Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Мастрюковские озера, Федоровские луга

02.08.2007
Нынешним летом традиционный Грушинский фестиваль авторской песни раздвоился

Татьяна ИЛЬИНА
Самара-Челябинск

Этому грандиозному песенному празднику нет равных в мире.  На "Грушинку" приезжают, чтобы услышать любимых бардов, спеть свои самые заветные песни, окунуться в атмосферу необыкновенной песенной дружбы. Здесь, где "высокопарных слов не стоит опасаться", выходят на сцену замечательные люди, поют самые чистые и самые нежные песни. А зрительный зал прекрасно обходится без потолка, стен и бархатных кресел. "Вместо домов у людей в этом городе небо, руки любимых у них вместо квартир".

Нынешним летом традиционный Грушинский фестиваль авторской песни раздвоился

Татьяна ИЛЬИНА

Самара-Челябинск

Этому грандиозному песенному празднику нет равных в мире. На "Грушинку" приезжают, чтобы услышать любимых бардов, спеть свои самые заветные песни, окунуться в атмосферу необыкновенной песенной дружбы. Здесь, где "высокопарных слов не стоит опасаться", выходят на сцену замечательные люди, поют самые чистые и самые нежные песни. А зрительный зал прекрасно обходится без потолка, стен и бархатных кресел. "Вместо домов у людей в этом городе небо, руки любимых у них вместо квартир". Здесь забывают о национальной розни и классовых признаках. Здесь важнее признаки поэзии, музыки и дружбы. Здесь чувствуешь это необыкновенное единение душ - до кома в горле, до мурашек по коже - и понимаешь, что стоит проехать, пролететь, пробежать тысячи километров сюда, на Грушинский, ради того, чтобы стоять плечом к плечу вместе со всеми и петь: "Милая моя, солнышко лесное..."

История этого фестиваля начинается с 1967 года, когда погиб, спасая детей, куйбышевский студент, турист Валерий Грушин. За эти годы его имя стало символом Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина. За 40 лет их прошло 33. Много раз над фестивалем сгущались тучи. В конце застоя был перерыв в несколько лет. Власти испугались масштабов и непредсказуемости происходящего. В перестройку фестиваль возродился, достигнув невероятного размаха. Пережил фестиваль и распад Союза, и бурные 90-е, и дефолт... В этом году он раскололся на два. Один прошел на традиционном месте, Мастрюковских озерах, другой, "истинный фестиваль им. В. Грушина", - в 12 км от Мастрюков, на Федоровских лугах, там, где он проходил в конце 70-х. Его провели прежние организаторы и основатели - Грушинский клуб.

В прошлом году прошел тендер на право аренды фестивальной поляны. Его выиграла фирма "Мета" из Жигулевска. Скандал начался прямо на 33-м фестивале: Борис Кейльман, президент Грушинского клуба, неизменный ведущий всех фестивалей объявил, что "на цифре 33 фестиваль распяли". И начался спор хозяйствующих субъектов со всеми сопутствующими атрибутами. Меж тем новый арендатор от проведения фестиваля отказываться не собирался - не для того на тендер было потрачено три с лишним миллиона рублей. И, получив отказ от переговоров о фестивале со стороны Кейльмана, владелец "Меты" Николай Мартынов нашел альтернативу - художественный совет фестиваля согласился возглавить Исай Фишгойт. Многие десятилетия Фишгойт организовывал работу жюри конкурса, но в последние годы, не находя общего языка с Кейльманом, отошел от дел. По его инициативе в подготовку к фестивалю включились клубы авторской песни Самары и области, творческое объединение "Самарские барды". Творческим директором стал бывший челябинец Петр Старцев. Юридические же права на "бренд" фестиваля и его символику зарегистрировал директор московского фонда "Фестиваль имени Валерия Грушина" Михаил Грушин - племянник Валерия Грушина, которого и в помине не было, когда друзья Валеры собрались на первый поминальный фестиваль-встречу. Благодаря им этот фестиваль дожил до наших дней (а что если в ближайшие годы появится еще пара-тройка родственников с фамилией Грушины, которые тоже захотят что-то "поиметь" с этого фестиваля?) Племянник начал сотрудничать с "Метой" и дал "добро" на использование бренда. И пошли параллельно два процесса, с одной стороны, борьба Грушинского клуба за землю, потом и за фестиваль, с другой - подготовка к проведению 34-го фестиваля новой командой.

Чьи моральные права правее - Грушинского клуба и Бориса Кейльмана или Исая Фишгойта и клубов, творческих объединений - решает каждый для себя сам. Очевидно другое: когда люди вкладывают во что-то более трех миллионов рублей, значит, они планируют получить с этого прибыль. Отсюда следует, что хотим мы того или нет, фестиваль поставят на коммерческие рельсы и он вынужден будет либо стать неокупаемым, либо превратиться в бизнес-тусовку.

Непонятно, как и каким образом самарские власти, на чьей земле существует такое уникальное явление нашей российской культуры, которое должно быть оберегаемо и хранимо любыми методами и способами, могли допустить проведение этого тендера? Как могли новые хозяева вместе с землей приватизировать и права на проведение этого фестиваля? Как случилось, что клуб имени Грушина остался без юридических прав? Новая команда засучив рукава обвинила клуб имени Грушина в амбициях и нежелании расстаться с монополией на фестиваль. Но ведь у монополистов ничего и не отбирают, а, как правило, создают что-то свое, альтернативное. Конечно, фестиваль нуждался в кардинальной переделке, в коренном улучшении как в плане художественной части, так и в плане организации. Ошибок и недостатков не бывает только у тех, кто ничего не делает. Но как-то не видится больших гарантий, что и новая команда обойдется без этого. Тем более что у нее нет опыта проведения такого масштабного мероприятия. Да и методы, с которыми она вступила в свои "права", не внушают особого оптимизма.

В результате - два фестиваля, два списка приглашенных. На старом месте решено вернуть на фестиваль традиции авторской песни. Лозунг фестиваля - "Тишина. Гитара. Голос". Сохранились почти все традиционные малые площадки фестиваля. Здесь была новая, лаковая плавучая сцена в виде гитары. Гостями этого фестиваля были В. Долина, Д. Сухарев, В. Туриянский, А. Киреев. Был и новый ведущий - А. Мирзаян.

Старая гитара, на которой пели свои песни Визбор, Дольский, Никитины и не одно поколение известных и любимых бардов, переехала на новое место, вместе с Грушинским клубом, где ведущим остался Кейльман. Клуб внес много нового в концепцию своего фестиваля - список приглашенных на него возглавил Юрий Шевчук, который пел свои новые политические песни, а также дуэт Иващенко-Васильев, Г. Хомчик, В. Боков, Е. Решетняк, группы "Гроссмейстер", "Адриан и Александр", "Белая гвардия". Был представлен новый проект А. Иващенко "Новое поколение", проект Г. Васильева "Виртуальный костер". Была возрождена традиция кострового пения. Одна из эстрад была отдана проекту "Зазеркалье". Гостем фестиваля на Федоровских лугах был космонавт дважды герой Советского Союза Г. Гречко.

И в принципе, может, и нет ничего плохого в том, что прошли два фестиваля имени В. Грушина? Конкуренция - двигатель творчества? И все-таки во время фестиваля было непреодолимое ощущение раздвоения, разделенности. Ведь авторская песня всегда объединяла, а не разъединяла людей... Разделились территории, барды, гости, участники. Давно любимый на Грушинском дуэт Гейц и Данилов пел сначала на новом, затем на старом месте. Трио имени Грушина, которое много лет пело вместе, разъехалось по разным фестивалям: А. Исаев был на Мастрюках, А. Головин - на Федоровских лугах. На новой фестивальной поляне мы встретили студента из Самары. У него в рюкзаке были консервы, которые он никак не мог открыть: открывашка была у друга на старой поляне. Разделились компании, которые много лет ездили на Грушинский вместе, а сейчас разъехались по разным лагерям. Мы приютили "одинокую" женщину, у которой муж с детьми уехал на старое место и не захотел ехать сюда, а она - туда. Люди постоянно звонили друг другу, предприимчивые водители организовали на "Газели" перевозку участников между полянами. Большая часть людей приехала на электричке на ночной концерт на новую поляну.

Думается, что никакие тендеры, никакая прибыль не смогут заменить ту любовь, созидание, взаимопонимание, которые столько лет объединяли здесь это песенное братство.

Комментарии
Комментариев пока нет