Новости

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Минное поле Общественной палаты

11.10.2007
Южноуральские чиновники не умеют работать с народом

Каюсь, заголовок, слегка изменив, позаимствовала у Евгения Примакова, президента Российской торгово-промышленной палаты, у его книги "Минное поле политики", ставшей в прошлом году настоящим бестселлером, причем не только в нашей стране. Впрочем, без политики и в нашем материале не обойтись. Потому что она давно стала основной темой разговоров людей, о чем бы они ни судачили, начиная от хлеба и кончая ритуальными услугами. И проблемы эти призвана донести до власти Общественная палата - полномочный представитель народа. Думаю, эта миссия - основная у всех общественных палат России.

Южноуральские чиновники не умеют работать с народом

Каюсь, заголовок, слегка изменив, позаимствовала у Евгения Примакова, президента Российской торгово-промышленной палаты, у его книги "Минное поле политики", ставшей в прошлом году настоящим бестселлером, причем не только в нашей стране. Впрочем, без политики и в нашем материале не обойтись. Потому что она давно стала основной темой разговоров людей, о чем бы они ни судачили, начиная от хлеба и кончая ритуальными услугами. И проблемы эти призвана донести до власти Общественная палата - полномочный представитель народа. Думаю, эта миссия - основная у всех общественных палат России. Часто нелицеприятная для официальных лиц и неудобная, то есть хлопотная, для исполнителей. Но миссия полпреда гражданского общества предопределена надеждами самих людей, возлагаемых на палату.

С первых дней создания Общественной палаты ее накрыло цунами жалоб. Сказать, что это был крик души южноуральцев, значит, ничего не сказать.

"Второй год живем при свечах, без света и электричества, - писала пенсионерка Зоя Андреевна Кочеткова. - В неделю сжигаем по десять свеч. А это 60 рублей. Сумма для пожилых людей большая. Власти Ленинского района не могут подключить наш частный дом к электроснабжению".

"Уже год не могу получить кадастровый план. Обошел десятки кабинетов. А когда, наконец, пришел за долгожданным документом, услышал: повторите заказ", - писал Петр Федорович Заплатин из Магнитогорска.

Жалобы на грубость, равнодушие, бюрократические препоны, взяточничество на пути получения государственных и муниципальных услуг стали полем деятельности палаты. Она срочно провела пленарное заседание, проанализировала ситуацию. Как положено, установила контакты с органами власти. Члены палаты вошли во всевозможные комиссии, советы, коллегии властных структур, от которых зависело исполнение просьб и рассмотрение жалоб рядовых жителей области.

Прошло какое-то время. Не рискну подытожить результаты работы. Изложу все языком отчетов ответственных лиц.

"В Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Челябинской области внедряется стандарт обслуживания населения, в котором учитывается норматив приема и обращения с посетителями. Это позволило сократить жалобы населения на работу данной службы".

"Разрабатываются кодексы поведения и этики в Управлении министерства по налогам и сборам РФ по Челябинской области. Цель кодекса - обеспечить соблюдение налоговыми служащими профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику и предотвратить конфликт интересов налогоплательщика и служащего налоговой инспекции".

"Отмечается организация системной работы с населением в министерстве социальных отношений Челябинской области, Пенсионного фонда РФ по Челябинской области. В десяти отделениях Пенсионного фонда организованы клиентские службы, где можно получить любую информацию, не только устную, но и с дисплея компьютера, развернутого в сторону посетителя".

"Наблюдается улучшение обслуживания населения в БТИ, ГИБДД, паспортно-визовой службе, больницах".

И так далее и тому подобное.

Палата провела свой мониторинг состояния работы с населением в государственных и муниципальных учреждениях области: в медицинских, социальных, жилищно-коммунальных, образовательных, регистрационных учреждениях, органах внутренних дел, прокуратурах, судах, налоговых инспекциях. Картина получилась удручающая.

Менее одного процента опрошенных оценили позитивно контакты с государственными и муниципальными органами. 69 процентов респондентов дали отрицательную оценку их работе. 64 процента опрошенных сталкивались с проявлениями коррупции в государственных и муниципальных аппаратах. А грубость, равнодушие, некомпетентность официальных лиц и вовсе невозможно было оценить в процентах. Шло зашкаливание людского возмущения.

Вообще-то взаимоотношения людей с чиновниками во всем мире примерно одинаковые. С одной лишь разницей. В тех странах, где они четко регламентированы, скрупулезно прописаны в должностных инструкциях и жестко закреплены законодательно, там взаимоотношения гражданина и госслужащего происходят менее болезненно психологически и более результативно практически.

К примеру, в Швеции, если чиновник до определенного дня не отвечает на запрос, с него начинают высчитывать деньги или вовсе не платят зарплату. В Англии могут уволить нерадивого служащего, если не помогут штрафные санкции. А наши соседи - казахстанцы год назад приняли Кодекс чести госслужащих, и глава государства утвердил его как государственный документ.

Что происходит у нас? Человек обращается к государству в двух тысячах случаев. Именно столько услуг оказывается людям, и часто неудовлетворительно. Об этом свидетельствуют многочасовые очереди в ГИБДД при прохождении техосмотра или в БТИ при оформлении сделок с недвижимостью, или в муниципальных поликлиниках при записи на прием к врачу. Примеров можно привести миллион.

Есть ли выход из этого тупика? Есть.

Несколько лет назад в нашей стране была разработана концепция Федерального закона "О стандартах государственных услуг". Впервые в ней были введены нравственно-этические оценки работы чиновников: "соблюдение достоинства получателя государственных услуг", "недопущение унижения и оскорбления при оказании этих услуг". И в новом Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" тоже даны четкие оценки качества работы официальных лиц. И в административной реформе, которая проходит сейчас по всей стране и у нас в Челябинской области, тоже прописаны требования при обслуживании населения.

Но между законами писаными и неписаными - дистанция порой непреодолимая. На этом пути немало административных уловок, которыми пользуются недобросовестные чиновники. Можно радушно принять посетителя и не помочь ему в беде. Можно с улыбкой отказать, вежливо выпроводить клиента из кабинета. Пообещать, а потом забыть о данном слове.

А есть ли выход из этого узаконенного тупика? Ведь принятые законы (мы их назвали) регламентируют качество государственных услуг, но пока не приносят результатов. Выход есть. Он тоже прописан в перечисленных официальных документах. Это гражданский контроль за деятельностью государственных служащих: участие в экспертизе нормативно-правовых актов на коррупциогенность, разработке рейтингов качества государственных управлений, мониторингах информационной открытости госструктур, участие в публичных слушаниях по важным социально-экономическим проблемам.

Думаю, и московская комиссия по административной реформе, и Минэкономразвития, и Высшая школа экономики, которые заложили этот алгоритм деятельности общественных палат в субъектах Российской Федерации, не вспоминали законы физики о силе действия и противодействия, которые имеют обыкновение проявляться и в человеческих отношениях тоже. А мне они вспомнились, когда Общественная палата приняла участие в одном из публичных слушаний по отчетам об исполнении бюджета области.

Шло ровное, заинтересованное обсуждение прошедшего финансового года. Поводов для оптимистических оценок и выводов действительно было предостаточно. В регионе успешно функционировала развитая инфраструктура для исполнения областного бюджета. Все было благополучно и в целевом использовании бюджетных средств. И доходы областного бюджета позволили обеспечить полное выполнение всех расходных обязательств.

Но нашелся в Общественной палате "возмутитель спокойствия" в лице комиссии по развитию институтов гражданского общества, который выдал дополнительные рекомендации минфину области, оценил его работу с позиции рядовых южноуральцев.

Не один, а два отчета должны быть представлены челябинцам, не на один, а на два вопроса даны ответы: куда и как израсходован бюджет области. Скажем, отчет о предоставлении медицинских и образовательных услуг непременно должен сопровождаться достижением результатов по снижению заболеваемости и смертности, повышению конкурентоспособности наших школьников и студентов. Тогда с полным основанием можно будет говорить о бюджете с человеческим лицом, об эффективности финансовых вложений и о повышении качества жизни наших земляков.

Вообще, мне представляется, слово "результат" давным-давно надо был возвести в ранг доминанты во всех государственных и муниципальных проектах, планах, отчетах, а главное - в стиль работы госслужащих.

Но пока этого не произошло. Административная реформа обнажила серьезные проблемы, препятствующие этому. Нет методики расчета показателей результативности работы, нет системы сбора и обработки информации, как, впрочем, нет знаний и навыков такой работы у чиновников.

На следующий год завершается уже второй этап административной реформы. Работа над ошибками продолжается. Ее результаты жители нашей области будут оценивать по своей жизни, а Общественная палата - по своей способности коллегиально решать проблемы людей с органами власти всех ветвей. Как, например, в этом случае...

Когда Общественная палата только создавалась, пришло письмо от членов педагогического оперативного отряда содействия милиции Ленинского района города Челябинска. Ребята не только просили ускорить принятие Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка". Штаб педагогического отряда предложил свой комплекс мер по развитию общественных организаций правоохранительной направленности.

Инициатива студентов оказалась очень своевременной. Палата совместно с правоохранительными органами вплотную занялась социальной профилактикой правонарушений. Это была совершенно новая система работы, мышления, поведения и не только правоохранительных структур, но и самого общества, а значит, и нового гражданского института - Общественной палаты. Всем миром надо было решать вопросы безопасности, укрепления правопорядка.

Сейчас таких помощников у палаты немало. Актив единомышленников увеличивается с расширением проблем, которые делегируют жители области палате. Это и демографические проблемы (численность населения области сокращается, за последнее десятилетие на 4 процента, то есть на 148 тысяч человек), экологические (вот уже больше года палата отстаивает права миллионного Челябинска и его городов-спутников на чистую воду из Шершневского водохранилища), медицинские (стандарты медицинского обслуживания существуют, увы, только в отчетах) и многие другие.

Кому-то нравится вмешательство Общественной палаты в дела государственных структур, кому-то нет. Кто-то приветствует ее стремление разобраться в конфликтных ситуациях, кто-то нет. Но дело даже не в частностях. По большому счету, появление в субъектах Федерации общественного органа, способного, невзирая на лица, с любой трибуны огласить любое мнение рядовых граждан - это шаг вперед самого общества. Но шаг на тернистом пути справедливости.

Асия ХАМЗИНА

Общественная палата: кто есть кто

В Общественную палату приходит много писем с просьбой рассказать о людях, которые работают в этом гражданском институте. Начнем с его председателя - Вячеслава Николаевича Скворцова.

На днях Вячеслава Николаевича поздравляли все промышленники и предприниматели области, благотворители и рядовые челябинцы. Повод знаменательный. В.Н. Скворцов награжден высокой государственной наградой - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. А полгода назад он получил орден царевича Димитрия "За дела милосердия" и орден Ломоносова за личное участие в развитии и укреплении государства Российского.

Такой "звездопад" наград объясняется просто: всю свою жизнь Вячеслав Николаевич посвятил благотворительности на Урале, служению людям, отстаиванию их интересов. И будучи руководителем крупных металлургических заводов, и занимая высокие посты в федеральных и областных властных структурах, и будучи первым председателем Челябинской областной Думы, и возглавляя региональное отделение Российского детского фонда, а ныне Общественную палату Челябинской области. Везде, всегда, во всем В.Н. Скворцов остается верен своему жизненному принципу: если не я, то кто же.

С его именем связаны многие новации в социально-экономических сферах. Совместно с учеными создает концепцию общественного развития области. Стратегически верно выстраивает систему гражданских институтов в регионе. Еще десять лет назад Вячеслав Николаевич успешно реализует инициативу, которая особенно актуальна в наши дни: делегирование полномочий органами государственной власти общественным структурам. Впервые в стране негосударственные общественные организации Челябинской области занимаются независимой экспертизой важнейших нормативных актов, которые непосредственно затрагивают интересы граждан.

Работу по консолидации общественности, власти и бизнеса Вячеслав Николаевич продолжает на посту председателя Общественной палаты Челябинской области.

Геннадий Никитович Ямщиков, заслуженный юрист Российской Федерации, юридическая сила Общественной палаты.

Евгений Федорович Куракин, человек-легенда. В 17 лет с оружием в руках воевал на передовой Великой Отечественной войны, выжил, поднимал целину. Занимал высокие политические посты в Москве, в Челябинской области. Наград - не счесть. И сегодня на передовой жизни - возглавляет Челябинский городской совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил.

Эмилия Григорьевна Волкова, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, проректор по научной работе и международным связям Уральской медицинской академии дополнительного образования. Кардиолог от Бога. Чужое сердце бережет как свое. Школа Эмилии Волковой, хорошо известная в России и за рубежом, - эталон высокого профессионализма и гуманизма.

Людмила Петровна Шестеркина, декан факультета журналистики ЮУрГУ, действительный член Международной и Евразийской академии телевидения и радио, кандидат исторических наук, профессор. Учит будущих журналистов свободе слова, но не свободе от слова.

Обо всех членах Общественной палаты Челябинской области не рассказать. Их 57 человек только по списку. А сколько единомышленников, соратников и просто людей, поддерживающих дела и планы палаты, не счесть..

Контакты общественной палаты:

Почтовый адрес: 454089, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 27. Общественная палата.

Сайт: www.op74.ru

Комментарии
Комментариев пока нет