Новости

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Праздничную акцию проводит МУП «Челябавтотранс» 20 февраля.

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Социальный враг оркестра

25.04.2001
Дирижер Большого театра Фуат Мансуров может говорить о чем угодно на 10 языках

В Большом театре 73-летний Фуат Мансуров - один из старейшин.  И тем не менее в этом подтянутом мужчине нет ничего стариковского. Мысль работает четко, интонация спокойна, речь энергична, ни капли высокомерия. А то, что Мансуров сделал с оркестром Челябинского оперного на представлении "Снегурочки", наши слушатели будут вспоминать долго. Оркестр просто купался в музыке Римского-Корсакова, делая ее, как и подобает, полноправным участником оперного действа.

Дирижер Большого театра Фуат Мансуров может говорить о чем угодно на 10 языках

В Большом театре 73-летний Фуат Мансуров - один из старейшин. И тем не менее в этом подтянутом мужчине нет ничего стариковского. Мысль работает четко, интонация спокойна, речь энергична, ни капли высокомерия. А то, что Мансуров сделал с оркестром Челябинского оперного на представлении "Снегурочки", наши слушатели будут вспоминать долго. Оркестр просто купался в музыке Римского-Корсакова, делая ее, как и подобает, полноправным участником оперного действа. Маэстро, кстати, очень удивился, узнав, что у наших музыкантов нет достойных их уровня инструментов: "Имея такой замечательный по архитектуре театр, прекрасный зал, уделить внимание оркестру - малая малость. Кстати, ваш театр, кажется, единственный в России, где нет марочных инструментов".

Дирижер экстра-класса, лауреат Госпремии России, народный артист России, Казахстана и Татарстана, Мансуров в многообразии своих способностей и увлечений - классический пример ренессансной личности. Немногие знают, что он некоторое время совмещал дирижирование оркестром в оперном театре Алма-Аты с преподаванием математики в университете. Что он дважды мастер спорта - по конькобежному спорту и альпинизму (покорил все "семитысячники" на территории бывшего Союза). Мансуров может говорить на 10 языках и практически на любые темы. Сегодня он работает в Большом театре и вот уже 15 лет возглавляет Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. 20 лет был профессором Московской консерватории. У него долгосрочный контракт с Финляндией, он часто дирижирует в Турции, недавно поставил "Ивана Сусанина" в столице Словении Любляне, как режиссер работает в Краснодаре. Наконец, в Подмосковье знаменитый дирижер в одиночку выстроил своей семье трехэтажный дом и, говорят, двухэтажный туалет.

Вот такие люди нас иногда посещают. Грех было не пообщаться, тем более что Мансурова, впервые приехавшего в Челябинск на архиповский фестиваль, с нашим оперным кое-что связывает. Фуат Шакирович был единственным учеником легендарного дирижера Исидора Зака, с чьим именем связано становление, а может быть, лучшие времена театра имени Глинки.

-- Так вы говорите, у Зака были единственным учеником, почему?

-- Он вообще не признавал обучение. Говорил: научить нельзя, можно научиться. Но у нас с ним был необычный контакт, видимо потому, что применительно к музыкантам я человек нестандартный. У меня за плечами физмат и семь лет преподавания в университете.

Зак работал тогда в Алма-Ате. И это был самый плодотворный период для тамошнего театра, поскольку это человек, который подтягивал культуру этого театра до каких-то санитарно допустимых норм. Он не позволял, чтобы грубое ремесленничество брало верх. Это был выдающийся дирижер - поверьте мне, я объездил свет раз шесть и видел многое.

-- А порядок, уровень требований - это что, в театре какое-то исключение?

-- Вы помните школу? Типичная история: у одного учителя на уроке бедлам, а у другого дети сидят смирно и уровень знаний значительно выше. Любой коллектив требует умного и тонкого хозяина. В любом музыкальном театре дирижер - фигура N 1, выше директора и т.д. Зак мог любого секретаря обкома послать подальше. Если в театре работает талантливый, тонкий и умный дирижер, значит, там есть порядок.

-- Талантливый, умный, тонкий, но ведь и жесткий, наверное?

-- В разумных пределах. Знаете эту драму со Светлановым? Сейчас его просто уволили, а ведь он уже лет десять как разваливал оркестр. Потому что привык недостаток профессионализма компенсировать силовыми методами. Сегодня эти рычаги не работают. И он оказался бессилен. Дирижер должен убеждать прежде всего своим художественным авторитетом. Знаменитый немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер говорил: мы обязаны каждый день доказывать свое право называться дирижером.

-- Каким образом?

-- Вам могут задать провокационный вопрос, например. И вы должны с достоинством ответить. Тот же Зак говорил, что дирижер должен вовремя дать по зубам. А знаменитый Хайкин, у которого я тоже учился, говорил так: дирижер должен вернуть в горячем виде. Вы получаете реплику, и оркестр с нетерпением ждет вашего провала. Каким бы хорошим ни был дирижер, он - социальный враг оркестра.

-- А вам приходилось "давать по зубам"?

-- Очень даже! Со мной случилась такая ситуация. Я, в ту пору начинающий дирижер, разучивал с оркестром пьесу Бородина. А там, в конце партитуры, четырежды написано "perdendosi". Это значит "затихать", "теряться", "исчезать". По сюжету, караван исчезает за горизонтом. Когда оркестр затих, в полной тишине один из музыкантов спрашивает: "Маэстро, что такое ПЕРДЕНДОЗИ?" Разумеется, вопрос задан с подвохом. Я вспомнил слова Зака: "Если вы не знаете хоть один термин в партитуре, вы не имеете права вставать за пульт". И ответил так: "Буквально "perdendosi" означает "выпускать", а то, о чем вы подумали, имеет к этому самое прямое отношение". Гомерический хохот в оркестре. После этого долго со мной никто не пытался испытывать судьбу.

-- Да, вернули в горячем виде.

-- А с другой стороны, можно это же делать деликатно. Хайкин репетировал оперу "Хованщина", вдруг останавливает оркестр и говорит: "Мне кажется, у английского рожка этот фа-диез немножно высоковат". А ему "рожок" в ответ: "А мне не кажется". Это пощечина дирижеру! Подвергнуть сомнению его замечание - больше, чем хамство. Хайкин, знаете, как ответил? Он покачал головой: "Как я вам завидую" :

Дирижеру надо быть Талейраном и тонким психологом. Не мешает и знание исполнительской технологии. Я ее знаю, потому что успел поиграть на многих инструментах и к тому же занимался вокалом.

-- Слышал, что вы и в художественном училище успели поучиться:

-- Это так, причем у Николая Бортникова, ученика Сурикова. В Большом театре, когда принимают эскизы, с опаской смотрят на меня. Кстати, я оформлял много оперных спектаклей...

-- Фуат Шакирович, а как в принципе могут сочетаться в одном человеке музыка и та же математика?

-- Вообще, когда стараются найти связь между моей прежней и теперешней профессиями, я отвечаю: у меня совершенно иная организация мышления.

-- По сравнению с кем?

-- Ну, с безалаберными музыкантами, которые зачастую не знают, что такое порядок. Любое творчество требует порядка.

-- Тот факт, что вы стали дирижером, а не математиком, означает ли это, что музыка и вправду высшее проявление человеческого духа?

-- В общем-то, да. Я ведь в музыку пришел не случайно, ею я занимаюсь с пяти лет без перерыва. Начал играть на виолончели, в средней школе влез в духовой оркестр...

-- Обычно родители заставляют детей всем этим заниматься...

-- Нет, родители как раз оказывали сопротивление. Мой отец протестовал: "Уж лучше пусть закончит университет".

-- А что вас во всем этом привлекало?

-- Вероятно, природа такая. Я предрасположен к восприятию искусства. Как воздействовала греческая трагедия на тогдашних зрителей, когда они, возмущенные, с мечами выбегали на сцену, чтобы покарать "злодеев"! Сила искусства велика, и в сравнении с математикой: Думаю, да - это высшая сфера проявления человеческого духа.

-- Для вас самая большая радость, когда вы стоите за пультом, а перед вами хороший оркестр?

-- Нет, вы знаете, мне интересно плохой оркестр сделать хорошим. Малер говорил: нет плохих оркестров, есть плохие дирижеры.

-- Фуат Шакирович, для вас-то универсальность давно привычна, но люди, вероятно, не перестают удивляться. А вам, в свою очередь, не кажутся странными обычные люди?

-- Меня удивляет поверхностное отношение. Я профессионал до мозга костей и ненавижу дилетантов. Это самое страшное зло, какое только может быть в любом деле. Я не знаю, что такое праздно терять время. Всегда занят. Сейчас приду в гостиницу и буду заниматься оксфордским курсом совершенствования английского языка.

-- Столь серьезное отношение к делу в вас закладывалось родителями?

-- Вы знаете, у меня были абсолютно безграмотные родители. Меня никто не воспитывал.

-- Природное любопытство?

-- Может быть. Была соседка, Татьяна Николаевна, жена комиссованного офицера царской армии Ивана Николаевича Расторгуева. Благодаря ей в семь лет я говорил по-французски. А русский практически не знал.

-- А родной ваш язык - татарский?

-- Казахский. Татарский я уже потом изучил. Языки тюркские, но очень не похожи. Так же, как в Турции специально учил турецкий.

-- Фуат Шакирович, о своих достоинствах вы говорите как о само собой разумеющемся, и это автоматически становится упреком нам, "ленивым и нелюбопытным". А может, вы просто Богом избранный человек, а норма - то, что мы называем леностью?

-- В любом случае этого я не приветствую. Лень - издержки воспитания. Татьяна Николаевна приучила меня к пытливости. Надо всегда ставить вопросы. Человека должно интересовать все. Если я слышу незнакомое слово, то мне всегда хочется знать его этимологию. Я никогда не верю на слово. А что касается организованности, собранности, то здесь, думаю, сказалось обучение в университете. Я учился у знаменитого профессора Персидского. Теорему Персидского знает любой математик. И потом он меня оставил в своих ассистентах. Математика приучает к внутренней организации. У меня каждый день распределен по часам, на годы расписаны гастроли.

-- А у вас возникали трудности в общении с людьми, вы ведь всегда были впереди и выше своих сверстников?

-- Никогда не педалировал это. Я вообще очень контактный человек. В известном смысле мои достоинства - продолжение моих же недостатков. Вот недавно меня спросили, читал ли я Сэлинджера. Мне стыдно, но я не читал. Сейчас у меня в гостинице томик "Над пропастью во ржи". Я должен это знать.

-- Вероятно, культура для таких людей, как вы, - источник постоянных стрессов, она бесконечна, и все знать невозможно:

-- Да, все познать невозможно.

-- Это огорчает вас?

-- Скорее, успокаивает:

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет