Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Марш-бросок по Приполярному Уралу

05.09.2007
Трое южноуральцев покорили самую высокую точку нашего края

Под размеренный стук колес скорый поезд уносил меня за сотни километров от дома. Напротив сидели мужчина и женщина. Сергей из Златоуста - руководитель и мой отец. Татьяна - жительница Трехгорного, год назад она увидела фотографии Приполярного Урала и загорелась желанием там побывать.
Разложив на столе карту, мы еще раз внимательно смотрим на тот район, куда хотим попасть.

Трое южноуральцев покорили самую высокую точку нашего края

Под размеренный стук колес скорый поезд уносил меня за сотни километров от дома. Напротив сидели мужчина и женщина. Сергей из Златоуста - руководитель и мой отец. Татьяна - жительница Трехгорного, год назад она увидела фотографии Приполярного Урала и загорелась желанием там побывать.

Разложив на столе карту, мы еще раз внимательно смотрим на тот район, куда хотим попасть. Целью нашего похода является самая высокая точка Урала - гора Народная.

На пути к самому "Желанному"

Север встретил серыми унылыми красками. Мимо проносились заброшенные дома и забытые полустанки. "Подъезжаем", - сказал отец и начал будить Татьяну. С чувством страха перед чем-то новым и неизвестным в два часа ночи по местному времени я вышла на станции Инта.

До рудника "Желанный", откуда мы собираемся начать маршрут, 123 километра. Узнаем расценки на вездеходы и понимаем, что таких денег у нас нет. "Пятьсот баксов", - нагло заявляет нам подвыпивший водитель. И добавляет: "Но я туда все равно не поеду". Сделав еще несколько неудачных попыток найти машину, мы решаем идти пешком. По крайней мере, это лучше, чем просто сидеть на вокзале и чего-то ждать. В душе теплится надежда, что по пути нас кто-то подберет. Огорчает только одно: продукты рассчитаны на 14 дней. Около 8 суток уйдет на дорогу. При таком раскладе у нас останется очень мало времени, чтобы побыть в горах.

Через два часа мы услышали шум приближающейся машины. Это был "Урал"-вахтовка, который вез группу из Рыбинска. После 30 километров совместного пути наши дороги разошлись. Перед нами возник шлагбаум и вывеска "Национальный парк Югыд-ва". В этом месте лес уже закончился, началась тундра. Дорога, по бокам которой росли лишь карликовые березки, уходила в горизонт. Именно по ней нам и предстояло идти. На горы пока еще не было и намека. В первый вечер, когда ужин стали готовить на газовой горелке, а о костре могли только мечтать, осознали всю суровость северной природы и трудность затеянного нами путешествия. Весь следующий день мы шли по хребту. Горы, к которым мы так стремились, лишь легкими синими контурами едва виднелись там, где небо соединяется с землей.

Мы подошли к одной из самых крупных рек - Кожиму. Перейти ее вброд невозможно. В самом мелком месте человека полностью скрывает, к тому же очень сильное течение. Пока мы думали-гадали, как переправиться, подъехала машина. Она доставила нас на другой берег, а дальше наши пути опять разошлись. Лагерь разбили через несколько километров у самой воды. Она была настолько прозрачной, что, стоя на берегу, мы могли различить каждый камень на дне.

Еще через два дня мы добрались до рудника. Меня поразила бедность, царившая вокруг. Несколько деревянных бараков, два вездехода - вот и все. А люди живут тут годами, никуда не уезжая.

"Здесь вам не равнина:"

Пятый день. Отойдя не больше 10 километров от "Желанного", мы не перестаем удивляться. Вот стоит настоящий чум северных оленеводов. Здесь живут две семьи, коми по национальности. Рядом стоят сани, покрытые оленьими шкурами.

-- А где ваше стадо? - спрашиваем у одного из мужчин.

-- Пасется в горах с двумя оленеводами.

-- А вы здесь все время живете? - не удерживаемся от любопытства.

-- Нет, ближе к зиме уходим на ту сторону хребта. Там климат мягче и ветра не такие сильные.

Не задерживаясь, мы идем дальше по тропе. Куда ни посмотрим, везде горы, такое ощущение, что первых четырех дней похода вообще не было. Набираем высоту и выходим на берег горного озера. Вода в нем голубая-голубая, несмотря на то, что пишут в учебниках по химии. Один из берегов представляет собой скалы с ледниками и каменными осыпями. Недалеко от этого места мы устроили стоянку. Ночью пытались уснуть под устрашающие звуки камнепадов и завывание ветра.

С утра с замиранием сердца выглядываю из палатки. Ура! На улице светит солнце. Сегодня мы собираемся совершить восхождение на Народную, высота которой 1897 метров. Для этого нам предстоит подняться на перевал Кар-Кар и оттуда по гребню хребта пройти до вершины.

9 часов утра. Стоим на перевале с отметкой 1200, погода начинает портиться. Моросит дождь, порывистый ветер и низкая облачность. Решаем спускаться вниз. "А как же вершина?" - спрашиваем мы с Таней в один голос. "Возьмем на обратном пути", - с горечью в голосе отвечает отец. Идем к истокам реки Манарага, а дождь все сильнее. Становится холодно, приходится доставать теплые куртки из рюкзаков. К шести вечера дошли до леса. Впрочем, лесом в нашем понимании это назвать трудно. Просто на одном небольшом участке, протяженностью не более двух километров, растут лиственницы. Но это лучше, чем ничего: будет костер, а значит, есть возможность просушить вещи.

Следующие два дня дождь не прекращался ни на минуту. На склонах лег снег. О восхождении не могло быть и речи. Порывы ветра были такой силы, что казалось, палатка скоро свернется как карточный домик. Рядом ждали погоды москвичи и украинцы. К концу второго дня сидеть на одном месте стало просто невозможно. Завтра решаем идти дальше. С утра было пасмурно, несколько обнадеживало отсутствие дождя. Из лагеря вышли в полвосьмого утра и теперь всеми силами стремимся к горе Манарага (1875 м) - местной царице. Это одна из самых красивых вершин, долгое время именно ее считали наивысшей точкой Урала. Народной она уступает не больше 20 метров.

Дойдя до подножия, мы немного приуныли: вершина закрыта, да и в округе ничего не видно. Начали подъем. Перевал Студенческий, находящийся на высоте 1084 метра, не порадовал. Кругом облака и больше ничего. Но уходить ни с чем не хотелось. Проваливаясь в некоторых местах по колено в снег, продолжаем восхождение. И вдруг, подняв голову, на долю секунды мы увидели то, к чему так стремились. Через мгновение вершина опять спряталась за облаками. Так она нас и манила к себе, то открываясь, то закрываясь. Вдруг солнце засветило ярко-ярко. Мы оглянулись и замерли: из белой пены облаков внизу стали показываться соседние вершины. Через час все открылось полностью. Под ногами искрящийся снег, над головой синее чистое небо. Далеко внизу ярко-зеленая трава, по которой тянутся серебряные ниточки ручейков. И над всем этим возвышаются суровые горы. Как не хотелось нам уходить из этого царства Снежной королевы! Спустившись вниз, долго еще сидели у ручья, пили чай и любовались Манарагой. Ее вершина, похожая на корону, блистала на солнце. В лагерь вернулись ближе к ночи.

В такие моменты понимаешь, как здорово ходить без жесткого графика и утвержденного маршрута. Наши соседи не дождались одного дня и ушли. Погода в этих краях непредсказуема и очень изменчива, поэтому пользоваться надо любым хорошим днем. Теперь нам предстоял путь обратно на перевал Кар-Кар и восхождение на самую высокую точку Урала.

...Сначала небо немного хмурилось, но когда мы дошли до вершины, облака разбежались и солнце согрело своими лучами все вокруг. Мы стоим на вершине и смотрим по сторонам. За эти дни снег успел растаять, поэтому окружающие нас горы потеряли свою волшебную красоту и превратились просто в серые кучи камня.

Снова поезд:

Дорога до Инты заняла у нас три дня, самым знаменательным событием которых стала встреча со стадом оленей. Его численность не смогли нам назвать и оленеводы. Больше тысячи голов. Сначала мы побоялись подходить близко, но потом привыкли, и животные паслись у нас прямо за палаткой. Мы спускались по реке Лимбеко-ю и прощались с горами. Каждый шаг все больше отделял нас от них. Дошли до Кожима, а дальше опять ждать. Продуктов хватит еще на сутки, поэтому сидим прямо на дороге и с надеждой вслушиваемся в каждый звук. Вот показались две машины. Они подъезжают ближе, и теперь мы можем различить самосвалы. Выбора нет, надо выбираться. Залезаем в кузов и видим, что он наполовину гружен камнями. Устраиваемся поудобней и едем. "Смотрите, не вывалитесь", - дружелюбно говорит водитель и садится за руль.

Через четыре часа мы были на вокзале. Билетов не было, но тут нам опять повезло: поезд до Кирова отходил через 50 минут. В Кирове с билетами было хуже, мы просидели ночь на вокзале. Уехать смогли только в 6 утра, да и то до Екатеринбурга. В Челябинске мы оказались рано утром.

Ровно 20 дней назад мы уезжали из этого города. Шел проливной дождь. Стоя на остановке, мы ежились и ждали трамвай. А Таня улыбнулась и сказала: "К счастью!" А ведь нам действительно повезло.

Дарья СКРЯБИНА

Комментарии
Комментариев пока нет