Новости

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Кто украл Куинджи?

10.08.2007
(Окончание.  Начало на 6-й стр.)

Иной взгляд
Поскольку милиция предпочитает быть лаконичной, у наблюдателей возникают собственные соображения. Свою версию случившегося предложил известный эксперт по работе правоохранительных органов, подполковник внутренней службы в отставке Владимир Филичкин. По его мнению, искать нужно рядом.

(Окончание. Начало на 6-й стр.)

Иной взгляд

Поскольку милиция предпочитает быть лаконичной, у наблюдателей возникают собственные соображения. Свою версию случившегося предложил известный эксперт по работе правоохранительных органов, подполковник внутренней службы в отставке Владимир Филичкин. По его мнению, искать нужно рядом. И таинственного "заказчика" не было. Более того - не было и самого налета на галерею, а все это искусная инсценировка!

-- Обратите внимание на место преступления, - говорит Владимир Филичкин. - Вход в галерею и окна расположены прямо у проезжей части. Улица Труда хорошо просматривается. Утром дороги свободные, это значит, во-первых, любая остановившаяся здесь машина привлекла бы внимание, а во-вторых, милицейский патруль прибывает на место происшествия намного быстрее, чем днем. Отдел вневедомственной охраны расположен на улице Елькина всего в каких-то 400 метрах от галереи. В любой момент с примыкающих улиц могла выехать патрульная машина, курсирующая рядом, и преступники не могли этого предусмотреть в принципе. Риск слишком велик. Какой же идиот пойдет на такое?

Выяснить степень лихости преступников я решил у первоисточника. Одним из моих экспертов стал Андрей. Фамилию его я, по понятным причинам, не указываю, но скажу, что за его плечами несколько судимостей и авторитет в известной среде.

-- Да почему не пойдет, если обезбашенный? Риск не так уж велик, сколько там потолок по этой статье? Шесть лет, что ли. Табуреткой высадил окно, рванул картины и свалил. На все про все уйдет минута:

Но вернемся к версии Филичкина. Он убежден, что в похищении могут быть замешаны работники самой галереи. Картина преступления могла выглядеть так.

-- Кого-то из сотрудников музея, знающего расположение картин и пробелы в системе охраны, знакомый или сожитель подговорил на авантюру. Картины украли еще с вечера. Незаметно для остальных сотрудников срезали, потом спокойно поставили галерею на сигнализацию. А ночью, для отвода глаз, просто разбили стекло, - рассуждает Владимир Филичкин. - На это ушло гораздо меньше времени, чем если бы воры залезли в зал, искали картины, потом срывались с места преступления. Именно поэтому наряд вневедомственной охраны не заметил ни следов, ни машины. А главное, не нужно было бы связываться со всякими "обезбашенными", которые могли и проговориться, и просто "кинуть". Ну и дважды срабатывавшая ранее сигнализация тоже может свидетельствовать о причастности кого-то из самой галереи:

Если следовать логике Владимира Филичкина, то за эти шесть лет кто-то из этих людей должен был заметно разбогатеть.

-- Не обязательно. Во-первых, не факт, что это принесло бы непосредственным похитителям большие деньги. Во-вторых, возможно, возникли трудности с реализацией - вспомните известную историю с похищением "Моны Лизы" из Лувра: там похититель так и не смог найти покупателя за несколько лет. Наконец, в-третьих, могло случиться что-то незапланированное. И вообще, логика преступников-дилетантов - самая загадочная для сыщиков:

Такова, подчеркну, личная версия Владимира Филичкина.

Когда их найдут:

Все эти детективно-романтические подробности интересны до известной степени. Подполковник Чекалов спокойно и убежденно говорит: "Рано или поздно картины будут найдены". К сожалению, эта фраза звучит как-то уж слишком философски. Директор областного Музея искусств, в состав которого теперь входит картинная галерея, Станислав Ткаченко считает, что, при всей загруженности, у милиции должны быть приоритеты.

-- Все-таки похищение работ Куинджи - преступление общественно значимое, речь идет о государственной собственности, причем значительной историко-культурной ценности. А специалистов в подобных делах, судя по всему, в челябинской милиции нет. Кстати, на меня очень неплохое впечатление произвели следователи прокуратуры, расследующие сейчас так называемое "Картинное дело" (его еще называют "Делом Бочкарева". - А.В.). По крайней мере, эти сотрудники могут отличить Шишкина от Поленова:

Справедливости ради нужно отметить, что в активе челябинской милиции есть раскрытые "антикварные" дела. И довольно громкие. Но гораздо важнее сейчас усвоить урок этой истории и не дать преступникам на "разогретом" рынке украсть другие наши шедевры. Фонды областной картинной галереи насчитывают 12 тысяч экспонатов. В каталоге русской живописи, выпущенном только в прошлом году, - 223 предмета. Два из них - украденные этюды Куинджи. Есть смысл сохранить оставшиеся.

Сейчас в картинной галерее круглосуточный пост милиции. Наконец-то нашлись деньги на охрану и на каталог - пока только русского искусства. Здесь есть изображения и описание работ. Это не менее важная часть охраны экспонатов, чем милиционер у входа. Мало кто сейчас думает о том, что будет сразу вслед за тем, как этюды Куинджи будут найдены. А вдруг их нынешний "владелец" скажет, что это совсем другие работы знаменитого мастера? Или вариация-реплика? Или вообще работа другого художника - современника Куинджи - ему ведь много подражали:

И можно не сомневаться, что этот человек представит документальные доказательства - уж если на картины деньги нашлись, то на справки тем более. Вот тут начнется самое сложное: галерея обязана будет доказать свое право на них. Это непросто, учитывая, что фотографии этюдов сделаны лет 40 назад, они черно-белые, что в случае с колористом Куинджи звучит пессимистично. Да и подробного описания нет. Это отдельная работа и, разумеется, затраты.

Вместо послесловия

Подводя культурные итоги 2001 года, "Челябинский рабочий" поставил похищение работ Куинджи на первое место. И речь не только об очевидном резонансе, который вызвало это преступление. Хочется думать, что у власти изменилось само представление о ценности культурного наследия. А может, и о самом понятии "культура" - она ведь на самом деле не падчерица, а скорее уж, "богатый дядюшка". Которого нужно беречь и лелеять, иначе наследство уйдет другому. Может быть, в 2001 году этюды Куинджи объективно были нужнее таинственному "заказчику", потому и ушли. Но теперь мы, кажется, поняли, что они необходимы нам. И где их взять?

Комментарии
Комментариев пока нет