Новости

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Образование: правда и домыслы

17.04.2001
Интервью министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова "Челябинскому рабочему"

Реформы образования, вопросы - чему учить, как учить, какими быть школе и вузу и т.п. - волнуют сегодня всех, в том числе и читателей нашей газеты.

Интервью министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова "Челябинскому рабочему"

Реформы образования, вопросы - чему учить, как учить, какими быть школе и вузу и т.п. - волнуют сегодня всех, в том числе и читателей нашей газеты. Понимая это, В.М. Филиппов счел необходимым разъяснить суть преобразований в подведомственной ему сфере на страницах нашей газеты.

Перемены назрели

-- Говорят, что наша система образования уже находится на уровне слаборазвитых стран, надо что-то менять:

-- Около 50 процентов российских школьников не осваивает более половины программных знаний по физике, химии, биологии. (И эти официальные данные о российской школе опубликованы во всех странах Европы после обследования в 1995-1997 гг. почти 2 тысяч российских школ).

Перегрузка школьных программ губит здоровье детей, 40 процентам поступивших в вузы запрещены не только занятия спортом, но и обычные занятия физкультурой.

Родители вынуждены платить в большинстве гимназий, лицеев и т.п. за "углубленную программу" и еще за многое "разное". При этом практически невозможно поступить в вуз на основе школьной программы - без репетиторства или платных курсов, без "договорных" отношений "вуз-школа".

На сегодня лишь 53 процента детей в стране посещают детские сады, отсюда - проблема "равного старта" детей в первом классе. В крупных городах развилось "дошкольное репетиторство". Можно ли говорить, что не надо ничего менять в образовании?!

О двенадцатилетке

-- Говорят, кто учится сегодня в школе, минует переход на 12-летнее обучение?

-- К сожалению, требуется почти 7-летняя экспериментальная апробация этого перехода, подготовка новых учебников и педагогических кадров. Да, мы остались единственной страной в Европе, кто не перешел к приведенной структуре 12-летнего образования (уже даже все наши бывшие европейские республики СССР перешли - все страны Балтии, Украина, Беларусь, Молдова). Но Россия начинает с 1 сентября 2001 года апробацию в режиме эксперимента только примерно в 1,5 процента российских школ.

Кстати, еще раз подчеркнем, в связи со слухами о призыве в армию или о "великовозрастности" выпускников введение 12-летнего школьного образования во всех странах происходило (так будет и в России) не добавлением лишнего года "сверху", а более ранним - с 5,5-6-летнего возраста начала обучения в школе.

О тестах и едином экзамене

-- Говорят, что единые государственные экзамены переведут коррупцию и репетиторство из стен вуза в школу, что тестовая система оценки знаний погубит российскую школу и т.п.

-- Единые государственные экзамены будут сдаваться, как правило, вне стен школы, где ребенок учился, и вне стен конкретного вуза, куда ребенок собирается поступать. Экзамены организуют региональные комиссии, в которые будут входить представители администраций, общего среднего и высшего образования, представители родителей, общественности.

Сегодня, выдавая выпускникам государственный аттестат об окончании школы, мы не имеем в стране государственной оценки знаний школьника: оценку, например по физике, в школьный аттестат ученик получает, как правило, от того же учителя, который его учил физике. Это, кстати, одна из причин, почему при нашем хорошем школьном образовании аттестаты российских школьников не признают за рубежом. Введение единых государственных экзаменов покажет, как в какой школе преподают, и выводы могут делать ежегодно и директора школ, и учителя, и родители.

Никто никогда не планировал введение единых государственных экзаменов сводить к системе тестов. (Кстати, английское слово "test" означает проверять; у нас же под тестом чаще всего ошибочно понимают только выбор правильного ответа, а ведь существует система так называемых "открытых тестов". Например, недавно я показывал журналистам тест по биологии Калифорнийского университета, где от учащегося требовалось нарисовать схему взаимодействия мозга, нервной системы, сердца и некоторых других органов человека).

В рамках трехлетнего эксперимента планируем отработать как тестовые, так и обычные письменные формы сдачи экзаменов. Более того, планируем апробировать в эксперименте и так называемую трехуровневую систему сдачи единых государственных экзаменов. Первый уровень - для тех, кто не собирается продолжать обучение в вузе. Второй - для тех, кто собирается туда поступать. И третий - для поступающих на специальности с повышенными требованиями, например в физтех, МИФИ, МГУ и т.п.

Сегодня дети из малообеспеченных слоев населения, дети тех же учителей из Сибири, Дальнего Востока, да и просто из российской глубинки не имеют денег, чтобы поехать в вузовские города (Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) только для того, чтобы попробовать сдать вступительные экзамены. (Да и что пробовать, если при вузах есть свое репетиторство, платные курсы, целевой прием, "договорные школы" и т.п.). Вот и плодим мы сотни "международных и межпланетарных" университетов, филиалов вузов практически в каждом райцентре России, дискредитируя российское высшее образование. Сдав же единые государственные экзамены и направив их итоги, никуда не выезжая, в несколько вузов, способный выпускник школы будет иметь более объективные возможности быть принятым в вуз.

Компьютеры - селу

-- Говорят, что государство хочет закрыть малочисленные сельские школы, ибо они экономически неэффективны.

-- В действительности же государство планирует уже в 2001 году направить на сельские школы намного больше ведомств, чем на городские и чем это делалось в предыдущие 5 лет. Две трети всех школ страны - сельские. Но при этом в России около 10 тысяч школ, в которых менее 50 учащихся, и еще 10 тысяч школ, в которых менее 200 учащихся. При значительно более низком качестве знаний у сельских школьников затраты на одного учащегося сельской школы в 2-3 раза выше, чем на одного учащегося городской школы.

Говоря об оптимизации сети сельских школ, Правительство России намерено решать две задачи. Первая - сохранение сети сельских школ везде, где для этого могут быть условия. Одновременно планируем расширение уже имеющейся практики создания на базе сельских школ культурно-образовательных центров, в которые должны входить школа, библиотека, клуб, медпункт.

Вторая задача - повышение качества образовательного процесса в сельской школе. Для этого по поручению Президента В.В. Путина Правительство России на паритетных условиях с субъектами РФ выделило уже в 2001 году более 2 миллиардов рублей на приобретение компьютеров, на переподготовку сельских учителей.

О новых стипендиях

-- Говорят, что введение единых государственных экзаменов все равно не решит проблему справедливого доступа к высшему образованию - у детей из малообеспеченных семей нет денег, чтобы жить и учиться в крупных городах.

-- Это действительно проблема, но не совсем образовательная, а социально-экономическая.

Одним из таких механизмов ее решения станет новая система стипендиального обеспечения - введение академических и социальных стипендий. Нынешняя стипендия студентов включает функцию поощрения за успеваемость и функцию социальной поддержки. Но в силу уравнительного подхода в значительной мере не обеспечивается ни одна из этих функций.

Более того, существующие на практике правила назначения стипендии студентам на самом деле являются не вполне социально справедливыми. Стипендия назначается, как правило, если в сессию студент не получил "троек". В итоге студенты из обеспеченных семей, у которых за плечами при поступлении были платные курсы, репетиторы, которым не надо подрабатывать ночами, сдают лучше сессии и получают стипендию в 200 рублей, которая им в общем-то не очень-то и нужна. А студенты из малообеспеченных семей, у которых не было такой предварительной подготовки при поступлении в вуз, да которые еще и подрабатывают вечерами и ночами, получив в сессию 1-2 "тройки", остаются без стипендии. Справедливо? Ясно, что детям "березовских" и "гусинских" социальная составляющая стипендии не должна выплачиваться, но они могут претендовать на стипендию за успехи в учебе.

Новая система стипендиального обеспечения вводит академические стипендии - за хорошую и отличную успеваемость, за успехи в научно-исследовательской работе, и она будет относительно существенной (например, с 1 января 2002 года - около 700 рублей). На эту академическую стипендию могут претендовать все студенты, вне зависимости от их материального положения.

Одновременно для студентов вводится социальная стипендия на основе данных о материальном положении их семьи, и она также с 1 января 2002 года может быть около 700 рублей. Естественно, если студент из малообеспеченной семьи еще и учится хорошо, то его суммарная стипендия может быть около 1400 рублей. Вот это уже реальная поддержка нуждающихся!

О заработной плате

-- Говорят, что заработная плата работников образования в среднем находится ниже прожиточного минимума.

-- А вот это действительно так, и это - одна из трагедий российского общества. Конечно, речь идет о средней заработной плате. Заработная плата профессорско-преподавательского состава вузов выше, но тем более обидно, что оплата труда российского учителя - ниже прожиточного минимума.

Понятно, что уровень оплаты труда бюджетников (учителей, врачей, работников культуры и т.п.) зависит от состояния экономики. Очевидно, что Россия не может повторять недавней еще ошибки - искусственно доводить среднюю заработную плату до 200-300 долларов: еще одного кризиса "августа 1998 года" российская экономика и страна в целом могут не выдержать.

И все же социальный блок Правительства России под руководством вице-премьера В.И. Матвиенко разрабатывает целый ряд подходов по улучшению оплаты труда в бюджетной сфере.

Безусловно, будет повышение оплаты труда в 2001 году. Сейчас идут расчеты - с какого месяца, на сколько и т.п.

Министерством образования совместно с ЦК профсоюза работников народного образования и науки подготовлены предложения об изменении статуса общеобразовательных школ - учителя, их заработная плата не должны быть заложниками местных муниципальных бюджетов. Речь идет о введении соучреждения школ муниципалитетом и субъектом РФ таким образом, чтобы, например, ответственность за заработную плату была на бюджете субъекта Федерации - там, где это необходимо, ибо бюджеты крупных городов, как правило, сами справляются с этой задачей. Содержание же школ - ремонт, подготовка к учебному году, оплата коммунальных платежей - может оставаться за бюджетами муниципалитетов.

Жесткая привязка оплаты труда педагогов к разрядам Единой тарифной сетки (ETC) ограничивает возможности образовательных учреждений увеличивать заработную плату педагогам. Одним из механизмов решения этой проблемы является начинающаяся в этом году экспериментальная апробация нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений, которая дает полную свободу образовательным учреждениям устанавливать заработную плату педагогам, другим работникам образования в пределах заработанного фонда оплаты труда.

Смотрим на Запад?

-- Говорят, что российское образование подстраивается под западные критерии?

-- В образовании так же, как и в экономике, есть общемировые тенденции, законы, игнорирование которых неминуемо приведет к отставанию. Например, более 80% государств мира используют аналог "единых государственных экзаменов", "национальные тестирования", и это - очевидная тенденция движения образовательных услуг к человеку, а не поездка человека за образовательными услугами в крупные города, как это было еще полвека назад. В этом же контексте продвижение образовательных услуг к человеку с помощью технологий открытого, дистанционного обучения получит в ближайшее десятилетие с помощью глобальных информационных сетей такое массовое распространение, что может существенно изменить всю систему, по крайней мере, высшего образования. И нельзя "проспать" эту революцию - пренебрежение кибернетикой (которую обозвали "лженаукой") пятьдесят лет назад до сих пор аукается нам отставанием в массовом применении компьютерных, информационных технологий.

Не хотим смотреть на Запад? Давайте посмотрим на Восток.

В Китае, в огромной стране с достаточно слаборазвитой инфраструктурой и бедной деревней, действует система единых государственных экзаменов, заменившая выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в конкретные вузы.

В Китае практически все студенты должны платить за свое обучение в вузах. Но фактически это выглядит так: студент берет кредит у государства, от 300 до 500 долларов в год платит ежегодно за обучение в тот вуз, куда идет учиться. Но если по окончании вуза студент идет работать по государственному распределению (агрономом или врачом в деревню, учителем в школу и т.п.), то кредит не возвращается - человек получает высшее образование бесплатно. Если же выпускник по окончании вуза не хочет идти работать по распределению, а идет в коммерцию или уезжает за рубеж - обязан вернуть кредит государству! И нет никаких стенаний об "утечке умов". Есть просто эффективные, стимулирующие работу вузов организационно-экономические механизмы.

Вместе с тем в мире не существует ни одной идеальной системы образования - каждая система образования связана со своими культурно-историческими традициями и зависит от социально-экономического положения страны.

Российский народ не просто устал от череды уже почти двадцатилетних реформ разных отраслей - народ уже не верит и даже боится любых реформ. В связи с этим позволю напомнить один анекдот: "Гипнотизер стоит на улице с другом и говорит ему: "Хочешь, я сейчас сделаю так, что вон из того окна жильцы выбросят телевизор?" Смотрит гипнотизер на окно, смотрит: Наконец, окно открывается, высунувшийся мужчина кричит: "Ну нет у нас телевизора, нет!"

Ответы на домыслы, на все самые острые и "больные" вопросы российского образования показывают, что и у Правительства России нет иных целей, кроме как повышение качества образования и расширение его доступности для всех слоев населения. n

Комментарии
Комментариев пока нет