Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Формула развития ребенка

19.10.2007
В первый год жизни малыша ошибки природы еще можно исправить

Одним из первых новорожденного еще в роддоме осматривает невролог. И в течение первого года жизни кроха не раз побывает на приеме у этого специалиста. Какие патологии нервной системы у малышей вызывают тревогу, на что нужно обратить внимание, чтобы ребенок рос здоровым? Об этом наш разговор с главным детским неврологом Челябинска, доктором медицинских наук, заведующим городским детским неврологическим центром Леонидом ПЛЕХАНОВЫМ.

- Леонид Александрович, с каждым годом неврологическим проблемам новорожденных уделяется все больше внимания. Это связано с совершенствованием диагностики или нездоровых детей стало рождаться больше?
- Основа развития ребенка закладывается в самом раннем возрасте - до одного года.

В первый год жизни малыша ошибки природы еще можно исправить

Одним из первых новорожденного еще в роддоме осматривает невролог. И в течение первого года жизни кроха не раз побывает на приеме у этого специалиста. Какие патологии нервной системы у малышей вызывают тревогу, на что нужно обратить внимание, чтобы ребенок рос здоровым? Об этом наш разговор с главным детским неврологом Челябинска, доктором медицинских наук, заведующим городским детским неврологическим центром Леонидом ПЛЕХАНОВЫМ.

-- Леонид Александрович, с каждым годом неврологическим проблемам новорожденных уделяется все больше внимания. Это связано с совершенствованием диагностики или нездоровых детей стало рождаться больше?

-- Основа развития ребенка закладывается в самом раннем возрасте - до одного года. От этого зависит, как впоследствии сложатся его взаимоотношения в обществе, обучение, карьера, семья. Сегодня неврологическая медицина является в большей степени профилактической. То есть лучше рано выявить минимальные нарушения и скорректировать их, чем потом лечить серьезные заболевания. Я не думаю, что стало больше рождаться нездоровых детей - их в процентном соотношении примерно столько же, сколько и раньше. А вот диагностика действительно стала лучше. Если лет 10-15 назад сделать ультразвуковое сканирование головного, спинного мозга или позвоночника новорожденного было проблемой, то сегодня почти в каждой поликлинике, перинатальном центре есть ультразвуковой аппарат и специалисты.

-- Как известно, причин неврологических патологий очень много: гипоксия, трудные роды, внутриутробные инфекции: У любой беременной возникает хотя бы одна из подобных проблем даже при регулярном наблюдении у акушера-гинеколога и выполнении всех его рекомендаций. Получается, в той или иной степени поражения нервной системы есть у любого малыша?

-- Врач-невролог в первую очередь смотрит анамнез - историю развития ребенка: была ли в процессе вынашивания беременности гипоксия - нехватка кислорода, ишемия - недостаток кровотока, механические повреждения нервной системы, инфекционные процессы. Учитывая эти факторы, ребенок рождается не совсем здоровым изначально. Но при этом он может хорошо спать, хорошо кушать. Обычно родителей в первую очередь это беспокоит. "Сосет грудь, не плачет - значит, нет вопросов, нервная система хорошая". Но это не совсем так, потому что ребенок рождается с незрелой нервной системой, в отличие от других органов и систем, которые к моменту рождения полностью сформированы. Нервная система человека созревает активно в течение первого года жизни. Она готова воспринимать максимум информации в процессе своего созревания и обучаться.

-- Тогда на какие моменты в поведении, развитии крохи родителям нужно обратить внимание? Что сигнализирует о неполадках?

-- Самое главное - это отклонения от нормы в анамнезе - неблагоприятное течение беременности, инфекции, стрессы, заболевания матери. Нельзя оставлять без внимания лечение родителей от бесплодия, проблемы в период родов, например стимуляция, помощь акушеров, механические повреждения. Это не значит, что акушеры виноваты, в большинстве своем они все делают грамотно. Просто физиологически протекающие роды тоже могут быть травмоопасными. Надо обратить внимание на неполадки после рождения ребенка: не сразу закричал, было обвитие пуповиной, реанимационные мероприятия, искусственная вентиляция легких, зондовое питание, какие-то отклонения, найденные при ультразвуковом сканировании. Все это факторы риска, при которых нужно консультироваться у специалистов, а не сидеть сложа руки и ждать, когда вас кто-то куда-то вызовет. Плюс родители должны знать формулу развития ребенка - "два-четыре-шесть-восемь-двенадцать". В два месяца - ребенок держит голову, в четыре - начинает переворачиваться, в шесть - присаживаться, в восемь - ползти, в двенадцать - вставать и идти. Это идеальная формула развития, отклонения от которой должны всегда настораживать. Их причины определяет врач-невролог и при необходимости назначает лечение в виде инъекций, физиотерапии, массажа или гимнастики. Пускать проблемы нервной системы ребенка на самотек, на волю природы - тупиковая ситуация.

-- Обычно родителей пугает, если ребенок запаздывает в своем развитии - позже сел, позже пошел, позже заговорил. А как оценивают неврологи достижения маленьких рекордсменов, которые в развитии опережают сверстников?

-- Эта ситуация в общем-то неплохая. На мой взгляд, она связана с генотипом конкретных людей. Есть дети, у которых нервная система, органы, мышцы настроены на раннее созревание. Задача родителей - не перетрудить ребенка. У меня есть, например, пациент, который в полтора года со знанием дела сидит за компьютером. Я считаю, что это не совсем норма. Тем не менее это не значит, что ребенок болен. Наоборот, это очень хорошо. Просто родители должны следить за тем, чтобы ребенок не перегрузился. Потому что неизвестно, как он будет реагировать на переизбыток информации. Может, впоследствии у него будут частые нервные срывы, острые стрессовые невротические реакции. Он может быть более эмоциональным и вследствие этого больше подвержен депрессиям. Важно этого не допустить.

-- Каков сегодня процент детей, у которых перинатальное поражение центральной нервной системы переходит в более серьезный диагноз?

-- Говоря о неврологии, это где-то 10-20 процентов. Но если мы приплюсуем сюда психологические проблемы, то это еще 10-15 процентов. К таким проблемам относится, например, гипердинамический синдром с дефицитом внимания, который очень многих родителей сегодня беспокоит, когда ребенок имеет повышенную возбудимость, активность. Если говорить о нервно-ортопедической патологии - прибавим еще столько же процентов.

-- Но бывает и другой вариант: родители беспечно отнеслись к предупреждениям, рекомендациям врача, надеясь, что все и так пройдет после года. Какие возможны варианты развития этой ситуации?

-- Самый грубый вариант - детский церебральный паралич, различные формы и степени олигофрении, то есть умственной отсталости, эпилептические приступы и другие заболевания. Микросимптомы серьезных дефектов проявляются уже в раннем возрасте. Другое дело - разовьются ли они в серьезный симптомокомплекс - синдром. Внутриутробные закладки органов, нервной системы, произошедшие с поломкой, конечно, выливаются в грубую патологию.

-- Обычно к году при соответствующем лечении у малыша уходит большинство проблем, выявленных неврологом. Дают ли они о себе знать в дальнейшем?

-- После года болезнь мозга может проявляться так называемой резидуальной симптоматикой - остаточными проявлениями перинатальной патологии нервной системы (задержкой речи, моторики и т.д.), могут прогрессировать, как, например, при некоторых формах эпилепсии или нивелироваться. В этом и состоит проблема активного созревания нервной системы в первый год жизни ребенка - именно в этот период отклонения максимально активны. Конечно, желательно их исправить. А когда процесс приостанавливается, то есть нервная система начинает себя вести более стабильно, то диагнозы могут сниматься. Но в развитии ребенка есть еще несколько периодов, например с полутора до трех лет, когда нервная система опять начинает активно развиваться. Тогда возможно повторение тех нарушений, которые были раньше. Это происходит и в то время, когда у ребенка возникает дополнительная несанкционированная нагрузка, например в первом классе.

-- Не являются ли такой нагрузкой для ребенка различные методики внутриутробного развития, которые направлены на стимуляцию мозга плода? Споры специалистов по поводу их возможной пользы или вреда не утихают. Как вы считаете, нужно развивать интеллект до рождения?

-- Есть отдельные доказательства влияния этих методик на развитие плода. Сказки перед сном, прослушивание музыки, разговоры с плодом, я считаю, создают определенный положительный настрой, ауру ожидания вокруг ребенка. И хотя доказательная медицина пока не сказала своего веского слова о влиянии вибрации, электромагнитных волн на интеллект малыша, его музыкальный слух, восприятие, я думаю, что чем больше ребенок будет окружен положительной энергией, атмосферой, тем лучше будет протекать его дальнейшее развитие.

Дарья ЛУКАШЕВСКАЯ

Комментарии
Комментариев пока нет