малая форма".

А тем временем свое место под режиссерским солнцем занимает поколение 40-летних. Из таковых на драматической "Маске" были: Андрей Могучий, лидер "Формального театра", который показал, казалось бы, несценичную "Школу для дураков" Саши Соколова, Григорий Козлов с чеховским "Лешим" (оба питерца представлены в "Малой форме") и Олег Рыбкин, поставивший в Новосибирске "Три сестры" ("Большая форма"). Тот факт, что никто из них не был на этот раз отмечен, говорит лишь о стремлении жюри успеть воздать старшему поколению. Между прочим, Кама Гинкас до сих пор ходит без "Маски" :

Как бы сенсации

"Маска", отданная спектаклю "Большой формы" "Потерянные в звездах", - в известном смысле сенсация фестиваля. Не в силу сомнительности художественных достоинств работы, а потому, что приз проехал мимо Додина и Гинкаса, которым чаще других прочили победу. "Потерянных" поставил в питерском Театре на Литейном Григорий Дитятковский, получивший еще одну "Маску" как лучший режиссер. Пьеса на самом деле называется "Продавец резины", написал ее малоизвестный израильтянин Ханох Левин. Неудачнику Шмуэлю папа оставил в наследство 10 тысяч презервативов. Есть здесь еще один похожий персонаж Иоханнан, мечтающий жениться на аптекарше Бэле. Начало анекдота, да и только. Между тем Дитятковский делает из него едва ли не притчу о вечно мечтающих, суетящихся человеках, постигающих реальность, которая никак не торопится быть похожей на их мечты, но, однако, оказывается глубже и значительнее. По сути, от гротеска Дитятковский привел зрителя к метафизике, чем и удивил. Блистательны актерские работы: Сергей Дрейден и Вячеслав Захаров - оба были номинированы на "Маску".

Другая неожиданность - "Маска" опере на музыку Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", поставленной известным экспериментатором Дмитрием Бертманом в московской "Геликон-опере". Еще одну "Маску" получил дирижер-постановщик этого спектакля Владимир Понькин. Бертмана интересовала в "Леди Макбет" не любовь даже, а психика человека в экстремальных обстоятельствах, как он сам выразился, "каторги человеческой души". Если разобраться спокойно, то ничего неожиданного в таком решении жюри нет. Ведь многое зависит от фестивального показа. Оркестр под руководством Понькина прыгнул выше головы, а реноме и гонорары Гергиева от решения жюри не пострадают. Он сам, извините за каламбур, из другой оперы.

Новация

Персоной, знаково срифмовавшей две новейшие номинации - "Современный танец" и "Новация", стал наш хороший знакомый пермяк Евгений Панфилов. Одна его работа "Прекрасные дамы маркизов и русских князей" с музыкой Рахманинова представляли Панфилова как хореографа, а "Бабы. 1945 год" в исполнении "Балета толстых" под его же руководством - новатора. О том, насколько эта работа значительна для самого Панфилова, можно было бы и поспорить с членами жюри. Но, во-первых, многие эксперты недоумевали, почему Панфилов вообще до сих пор не попадал на финал конкурса. А во-вторых, жюри, вероятно, не хотело потрафлять так называемому авангардизму, который лет 20 таковым нигде в мире не считается. Да и просто страшно. Например, персонажами спектакля "Imitator DEI" Дмитрия Арюпина (он же - Доктор ДА, московский коллектив "черноеНЕБОбелое") являются некие мутанты, от которых куда-то к потолку вьются пуповины. Непонятные двуликие зверолюди населяют сценическое пространство у другого новатора, ныне живущего в Дрездене, Антона Адасинского. Ученик Вячеслава Полунина создал свой коллектив "Дерево" и свою методу, суть которой - уход от какой-либо вербальности к непосредственному пластическому отклику на внешние раздражители. В спектакле "Suiсide in progress" Адасинский проводит зрителей в буквальном смысле через огонь (он вспыхивает на сцене), воду (она льется с потолка) и медные трубы (они оглушают).

Провинция

Если вынести за скобки номинацию "Современный танец", где провинция представлена с подавляющим преимуществом (причем четыре коллектива - с Урала), "периферия" на "Маске" лишь представительствует, что и подтвердил вердикт жюри.

Так или иначе, но почти все провинциальные спектакли сделаны людьми в столице хорошо известными. Олег Рыбкин, который поставил в Новосибирске "Трех сестер" Чехова, - один из лучших учеников Льва Додина (это теперь такое звание). Михаил Бычков из воронежского Камерного театра стал известен в Москве как создатель первого в глубинке независимого от властей (в первую очередь финансово) театра, умудрившегося сохраниться в русле некоммерческого искусства.

В саратовском оперном "Евгения Онегина" Чайковского сотворил Андрей Белов. В прошлом свердловчанин, он засветился в Большом театре, где был кем-то вроде ассистента режиссера. Кстати, заглавную партию исполняет знаменитый еще с советских времен Леонид Сметанников. Наконец, Борис Цейтлин, обладатель первой в истории "Маски" за лучший драматический спектакль (шекспировская "Буря" в Казанском молодежном театре в 1995-м), нынче представил два спектакля. Это драматический "Ангел приходит в Вавилон" по Дюрренматту, сделанный в Томске, и оперетта на музыку Дунаевского "И вновь цветет акация:" (оригинальное название "Белая акация") в Ростове, сильно купированная за счет всего советского.

Смысл всех этих наблюдений состоит в следующем: в каждом случае речь идет о личности, способной без опоры на исторически сложившееся реноме в городском или областном театре - фабрике искусств совершать поступки. Заложенное жанром "Маски" отношение к провинции, от которой ждут нечто светлое и чистое, вовсе не исключает менеджерских умений режиссеров, способных создать себе имидж. Кстати, "Маска" и артикулирует себя как прежде всего режиссерский фестиваль.

Итого

Все вышесказанное совершенно естественно, если понять очевидное. "Золотая маска", что бы ни говорили, все же в первую очередь продукт рекламного характера. И логика ее соответствует логике действия рекламного телеролика. О "российском театральном процессе" могут говорить критики в кулуарах, а на деле всегда интересна интрига, игра. Она дает поводы для разговоров. Есть ощущение, что жюри намеренно играет с критикой, всякий раз умудряясь обмануть ее ожидания.

Неважно, как распределятся места - это внутренняя проблема жюри, решающего помимо прочего массу политических задач, например, как развести Москву и Питер, чтобы никто не обиделся. Или как совместить взгляд на театр простого зрителя и румяного критика, этого самого зрителя презирающего. Важнее ситуация, которая провоцирует не стоять на месте, а идти вперед, делать, по выражению режиссера Бориса Юхананова, "новости". Как их делает, например, телекомпания НТВ. n

P.S. Автор выражает благодарность пресс-службе фестиваля за возможность лично составить впечатление о "Золотой маске".

Лауреаты

Опера

Спектакль

"Леди Макбет Мценского уезда", Д. Шостакович, театр "Геликон-опера", Москва

Дирижер

Владимир Понькин "Леди Макбет Мценского уезда", театр "Геликон-опера", Москва

Режиссер

Дмитрий Бертман "Леди Макбет Мценского уезда", "Геликон-опера", Москва

Женская роль

Анна Казакова - Екатерина Измайлова - "Леди Макбет Мценского уезда", театр "Геликон-опера", Москва

Мужская роль

Виктор Черноморцев - Альберих - "Золото Рейна", Мариинский театр, СПб

Балет

Спектакль

"Драгоценности", Мариинский театр, СПб

Современный танец, спектакль

"Зарисовки с натуры", Театр современного танца, Челябинск

Работа балетмейстера, хореографа

Татьяна Баганова "Кленовый сад", "Провинциальные танцы", Екатеринбург

Женская роль

Диана Вишнева - Рубины - "Драгоценности", Мариинский театр, СПб

Мужская роль

Премия не присуждалась

Оперетта/Мюзикл

Спектакль

"Метро", Я. Стоклоса, театр "Московская оперетта"

Дирижер

Георгий Аверин "И вновь цветет акация", театр оперетты, Краснодар

Режиссер

Януш Юзефович "Метро", театр "Московская оперетта"

Художник музыкального театра

Ольга Паутова, Виктория Мозговая "Кленовый сад", "Провинциальные танцы", Екатеринбург

Специальный приз жюри

Виола Ходова за костюмы к спектаклю "Арвайден", Владикавказ

Оркестр Мариинского театра

Драма

Спектакль большой формы

"Потерянные в звездах", по Х. Левину, "Театр на Литейном", СПб

Спектакль малой формы

"Одна абсолютно счастливая деревня", Б. Вахтин, театр "Мастерская Фоменко", Москва

Режиссер

Григорий Дитятковский "Потерянные в звездах", "Театр на Литейном", СПб

Женская роль

Татьяна Кутихина - Москалева - "Дядюшкин сон", Камерный театр, Воронеж

МУЖСКАЯ РОЛЬ

Константин Райкин - Контрабасист - "Контрабас", театр "Сатирикон", Москва

Художник

Сергей Бархин "Черный монах", Театр юного зрителя, Москва

Театр кукол

Спектакль

"Гамлет", театр "Тень", Москва

Работа актера

Премия не присуждалась

Специальный приз жюри

Давид Боровский, "Молли Суини", Малый драматический театр, Санкт-Петербург

Актерский дуэт А. Джигарханяна и И. Чуриковой в спектакле "Город миллионеров", Ленком, Москва

Новация

Спектакль

"Бабы. Год 1945" Балет толстых, Пермь

Приз критиков

"Школа для дураков", режиссер Андрей Могучий

Комментарии
Комментариев пока нет