Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Маршрут его судьбы

17.04.2001
Накануне 90-летия В.Н. Гусарова вышла в свет книга  его воспоминаний

Лидия ПАНФИЛОВА
Челябинск

Имя Владимира Николаевича Гусарова хорошо известно в Челябинске. Бессменный руководитель ЧЭМК, первенца отечественной ферросплавной промышленности, Герой Социалистического Труда, орденоносец, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор более ста изобретений, почетный гражданин Челябинска, Гусаров поистине был человеком-легендой. Он побывал в США и других развитых странах, но всегда оставался патриотом своей страны и в особенности завода и так и не согласился променять свою трудную должность на куда более спокойное кресло столичного чиновника.

Накануне 90-летия В.Н. Гусарова вышла в свет книга его воспоминаний

Лидия ПАНФИЛОВА

Челябинск

Имя Владимира Николаевича Гусарова хорошо известно в Челябинске. Бессменный руководитель ЧЭМК, первенца отечественной ферросплавной промышленности, Герой Социалистического Труда, орденоносец, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор более ста изобретений, почетный гражданин Челябинска, Гусаров поистине был человеком-легендой. Он побывал в США и других развитых странах, но всегда оставался патриотом своей страны и в особенности завода и так и не согласился променять свою трудную должность на куда более спокойное кресло столичного чиновника.

Всю жизнь В. Гусаров проработал на далеком от Москвы Урале, но от этого его фигура не потеряла своей масштабности. Он всегда оставался государственным человеком, не боявшимся отстаивать свою правоту, если речь шла об интересах дела. Когда первый в Челябинской области пионерский лагерь комбината "Акакуль", построенный электрометаллургами, передали в ведение "сороковки", В.Н. Гусаров написал Сталину. "Акакуль" удалось отстоять: Современники вспоминают, что по записке Владимира Николаевича человека принимали в любом кабинете в Москве. Один из ректоров старейшего челябинского вуза рассказывал, что министерство не открывало финансирование нужного городу и студенчеству спортивного объекта, и тогда он поделился своей проблемой с Гусаровым. Владимир Николаевич написал записку такого содержания: "Слава, прими подателя сей записки и по возможности окажи ему необходимую помощь". "Славой" был тогдашний министр высшего образования, бывший директор Института стали и сплавов В.П. Елютин. Он лично принял "подателя сей записки", внимательно его выслушал, в итоге проблема финансирования спортивного объекта была решена.

При всем своем авторитете и реальной власти В.Н. Гусаров отличался простотой в общении: жил в обычном доме по улице Российской, ходил на работу пешком, любил сразиться в городки и посидеть с удочкой на берегу реки:

В череде событий, приуроченных к юбилею В.Н. Гусарова, - презентация его книги воспоминаний "Судьбы моей маршрут", четырехтысячным тиражом вышедшей в Южно-Уральском книжном издательстве. Это уже третья книга В.Н. Гусарова, в которой он рассказывает о своей жизни, о становлении комбината, о встречах с интересными людьми, подаренных ему судьбой. В веренице этих портретов "всесоюзный староста" Михаил Иванович Калинин, наркомы Серго Орджоникидзе и Климент Ворошилов...

Я думаю В.Н. Гусарову не чужд был и талант литератора. Потому что только цепкая память художника может хранить такие подробности нравов, как описание кулачных боев между жителями Заречной и Заручейной частей Челябинска, сюжеты цирковых представлений, вечерние картины быта, когда по главной улице уездного Челябинска пастухи гнали стадо коров, за которым поднималось огромное облако пыли...

Что стало побудительным толчком для написания книги и почему она увидела свет только сегодня? Этот вопрос я задала литературному помощнику Владимира Николаевича челябинскому журналисту и литератору Э.А. Подтяжкину:

-- Над последней книгой своих воспоминаний Гусаров начал работать в 1993 году. Он давно сотрудничал с прессой. Особенно запомнились читателям серия его статей "Две недели за океаном", опубликованных на страницах "Челябинского рабочего", публикации о приезде на ЧЭМК американской делегации, о женских плавильных бригадах, работавших на ЧЭМК во время войны, об электромонтере Пугачеве и плавильщике Лукине и другие. Учитывая читательский интерес, я предложил Гусарову связать эти сюжеты воедино, сделав основу для более масштабного литературного произведения. Он посетовал на здоровье и нехватку времени, но спустя некоторое время показал мне рукопись под названием "Автобиография". Это были начальные главы, написанные живым и образным языком, я посоветовал Гусарову непременно продолжить начатое и предложил свою помощь. Мы стали вместе работать над будущей книгой. К сожалению, Владимир Николаевич не успел довести ее до конца. Эту обязанность взял на себя я. Помогли многочисленные публикации в газетах и журналах, стенограммы гусаровских выступлений на собраниях и конференциях, записи его бесед с рабочими, воспоминания друзей, собственные впечатления. Путь книги к своему читателю оказался достаточно долгим.

-- Первоначально воспоминания были названы "У огня",- продолжает Эрнест Алексеевич,- но автор счел его слишком помпезным. Нынешнее название "Судьбы моей маршрут" подсказала сама жизнь. Ведь Гусаров ходил на работу и с работы пешком. По улице Российской доходил до главной проходной и, не заходя в кабинет, направлялся в цехи. Ежедневный "рацион" составлял 3 км, а в общей сложности директор прошагал таким манером почти 50000 километров. Путь руководителя, выбранный им самим, - "Судьбы моей маршрут" :

Конечно, несмотря на 300-страничный объем, далеко не все события жизни В.Н. Гусарова вместились в новую книгу. Соратник Владимира Николаевича ветеран комбината В.Ф. Серый делится воспоминаниями, которые остались "за кадром" :

-- Имя Гусарова я впервые услышал, когда учился в Московском институте стали и сплавов. Наш любимый преподаватель В.С. Емельянов рассказал нам о некоем Гусарове, который делает у себя в Челябинске то, чего не делает никто в мире. Практику я проходил на ЧЭМК и, помнится, мечтал увидеть знаменитого Гусарова. Оказалось, нет ничего проще: ежедневно в 10 часов утра директор появлялся в дверном проеме, за руку здоровался с плавильщиками, изучал анализы плавок. В первый же день он заметил новенького и спросил, кто такой. "Студент", - ответил я, а на вопрос, как идут дела, сказал, что тяжеловато. Это было правдой. Поставили меня к 14-й печи с ручной за-грузкой, условия были тяжелейшие. "Тяжело в учении - легко в бою", - сказал директор:

В 70-х годах я занимал на комбинате пост первого заместителя начальника технического отдела по технологии. И В.Н. Гусаров поручил мне необычное задание: собрать бригаду специалистов и отправиться в Чимкент на фосфорный завод. Его купили за валюту, а стойкость электродов оказалась ниже всякой критики. Вопрос подняли на одном из столичных совещаний, и ЧЭМК стал чем-то вроде технологического куратора чимкент-ского предприятия. Мы собрали бригаду, поехали в Чимкент, изучили ситуацию и помогли найти технологическое решение проблемы. На комбинат пришла благодарственная телеграмма, авторитет ЧЭМК как флагмана отрасли укрепился еще в большей степени.

-- А какое качество, по-вашему, было у Гусарова преобладающим?

-- Чувство ответственности. Он не терпел халатности даже в мелочах, и сам был в этом отношении примером для окружающих. А я однажды, грешным делом, доверился помощникам и, не перечитав деловое письмо после машинистки, поставил на нем свою подпись. Гусаров вызвал меня "на ковер". "Знаешь, - говорит, - почему Римская империя развалилась? Потому что чиновники подписывали документы, не читая!"

К счастью, он быстро отходил и никогда не таил зла. Рабочие его не боялись, а уважали.

Своим появлением на свет книга "Судьбы моей маршрут" во многом обязана и бывшему генеральному директору ЧЭМК В.П. Чернобровину. На титульном листе - адресованные ему слова благодарности и подпись - "Семья Гусаровых". Каковы были отношения людей, руководивших комбинатом на разных промежутках его истории?

-- Владимир Николаевич Гусаров был на редкость масштабной и яркой личностью, - вспоминает В.П. Чернобровин. - Он сам был как будто живая история, и поначалу, когда я только пришел на комбинат, мне и приблизиться-то к нему было неудобно. Но шло время, и получилось, что Гусаров сам меня заприметил. Несколько раз заговаривал со мной, интересовался делами, а однажды - в ту пору я уже был председателем профкома - предложил избрать меня секретарем парткома комбината. Я не дал согласия, Гусаров не стал настаивать. Возможно, он просто хотел проверить меня, возможно, действительно видел во мне какие-то качества, которые ему импонировали. Одно могу сказать наверняка: для меня Владимир Николаевич навсегда остался человеком, на которого я внутренне равняюсь. Он внес лепту не только в развитие ЧЭМК, но и всей отрасли, с его помощью построены многие промышленные предприятия Челябинска. Благодаря ему на комбинате была начата программа жилищного строительства, а в шестидесятых годах осуществлено массовое переселение людей из бараков в благоустроенные квартиры. Именно в его бытность построены дом отдыха электрометаллургов "Сугояк", профилакторий, плавательный бассейн, Дворец спорта, медсанчасть, кинотеатр "Искра" и много других объектов.

В общем, по истории комбината можно писать историю нашего края. Именно поэтому руководители ЧЭМК проявили заинтересованность в том, чтобы процесс становления комбината и судьба его легендарного директора были воссозданы во всех подробностях. Это - тот бесценный материал, из которого складываются традиции. И если книга "Судьбы моей маршрут" найдет путь к сердцу читателей, значит, все, кто содействовал ее изданию, достигли своей цели. n

Комментарии
Комментариев пока нет