Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Золотые ноты Татьяны Шкербиной

20.10.2007
26 октября Челябинская филармония представит балет "Аркаим" на музыку челябинского композитора

Олеся ГОРЮК
Челябинск

Режиссер из Питера Сусанна Цирюк определила жанр спектакля как "хореографическую притчу", но для краткости будем называть его балетом. Одним из главных событий на премьере станет музыка, написанная Татьяной Шкербиной. Любой современный композитор мечтает о том, чтобы его произведение прозвучало для публики хотя бы раз. А тут - многократное исполнение. Пять спектаклей только в октябре, регулярные показы после Нового года.

26 октября Челябинская филармония представит балет "Аркаим" на музыку челябинского композитора

Олеся ГОРЮК

Челябинск

Режиссер из Питера Сусанна Цирюк определила жанр спектакля как "хореографическую притчу", но для краткости будем называть его балетом. Одним из главных событий на премьере станет музыка, написанная Татьяной Шкербиной. Любой современный композитор мечтает о том, чтобы его произведение прозвучало для публики хотя бы раз. А тут - многократное исполнение. Пять спектаклей только в октябре, регулярные показы после Нового года. "Аркаим" стал поводом для нашей встречи с Татьяной и ее супругом, известным композитором и баянистом Николаем Малыгиным. Говорили мы обо всем - о музыке, о творчестве, о жизни и любви.

Как электронный оркестр стал живым

-- Сегодня я первый день за долгое время дома, - улыбается Татьяна. - Обычно уходила в восемь утра и приходила в десять-одиннадцать вечера. Поела, упала - и сплю.

-- С чем была связана такая загруженность?

-- Три месяца мы записывались на студии U-Sound (звукорежиссер Сергей Спиридонов). Постоянно действующего симфонического оркестра, для которого создана моя музыка, в городе нет, оркестр оперного театра загружен с утра до ночи. А чтобы выучить сложную партитуру "Аркаима", нужно очень много времени репетировать. Как же тогда записать оркестр? Мы нашли выход. Как большинство современных композиторов, я сочиняю музыку на компьютере. В электронном виде записываю мелодию, задаю инструмент, который должен ее сыграть. Таким образом я записала все инструменты оркестра: скрипка, виолончель, флейта, гобой и т.д. Затем наложила партии друг на друга - получился "неживой" оркестр. Оставалось заменить его на живой.

-- Как вам это удалось?

-- Мы приглашали в студию по одному, два, максимум четыре музыканта. Исполнитель надевал наушники и слышал все инструменты, кроме собственного. А свою партию он играл сам вместе с воображаемым оркестром. Работа заняла у нас три месяца - почти столько же времени ушло у меня на сочинение музыки.

-- А были ли случаи, когда музыканты отказывались играть вашу музыку из-за того, что она сложна в исполнении?

-- Челябинские валторнисты за ту зарплату, что им предложили, играть отказались. Приехали музыканты из Свердловского филармонического оркестра, без вопросов все сыграли. В наушниках они слышали струнные: там стоял такой фейерверк, что валторнисты просто обалдели. Заходят в аппаратную и говорят: "Ну надо же, как у вас виолончели с контрабасами играют!" А мы закатились в хохоте. Чтобы сыграть длинный и сложный пассаж на одном дыхании, нужны недели репетиций. Мы "склеили" несколько кусков, сыгранных отдельно, и получили тот же результат.

-- Вас же закидают упреками, что балет идет под фоно-грамму.

-- Это не фонограмма, а записанный живой оркестр (дирижер Адик Абдурахманов) и живой хор под руководством Валерия Михальченко. Упреков совершенно не боюсь, ведь для композитора важно прежде всего качественное исполнение того, что он написал.

Простота и простоватость

-- Таня, вы были хоть раз на Аркаиме?

-- Ни разу из-за большой загруженности. Идея балета родилась зимой, она принадлежит художественному руководителю ансамбля танца "Урал" Борису Николаевичу Соколкину. К сожалению, воплотить ее в жизнь он не успел: С "Уралом" я работала над детским спектаклем "Новогодняя планета". После премьеры Борис Николаевич подошел ко мне: "Есть идея поставить балет об Аркаиме - как ты на это смотришь?" Сразу же возник вопрос о либреттисте, я вспомнила Константина Рубинского.

-- Каким требованиям должна отвечать музыка балета?

-- Она должна быть удобна для танца, давать полет фантазии хореографа, быть зримой, театральной, яркой. В музыке присутствуют разные стили.

-- Не побывав на Аркаиме, откуда вы черпали вдохновение?

-- Я изучила всю литературу по этой теме, посмотрела видеофильмы с раскопок, несколько раз была в закрытой лаборатории Геннадия Здановича. Он постоянно нас консультировал в процессе создания балета. Например, был такой случай: я писала картину "Похороны жрицы". Все привыкли, что похороны - это плач, траур, огромная внутренняя боль. Первые такты у меня получились как раз такими. Но неожиданно мне вдруг захотелось света, и я закончила фрагмент очень оптимистично. Позвонила Здановичу: "Правильно или нет?" Он отвечает: "Ты интуитивно попала в точку. Арии сжигали своих жрецов, после чего их душа должна была попасть к богу солнца Ра. Когда она попадала туда, весь род радовался".

-- Этническую музыку слушали?

-- В балете я использовала одну подлинную цитату из уральской песни, которую нашли ребята из культпросветучилища в фольклорной экспедиции под руководством Анатолия Глинкина. Она называется "Недолго вечереньку на стенке ему висеть". Тема из этой песни открывает и закрывает балет.

-- Таня сказала мне: надо найти что-то ТАКОЕ, - присоединяется к нашему разговору Николай Малыгин. - С Глинкиным мы давние друзья, он подарил мне свою книгу. В ней много эксклюзивного материала, которого больше нигде не встретишь. Мы остановились на этой песне. На протяжении всего действия ее мелодия развивается, трансформируется в разных ипостасях. Таня ее так сумела подать, что она заиграла всеми цветами радуги, и плач, и свет в ней!

"Т. Шкербина не раз признавалась в том, что сочинение в процессе работы вызывало сильнейшее душевное потрясение, температуру, нервный срыв, требующие длительной психологической реабилитации". Это цитата из книги Татьяны Синецкой "Композиторы Южного Урала".

-- Я и плачу, когда пишу, - добавляет Татьяна.

-- Вас окружает то же, что и всех: улицы, дома: Но другие не плачут, а вы:

-- А я, наверное, психопат (заразительно смеется). Это необъяснимо. Бывает, музыка начинает звучать в голове ночью, утром встаешь и начинаешь записывать. Тут полный комплекс всего: и то, что происходит внутри, и ежедневные сводки новостей - все это сплавляется в комок и во что-то выливается.

-- А вот еще одно ваше вы-сказывание: "Мы нередко, чтобы скрыть свое неумение, воротим бог знает что, месим, а что - непонятно: Сделать простую чистую партитуру - это очень сложно и не каждому из нас дано".

-- Авангардных поисков сегодня очень много. Соната для фортепиано без рук и тому подобные вещи. Наворотить можно все что угодно. А классики ценились гениальной простотой. Писали так, что каждая нота была на вес золота. Выброси один звук - и рухнет все. Это безумно трудно, и это предел совершенства. Простоту не нужно путать с простоватостью, которой навалом вокруг нас.

"Попсу не выношу"

Сидя за одним столом с Николаем Малыгиным и Татьяной Шкербиной, я не могла не спросить об истории их знакомства. Рассказывает Николай Малыгин:

-- Моя первая жена, заведующая кафедрой истории и теории музыки, очень умная и образованная женщина, великолепная мать моих двоих детей, ушла из жизни. Я остался один. У Тани не все сложилось в первом браке. Наверное, мы так бы и ходили друг мимо друга. Я жил на улице Цвиллинга в доме, где татаро-башкирская библиотека, Таня - в общежитии. Она шла с дочкой в садик через наш двор, а я водил гулять свою собаку в это же время. Сначала мы просто встречались, потом стали здороваться. Прошел год. Так бы, наверное, и продолжалось, не случись юбилея у председателя Союза композиторов Татьяны Михайловны Синецкой, куда мы с Таней были приглашены. Я гораздо старше Тани, и сначала мне казалось: связался черт с младенцем. Но вот мы прожили больше десяти лет, и нам часто говорят: "Бог вас свел".

-- Когда вы гуляли с собачкой, знали о том, что Таня - композитор?

-- Конечно, ведь мы работали в одном вузе. Я слушал ее музыку:

-- :и плевался, - заканчивает фразу Татьяна Шкербина.

-- Действительно, она не вся мне нравилась. А у Тани было твердое мнение: все, что она пишет, Малыгин категорически не принимает.

-- А еще вы, Татьяна, до знакомства с Николаем ненавидели баян.

-- За стенкой, где мы жили с родителями, каждый день играл сосед на баяне. Играл так фальшиво, что у меня его ежедневные экзерсисы ничего, кроме дикого раздражения, не вызывали. Лучшего исполнения я на тот момент не слышала.

-- Я был первым исполнителем двух Таниных сочинений, написанных для инструмента, который она жутко ненавидела, - улыбается Николай Малыгин. - Эти произведения для меня очень многое открыли в стилистике современной музыки, я играл их в Москве, Одессе, Екатеринбурге. Впервые я выступал в составе камерного ансамбля, а до этого был волком-одиночкой, солистом, работающим в строго определенной манере.

-- А вы, Николай, начали писать музыку в самом начале вашего творческого пути?

-- Около 20 лет я был только исполнителем. Но произведений для баяна не так уж много, и я "заболел" сочинением музыки. Жил один с сыном, а одиночество - родная сестра творчества. До знакомства с Татьяной я все свободное время сидел и писал, а после знакомства стал сочинять намного меньше. Сейчас совершенно спокойно отношусь к тому, что Боженька редко посещает меня по этой части.

Я очень счастлив, что в музыке Тани оказался сплав эмоционального и рационального. Она удивительно работоспособна, фанатично преданна своей профессии. Строго говоря, профессии "композитор" в сегодняшней России не существует. Композитор - человек, которому сочинение музыки приносит доход. А Таня сочинением музыки не живет. Она живет педагогикой, "халтурами", как и все композиторы.

-- Думаю, что Игорь Николаев, Игорь Крутой, Виктор Дробыш неплохо зарабатывают.

-- Вы еще Верку Сердючку вспомните, - смеется Николай Малыгин.

-- Нет, я вполне серьезно. Позвонили вам, Таня, в дверь. Открываете - Дима Билан. Просит: "Напишите мне хит". Вы бы что сказали?

-- "Иди в баню", - сказала бы. И это еще очень мягко. Я композитор академического направления, попсу не выношу. Когда мы вечером смотрим телевизор, Николай что-нибудь такое включает, я кричу: "Убери это!" А Малыгин говорит: "Дай послушать!" и вырывает у меня пульт. Ему нужно знать, что народу требуется, а мне это по барабану.

-- Почему Таня не слушает попсу? - вступает в разговор Николай Малыгин. - Ей нельзя засорять свои уши мусором, это очень опасно для настоящего композитора.

-- Балет "Аркаим" закончен, теперь можно и передохнуть?

-- Сейчас я работаю над оперой, - отвечает Татьяна Шкербина. - "Дюймовочка" на новый лад, либретто Кости Рубинского. В отличие от "Аркаима" эту оперу ни-кто нам не заказывал. Пишем в стол, а если кого-то заинтересует наше сочинение - будем рады.

Хореографическая притча "Аркаим" состоит из девяти картин, в которых языком танца рассказывается вымышленная история этого места. Археолог Андрей благодаря волшебному амулету попадает в древний Аркаим, такой, каким он был много тысяч лет назад. Жрица Ясна и Андрей очарованы друг другом, между ними вспыхивает любовь. Но тут посредством того же амулета в древний Аркаим попадает Лжемиссия из тех экстрасенсов и парапсихологов, что действительно любят приезжать на Аркаим в наше время. Что было дальше - можно узнать 26, 27, 28, 30 и 31 октября на премьере балета в Концертном зале имени С. Прокофьева. Исполнители - ансамбль танца "Урал".

Татьяна Шкербина первую мелодию сочинила для губной гармошки. Однажды в садике, куда она ходила, отменили занятия, и папа взял ее к себе на работу в лабораторию ЧПИ. У одного из сотрудников была губная гармошка, Тане дали "поиграться". Неожиданно зазвучала народная песня с вариациями.

Композиторскому мастерству Шкербина училась в Уральской консерватории. В ее творческой биографии - экспериментальные сочинения "Конструкция 1" и "Конструкция 2", Симфония N 1, "Морской пейзаж" и другие. Написала музыку к 15 драматическим спектаклям и двум кинофильмам. В Челябинской академии культуры и искусств ведет предмет "Обработка народных тем, аранжировка и сочинение музыки".

Комментарии
Комментариев пока нет