Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

История - наизусть

26.07.2007
Мы забыли, что такое устные цивилизации

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск
Наша беседа с Геннадием Борисовичем Здановичем началась с того, что я прочитал ему газетную информацию о том, что в Швеции, в школах города Питео, отказались от уроков письма. Что первоклашки на уроки приходят без ручек и тетрадей. Что шведские лингвисты утверждают, будто "современная "пишущая" цивилизация обречена". Что "мир стоит на пороге возврата в устную культуру". Что "письмо как способ коммуникации исчезнет в течение ближайших 50-75 лет".

Мы забыли, что такое устные цивилизации

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Наша беседа с Геннадием Борисовичем Здановичем началась с того, что я прочитал ему газетную информацию о том, что в Швеции, в школах города Питео, отказались от уроков письма. Что первоклашки на уроки приходят без ручек и тетрадей. Что шведские лингвисты утверждают, будто "современная "пишущая" цивилизация обречена". Что "мир стоит на пороге возврата в устную культуру". Что "письмо как способ коммуникации исчезнет в течение ближайших 50-75 лет". Так, по крайней мере, предрек шведский профессор Свен Оман.

Информация произвела на Геннадия Борисовича неизгладимое впечатление. Но Зданович - позже.

А пока - Нисей Мифтахов. В Усть-Катаве он известен как беззаветный борец за справедливость, а в нашем случае интересен как сын Каюма Мифтахова. Как сын, который преданно чтит память об отце. Однажды он пришел ко мне и рассказал историю своего отца.

Мы забываем о том, что эпоха письменности, если ее сравнить с эрой устного слова, - всего ничего, лишь малая доля. Многие тысячелетия человечество обходилось без букв, запечатленных на камне, глиняных табличках, пергаменте или бумаге. Теперь нам уже и не представить, как наши предки удерживали и хранили свой опыт без этих букв. Нам кажется, что без письменности знания легко "улетучивались", пропадали зря.

Мы просто забыли об устных цивилизациях, потеряли к ним интерес как к чему-то отсталому, примитивному, ушедшему в небытие.

Но есть исследователи, которые придерживаются другого взгляда на устные культуры. Один из них - Г.Б. Зданович, известный археолог, хранитель Аркаима, "человек из бронзового века". Послушаем его.

-- Я расскажу о встречах на Аркаиме с Иваном Михайловичем Стеблиным-Каменским, академиком, создателем авестийской школы переводов, полиглотом, ирановедом... На Аркаиме он продолжал работать над подготовкой академического издания "Авесты". Переводил гаты Зороастра. И по вечерам читал нам то, что переводил. И показал нам фильм "Авеста", снятый в Дели, у жреца, работающего в зороастрийских общинах, друга Ивана Михайловича. Фильм был снят по заказу одной американской телекомпании.

Снимали так: камера стояла на одном месте, объектив направлен прямо на жреца, а запись длилась шесть часов. Жрец совершает какие-то ритуальные манипуляции. И все время говорит. А Иван Михайлович нажмет кнопочку "стоп" и нам переводит то, что говорит жрец.

После просмотра один студент спросил гостя: "Вы в общинах зороастрийцев свой человек. Скажите, пожалуйста, ваши комментарии текстов "Авесты" как-то влияют на современное богослужение?" Меня поразил ответ Ивана Михайловича: "Никак". Оказывается, ученый записывает тексты, но жрецы их не читают. Им запрещено читать священные тексты. Запись, оказывается, оскверняет устное священное слово.

Но и это не все.

На Аркаиме какая-то письменность была. Ее элементы. Но создается впечатление, что они не получали развития. Что жречество всячески препятствовало развитию письма. Записи если и были, то они касались только каких-то хозяйственных вопросов. Известно, что ранние глиняные таблички посвящены только хозяйственной деятельности, там вы духовной культуры не найдете.

А самое поразительное - жрец в фильме Ивана Михайловича точно произносит каждое слово, но смысла их не понимает. Иван Михайлович говорил нам: вот он, жрец (называет его имя), знает три европейских языка и несколько индийских, но в "Авесте" он не понимает ни слова. Иван Михайлович понимает, а жрец - нет. Для него это - мертвый язык. Но обратите внимание на точность созвучий. "Авеста" возникла на заре Аркаима, ей 4-5 тысяч лет, и через эти тысячелетия жрец точно передает звуки, не понимая смысла. И ведь это не молитва на листочке бумаги, это шесть часов текста, в котором ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Как это можно запомнить?

Мы на Аркаиме работаем в культурных слоях между ХХI и ХVIII веками до н.э. А "Авеста" была записана в IХ веке до н.э. То есть примерно тысячу лет ее текст держался в умах наших предков. "Ригведа" в долине Инда была записана в ХIV веке до н.э. Здесь - 600 лет разницы. Но древние их тексты абсолютно похожи. Они полностью идентичны.

А древнегреческая мифология? Троянская война была в ХII веке, то есть около 1200 лет до н.э. События этой войны записаны в "Илиаде" и "Одиссее". Гомер не мог участвовать в Троянской войне. Свои поэмы он записал в VII веке до н.э. Через 500 лет! Он не сочинял, у него не было письменных источников, он пользовался устными сведениями. И те подробности, детали, которые он приводит, уже в наше время подтверждались раскопками Шлимана. Не только детали погребений, например, но и описания щитов, каждый завиток на вещи. Так древняя устная традиция сохранила, а в более поздние времена письменность зафиксировала и донесла до нас подробности того времени.

Сегодня мы говорим, что человек использует лишь 5-6 процентов своего мозга. Но зачем нам такой вместительный мозг? Может быть, он потребуется нам в будущем? Или в прошлом мы пережили такой период развития, когда мозг использовался на все 100 процентов? А сейчас он не нужен?

Я убежден, что мы, как люди, как первичные создания природы, очень много потеряли из-за письменности. И только теперь начинаем понимать, почему жрецы боролись с письменностью. А в наших учебниках сказано: если письменности нет - отсталая цивилизация. Оказывается, на заре истории все считалось наоборот. В конце концов письменность "убила" нашу память, низвела ее до примитива. Кто знает, передовые цивилизации будущего, возможно, будут строиться на устной культуре, а примитивы сохранят письмо.

Конечно, я несколько утрирую. Отказаться от письменности едва ли целесообразно. Но мы должны знать, что колоссальная информация, накопленная в компьютерных сетях, - а это вершина письменности - не будет иметь никакой пользы для людей без развитого человеческого мозга, без развитой памяти и способности к аналитическому мышлению.

Да, многие тысячелетия человечество обходилось без письменности. Только пять тысяч лет назад появились знаки и буквы запечатленные. Но письменность возникла и долгое время существовала на очень ограниченной территории - в Ливии, Египте, Финикии. Многие народы, живущие сегодня в России, не имели письменности до начала ХХ века! До Советской власти! И мы, высокомерные представители письменной памяти, не заметили колоссального наследия "устных" народов, которые сохранили богатейшие культурные традиции, передавая информацию о деяниях предков из уст в уста.

"Манас" - это сказание о подвигах первого киргизского батыра Манаса, его сына Семетея и его внука Сейтека в борьбе за свободу и независимость своего народа. Это - устная история киргизов от древних гуннов, когда возникло само слово "киргиз", до восемнадцатого века. Это - энциклопедия, в которой приводятся названия 113 государств, народов и племен, 530 городов, сел, земель, рек Азии, Европы и Африки. Это не только битвы и сечи, но и хозяйство, быт, обычаи, нравы, представления и наставления киргизов.

12110 стихотворных строк насчитывает "Одиссея"

15693 стихотворные строки - "Илиада"

100 000 двустиший в "Махабхарате"

500553 стихотворные строки в "Манасе" (вариант Саякбая Капалаева).

Каюм Мифтахов родился еще в ХIХ веке, в 1892 году, у нас на Южном Урале, в Башкирии, в татарском селе Насибаш, в котором, кстати, родился и поэт Михаил Львов. Школа в соседнем селе Лаклы, медресе "Расулия" в Троицке, высшее медресе "Галия" в Уфе плюс самообразование подняли образование Каюма высоко, выше среднего и, может быть, выше высшего. Достаточно сказать, что он знал шесть языков.

Так случилось, что Мифтахов много лет провел в Киргизии. И случилось так, что делом и смыслом его жизни стало спасение эпоса киргизов "Манас". Он застал последних манасчи, сказителей эпоса, выслушал их и строка за строкой записал то, что они держали в памяти. Труд Каюма Мифтахова - весом и значим. Не зря его имя на торжествах в честь 1000-летия "Манаса" президент Аскар Акаев назвал первым, кого потомки почитают как спасителя эпоса.

Конечно, в историю не возвращаются. И ничего, слава Богу, не повторить. Но брать уроки у истории полезно. Там, в прошлом, много чего зарыто в землю памяти. Мы больше зауважаем себя, если поищем те клады. И краснеть за своих предков не придется.

Комментарии
Комментариев пока нет