Новости

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Сильный ветер, переметы и гололедица блокировали дороги Челябинской области.

На Южном Урале с размахом прогонят надоевшую зиму.

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Два мира - две политики

11.07.2000
Гастроли театров оперетты в Челябинске

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Выступления оперетты в нашем городе- верный признак наступления скучного лета. Вот и нынче нас решили развеселить, устроив "Гастроли театров оперетты" - Свердловской и Московской.
Сразу отметим, что москвичей подвела некорректная реклама. Если екатеринбуржцы приехали к нам с ясно продуманным и репрезентативным репертуаром, прихватив декорации, оркестр и театральную машинерию, то в случае с Московской опереттой говорить о гастролях - явное преувеличение. Творческая командировка группы артистов.

Гастроли театров оперетты в Челябинске

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Выступления оперетты в нашем городе- верный признак наступления скучного лета. Вот и нынче нас решили развеселить, устроив "Гастроли театров оперетты" - Свердловской и Московской.

Сразу отметим, что москвичей подвела некорректная реклама. Если екатеринбуржцы приехали к нам с ясно продуманным и репрезентативным репертуаром, прихватив декорации, оркестр и театральную машинерию, то в случае с Московской опереттой говорить о гастролях - явное преувеличение. Творческая командировка группы артистов. Так!

Это принципиальное замечание сразу уводит нас от соблазнов творческого сравнения. Однако провести некие параллели все же нелишне. Свердловская музкомедия - традиционно сильный театр, что называется, с большими традициями. Нынешний ее худрук Кирилл Стрежнев четко выдерживает политическую линию. У него это три кита: европейская и русская классика, а также мюзиклы. Что и нашло отражение в спектаклях, показанных у нас.

"Княгиню чардаша" И. Кальмана мы уже видели на аналогичных гастролях два года назад, но тогда артисты пели "под минусовку". Нынче же живой звук слаженного оркестра (хоть и в сокращенном составе), ведомый главным дирижером Б. Нодельманом, дал представление об уровне культуры театра, а именно: качественном соответствии его компонентов. Для режиссера Стрежнева было непростым делом ввести постмодернистскую линию, не нарушив общего равновесия классического произведения Кальмана. Причем рефлексии современного театра над старой доброй опереттой вытащенными на сцену большими куклами отнюдь не ограничиваются. Вот, например, попытки сделать старшее поколение труппы, и в первую очередь исполнительницу партии Сильвы Н. Басаргину, частью динамичного шоу вызывают подозрения в ироническом умысле. Но главное состоит в том, что режиссер верно нашел ключ к решению произведения Кальмана, сделав упор на смене жанровых вех. Три акта, где каждый можно прочитывать как отдельное высказывание, где завязка соответствует драме, конфликт - мелодраме, а развязка, как и полагается, - фарсу.

Неожиданно остроумным получилась "русская" часть гастрольной программы. "Девичий переполох" на музыку Ю. Милютина мог бы быть скучным спектаклем для "юных зрителей", если бы не явные эротические коннотации. И правильно, ибо тема выбора невест вообще, а для царя и подавно, - что "непристойный" анекдот. Но таковой имеет интересную особенность: главное - не о чем, а как. Режиссер спектакля - все тот же К. Стрежнев - дальновидно делегирует часть полномочий пантомиме и хореографии (балетмейстер Г. Бахтерев). А еще - посадив на сцене целый ансамбль народных инструментов. Музыканты, одетые в сценические костюмы, одновременно комментируют действие, являясь и частью драматургии.

Вообще сегодня в России немного режиссеров музтеатра, так ловко манипулирующих театральным инструментарием. Номинированный на "Золотую маску-2000" спектакль "Черт и девственница" А. Тровайоли - последний "хит" екатеринбуржцев.

Серьезные вокальные номера здесь идут вперемешку чуть ли не с акробатикой и мгновенными переодеваниями-перевоплощениями - все это требует изрядной физической выносливости и отточенного мастерства.

"Черта" екатеринбуржцы давали на сцене академической драмы. И здесь, чтобы уместить оркестр, пришлось рассаживать его по сцене. Тоже своего рода режиссерская находка по принципу "Голь на выдумки хитра". Сегодня Свердловский театр во многом имеет успех как четко отлаженный механизм, в котором немаловажную роль играют, помимо прочего, световая партитура, технические "примочки" вроде портативных радиомикрофонов - вещь для мюзикла жанрово необходимая и т.д.

Современно мыслящий Стрежнев доверил хореографическое оформление "Черта" челябинцам - Ольге и Владимиру Пона. Справедливости ради стоит сказать, что нашим хореографам лучше всего удается, так сказать, чистый танец, где они вольны выбирать и музыку. А "Черт" - это музыкальная мозаика, в которой перемешаны практически все стили ХХ века. Как, скажем, современной хореографии рефлексировать над рэпом? Большой вопрос.

Кстати, оформлял спектакль тоже бывший челябинец Сергей Александров. Калейдоскопичная сценография, своего рода спрессованное до художественных формул время, есть главная, на наш взгляд, интрига сюжета. И в какой-то мере самого жанра "несерьезного" музыкального театра, пытающегося совмещать совершенно различные пласты культуры ХХ века:

Напротив, приезд в Челябинск артистов Московской оперетты, показавших "походные" варианты "Веселой вдовы" Ф. Легара и "Летучей мыши" И. Штрауса, стал мил челябинским слушателям не поиском, но узнаванием. Ю. Веденеев и С. Варгузова нам хорошо знакомы и хороши уже тем, что авантюрные по своей природе поездки по стране для них не повод халтурить. Просто класс уже не позволит этого делать.

Между тем недавно в Московской оперетте играли премьеру - "Марицу". Этот спектакль, сделанный после нескольких лет экспериментов в традиционной манере, заставил публику и критиков говорить об удаче театра.

Желание и возможность заниматься экспериментами у наших соседей-екатеринбуржцев и удовольствие, которое получают москвичи от своей "классичности", говорят, быть может, о тенденции. Провинция избавляется от гнетущих комплексов априори подражателя и поставщика талантов для столиц, найдя таким образом свою нишу в пространстве российской культуры. А у Москвы останется функция исполнительского и жанрового эталона. С чем можно успешно ездить в провинцию, даже не беря с собой оркестр, декорации, балет и проч. n

Комментарии
Комментариев пока нет