Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Сперва любить, потом учить

06.10.2007
Челябинский педагог Ольга Капитонова выбрала свою профессию в первом классе

В седьмом классе, пройдя собеседование, она поступила учиться в физико-математическую школу N 31. Здесь понравилось все: и одноклассники, и педагоги, которые называли учеников на "вы", и лозунг из строчек Данте, висящий над лестницей, ведущей в актовый зал: "Здесь надо, чтоб душа была тверда, здесь страх не должен подавать совета". Потом была судьбоносная встреча с учителем истории Эрнестом Ивановичем Кузнецовым и преподавателем литературы Людмилой Ильиничной Семченко. Так она металась между историей и литературой, но история победила.  В педагогический институт поступила только с третьего раза.

Челябинский педагог Ольга Капитонова выбрала свою профессию в первом классе

В седьмом классе, пройдя собеседование, она поступила учиться в физико-математическую школу N 31. Здесь понравилось все: и одноклассники, и педагоги, которые называли учеников на "вы", и лозунг из строчек Данте, висящий над лестницей, ведущей в актовый зал: "Здесь надо, чтоб душа была тверда, здесь страх не должен подавать совета". Потом была судьбоносная встреча с учителем истории Эрнестом Ивановичем Кузнецовым и преподавателем литературы Людмилой Ильиничной Семченко. Так она металась между историей и литературой, но история победила. В педагогический институт поступила только с третьего раза. Работала лаборантом в педагогическом училище, в кабинете истории. Этот опыт не прошел даром, потому что там она научилась немного рисовать, писать плакатным пером. После института распределилась в школу N 40, а в 1985 году по приглашению Эрнеста Ивановича перешла в родную тридцать первую.

-- Ольга Васильевна, вы свой первый урок помните?

-- Хорошо помню первый урок на педагогической практике, которую я проходила в родной школе у Эрнеста Ивановича. Пришлось встать за стол, потому что коленки ходили ходуном. А первый самостоятельный урок после практики прошел значительно спокойнее. Это был выпускной класс, очень хорошо помню, что читала стихи Рождественского об истории: "История! Как часто называлась ты, припомни, плохой, когда была великолепною, хорошей, хоть была преступно подлой:Ты будешь самой точною наукой. Ты будешь, ты должна. Мы так хотим:"

-- У вас были особые проблемы с учениками, которые сложно было разрешить?

-- В нашей школе учатся дети в основном из благополучных семей, и поэтому особых проблем, скажем, дисциплинарного характера, как правило, не бывает. Был у меня как-то скорее курьез, чем проблема. Мальчик написал мне ответ на вопрос не словами, а значками, пиктограммой. Например, сражение - перекрещенные шпаги, и так страница или полторы. Я не поленилась, все разобрала (я же знаю тему и вопрос, на который нужно было ответить) и поставила ему оценку в двоичной системе. Для этого мне, конечно, пришлось обратиться к нашим учителям информатики, поскольку сама этой системы уже не помню. Когда мальчик открыл тетрадь, то сильно изумился и спросил, что это такое. Я ответила. "А мы этого еще не учили", - сказал он. Но в результате тоже не поленился и узнал свою оценку. В тетрадке стояла четверка, на вопрос-то он все-таки ответил.

Или такой случай. Было время, когда в школьной программе обязательно изучали "Манифест Коммунистической партии". Однажды солнечным днем, когда в открытые окна цветущими яблонями врывалась весна, дети попросили отпустить их с последнего урока. Я сказала: "Хорошо, если вы мне пообещаете завтра всем классом спеть на какой-нибудь известный мотив песню про "Манифест...", я с удовольствием вас отпущу". Я была уверена, они не смогут этого сделать. Это же надо собраться вместе, прочитать "Манифест...", точно определить его содержание, выбрать мелодию, написать стихи, а еще и отрепетировать хоровое исполнение. Но они это сделали. "Несовместимы Маркс с весной, и Энгельс тоже нам чужой. Весна ж прекрасная пора! А "Манифест..." - то все мура!.." и т.д. Спели на мотив "Интернационала".

-- Вы ведете уроки по мировой художественной культуре. Как искусство стало частью вашей жизни?

-- Мне в истории всегда нравился не политический аспект, а культурный, искусствоведческий. У меня даже была попытка поступить на отделение искусствоведения философского факультета Уральского университета. Я поехала туда на шестом месяце беременности. Меня спросили: вы что, собираетесь менять профессию? "Нет, - ответила я, - мне просто хочется". А туда принимали только "целевиков", работников музеев. Так что моя попытка не удалась. Потом родился второй ребенок, дочь, свободного времени стало совсем немного, и все мои знания по истории культуры - самообразование.

Изобразительное искусство - это мое хобби, давнее увлечение. У меня много книг по искусству, в свободное время хожу по музеям, выставкам. В детстве я любила листать журнал "Огонек", который выписывал папа, где было много ре-продукций. Они у меня, как и сопроводительные статьи к ним, до сих пор сохранились, все пронумерованы, я их использую на уроках.

Театр - еще одно постоянное место, куда я хожу в свободное время. Я смотрела все спектакли нашего школьного театра, которым руководила Людмила Николаевна Королева, мне тогда даже казалось, что наш драматический театр в чем-то ему проигрывал. И после школы не было такого, чтобы я хотя бы пару раз в месяц не ходила на какой-то спектакль, драматический или балетный. В то время очень активно работала филармония, где выступали замечательные симфонические оркестры, известные музыканты, певцы.

Во мне, как, наверное, в любом учителе, заложены артистические данные. Я могу встать на стул и что-то продекламировать, могу спеть. Как-то на уроке, когда мы изучали искусство Древней Греции, я рассказывала детям об атлантах. Спросила, что дети слышали о них. Они ответили, что да, знают по мифам. "А вы знаете, - сказала я, - что колонны Эрмитажа и есть атланты, и что есть замечательная песня Александра Городницкого: "Атланты держат небо на каменных руках:". Они попросили меня ее спеть, что я и сделала. Вообще когда ты рассказываешь о культуре, то не можешь не привлекать художественное слово, музыку, конечно, живопись.

-- Дети к вам обращаются за советом? Ведь бывает же, что и со сверстниками отношения не складываются, и дома с родителями проблемы.

- Случалось, и это дорогого стоит. Бывает, что после урока придут, или ты сам увидишь, что в состоянии ребенка что-то не так. Дети же очень откровенны, непосредственны. Иногда узнаешь от них о таких проблемах в семье, которые ты не можешь вынести на обсуждение, и с родителями иной раз даже иносказательно поговорить не можешь. Просто принимаешь этот плач ребенка тебе в жилетку и понимаешь, что ему нужно выговориться и что ты должен похоронить эту информацию в себе. Бывает, что этим и заканчивается. А иногда даешь этому ход, но стараешься сделать так, чтобы у ребенка не обострился конфликт с родителями.

-- Часто в передачах о подростках муссируется вопрос: кто же виноват - семья или школа? А вы как считаете?

-- Чаще всего в нашем лицее мы имеем дело с благополучными семьями. Но ситуации случаются разные, и в принципе за ребенка в равной степени отвечают и те, и другие. Профессия учителя, кроме всего прочего, заключается еще и в том, что он никогда не должен забывать, что ребенок не просто и не только ученик, а прежде всего - человек со своими особенностями, темпераментом, наклонностями, желаниями, мечтами.

Вообще основы воспитания, безусловно, закладываются в семье. Мои родители иначе как Василек и Верочка друг друга не называли. Один только раз я слышала, как они ссорились. Я проснулась от того, что папа маме говорил: "Верочка, ты не права, это слепая материнская любовь". Больше они ни разу не ругались. Они никогда в жизни не давали повода подумать, что меня окружают плохие люди, в чем-то недостойные. Никогда в нашем доме не звучало отрицательного отношения к кому-либо. Отец был репрессирован в тридцать шесть лет в 1937 году. У него было трое детей, младшему из которых тогда исполнилось всего два года. За тринадцать лет в лагере в Красноярском крае у него умерла жена, выросли дети. Вернувшись, он встретил мою маму. Разговоров об этом времени в нашей семье было очень мало. Но что врезалось в память? Во всех книгах, находящихся у нас в доме, там, где было имя Сталина, оно было зачеркнуто. Это был такой папин молчаливый протест. Когда я рассказываю о 30-х годах нашей истории, то приношу на урок листок, бумажку, в которой написано: "Реабилитирован за отсутствием состава преступления". Вот и все, так просто. А тринадцать лет жизни? Это еще хорошо, что человек остался жить, что он нашел в себе силы не озлобиться.

Такие взаимоотношения в семье скопированы в мою жизнь. И моя позитивная настроенность на мир тоже от родителей.

-- Что самое главное в вашей профессии?

-- Сперва любить, потом учить.

-- Без чего она невозможна?

-- Без уважения к человеку, с которым работаешь.

-- Главное достоинство, главный недостаток?

-- Терпение. Излишняя эмоциональность.

-- Какие качества цените в людях?

-- Умение делать добро без афиширования. Профессионализм.

-- Как отдыхаете в свободное время?

-- По-разному: путешествия, велосипед, горные лыжи, дача друзей, театр, просто прогулки по городскому бору.

-- Любимая одежда?

-- Удобная, подчеркивающая индивидуальность.

-- Любимое блюдо?

-- Приготовленное с вдохновением.

-- Соблюдаете ли диету?

-- По необходимости.

-- Время года?

-- Все.

-- Время суток?

- Раннее утро.

-- Любимая книга?

-- Много:Стихи Гарсиа Лорки.

-- Любимый фильм?

-- "Покровские ворота".

Татьяна ЖИЛЯКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет