Новости

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Мальчик получил переохлаждение, но избежал травм.

Девушке удалось сбежать и добраться до отделения полиции.

55 человек уже получили документ, дающий право на соцподдержку.

Спящего мужчину между станциями Менделеево и Григорьевская увидел машинист поезда.

После ДТП с участием фуры в районе Кондратово оказалось заблокировано движение транспорта.

Пациента машины со спецсигналом отвезли в лечебное учреждение на другом реанимобиле.

От полученных травм мужчина скончался на месте.

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Страна политтехнологов...

27.10.2007
Кое-что о специфике российских выборных технологий

Выборы - это целая индустрия со своими технологиями и рынком труда. Как живут сегодняшние политтехнологи? Каков спрос на их услуги и как оплачивается труд? Корреспонденты "Челябинского рабочего" постарались найти ответы на эти вопросы, пообщавшись с теми, кто находится внутри процесса (фамилии респондентов изменены).

Кто почем?
На верхней ступени иерархии политтехнологов стоят руководители кампаний, идеологи, креативщики и юристы. Это верхушка команды, которая оплачивается по самым высоким тарифам, обычно от 5 до 10 тысяч долларов в месяц. Хотя суммы могут быть выше и ниже.

Кое-что о специфике российских выборных технологий

Выборы - это целая индустрия со своими технологиями и рынком труда. Как живут сегодняшние политтехнологи? Каков спрос на их услуги и как оплачивается труд? Корреспонденты "Челябинского рабочего" постарались найти ответы на эти вопросы, пообщавшись с теми, кто находится внутри процесса (фамилии респондентов изменены).

Кто почем?

На верхней ступени иерархии политтехнологов стоят руководители кампаний, идеологи, креативщики и юристы. Это верхушка команды, которая оплачивается по самым высоким тарифам, обычно от 5 до 10 тысяч долларов в месяц. Хотя суммы могут быть выше и ниже. Все зависит от уровня профессионализма, количества выигранных кампаний и финансовой составляющей конкретного проекта. Однако, как пояснил нам Николай Кириллов, выпускник пиар-отделения ЮУрГУ, со студенческой поры активно участвующий в выборах, в нынешней кампании в нашей области не будут востребованы ни идеологи, ни креативщики.

-- Да, это так, - соглашается с ним имиджмейкер и психотерапевт Елена Аджубей. - Но, с другой стороны, Москва иногда "спускает" сверху такие директивы, что при их "претворении в жизнь" получается полный абсурд. Идет эффект отторжения, идея на местной почве гибнет, как чужеродное растение. Потому часто бывает нужен адаптер - идеолог, преобразующий с учетом региональных особенностей партийные установки центра.

Всю "черную" работу будут делать "полевики", которых организовывают и направляют начальники штабов. Хороший территориальный начальник всегда пользуется большим спросом. Как сообщил нам еще один "выборник" со стажем Василий Алексеев, зарплата такого деятеля в кампании будет, по московским меркам, небольшой, от 1500 до 3000 тысяч долларов в месяц.

Очень большим спросом на выборах пользуются агитаторы. Это самая востребованная "специальность". В основном агитаторами становятся студенты, безработные активные женщины, пенсионеры, бывшие некогда общественниками. Кстати, дамы в возрасте работают более эффективно, чем молодежь. Они умеют убеждать.

Ожидаемая зарплата агитаторов при условии постоянной занятости, а это порой каждый день по 10-12 часов, от 10 до 15 тысяч рублей в конверте. Работа очень тяжелая, это те люди, которые ходят по квартирам. Пикетчики - в основном студенты - получают от 100 до 150 рублей за час пребывания на улице. Среди пикетчиков бывают активные, которые, как правило, "работают" на всех кампаниях, и "фиолетовые", приходящие единожды, чтобы получить сразу 500 рублей. Это очень заметно, второй раз таких уже не приглашают.

Существует еще одна штучная "профессия" - провокатор. Люди засылаются в штаб противника или вступают в партию. На собраниях они вносят в ряды "единомышленников" смуту, публично заявляют о каких-то моментах, с которыми не согласны. Задача провокаторов-агитаторов - поставка информации о ходе избирательной кампании оппонента. Платят им немного выше, чем "чистым" агитаторам, но для них предусматривается премиальный фонд за ценную информацию или утешительный, если провокатора раскроют и набьют морду. Лечат такого человека за счет избирательных денег. Есть люди, которые ходят на все встречи противника с электоратом, отслеживая факты подкупа или иные нарушения законодательства, а потом выступают свидетелями в суде.

Есть еще деятели, которых всю кампанию не видно и не слышно, они работают по "спецпроектам" : собирают компромат на соперника-кандидата. Спецпроекты обычно приберегают на конец выборов, к моменту, когда кандидата нельзя снять с дистанции. Их запускают, когда уже нечего терять, но есть за что бороться. Делается это так. Кандидата тайно снимают в бане с девками или как он берет взятки, раскапывают его "грязное белье" в прошлом, как, например, "косил от армии" в молодости, какие тяжелейшие психосоматиче-ские заболевания имел и т.д. Сюжет быстро, в прайм-тайм ставят в эфир. Крутят без конца, как сериал. Или печатают листовки и газеты без выходных данных. Если фактического материала нет, его придумывают и выплескивают на избирателя.

-- К высокооплачиваемой категории на выборах относится работа юриста, - рассказывает Василий Алексеев. - От этого специалиста требуется не столько знание законодательства, сколько умение его обходить в пользу своего штаба и способность изыскивать огрехи у противника. Однажды юрист стал воистину героем и вошел в историю политтехнологий, обнаружив при тщательном изучении документов оппонента, что в них фигурируют данные двух паспортов. По всей видимости, один был утерян, потом нашелся, а второй уже выдали. Юристы высокопоставленного соперника, в свою очередь, проморгали этот факт, и он был снят с предвыборной гонки. Просто и гениально. Поэтому команды противников тщательно следят друг за другом, пытаясь найти изъяны. Как только находят, сразу бегут в суд. Иногда вся кампания - это непре-кращающиеся тяжбы. Парадокс здесь еще в том, что грубые нарушения порой прощаются, а по незначительным фактам кандидат может лишиться возможности участвовать в выборах. В Улан-Удэ, к примеру, в 2003 году известного экс-генпрокурора Юрия Скуратова сняли с дистанции только за то, что он неверно обозначил название кафедры, на которой работал после увольнения из Генпрокуратуры РФ.

С другой стороны, вспоминают технологи, слишком осторожный юрист может снизить результат талантливой работы всей команды.

-- На Дальнем Востоке мы тогда работали, - делится тележурналистка Екатерина Печерникова, - и нашего юриста из Москвы тихо ненавидела вся команда. Он все время перестраховывался, чего-то боялся, запрещал, вообще работал по принципу "как бы чего не вышло". И не подсказывал, как обойти запрет. Однажды мы вполне обоснованно заподозрили его в провокаторстве. Юриста спасло только заступничество кандидата. Какие-то свояки оказались. Но я до сих пор считаю, что только по его вине наш кандидат оказался на втором месте. Местные СМИ потом пестрели аналитическими оценками деятельности штабов, и работа нашей команды была признана просто блестящей. За два с половиной месяца до начала выборов в ГД вывести кандидата без всякой харизмы из тени, обеспечить ему практиче-ски лидерство - это было круто! Мы могли гордиться собой, но не нашим юристом.

Весь этот веер специалистов крутится в рамках концепции избирательной кампании, непосредственно на выборах, а напрямую с "телом" работает имиджмейкер. В самом прямом смысле. Ему приходится следить за тем, какие трусы на кандидате, водить его к стоматологу, учить жену правильно сервировать стол к приему высоких гостей, разбираться с проблемами взрослого сына и т.д.

-- Помните президента Всемирного банка, потерявшего карьеру из-за дырявых носков? - улыбается Елена Аджубей. - С моим клиентом такое бы никогда не случилось. Работа начинается задолго до выборов, год-два мы терпеливо, шаг за шагом, образовываемся, становимся лучше, красивее, моложавее: Да-да, не удивляйтесь, многие клиенты, в основном мужчины, делают подтяжки лица, применяют новейшую омолаживающую косметику. Поработав со мной, они твердо знают, что если на тебе костюм от Giorgio Armani, то под него ты не имеешь права надеть китайские трусы с тугой резинкой или носки, купленные в переходе. Потому что мгновенно снижается собственная самооценка. А это чревато проигрышем. Я учу их всему, что знаю и умею. Не только правильно одеваться, но и безупречно говорить, владеть хорошими манерами, искусству обаяния, выстраиванию отношений в семье. Дипломы психолога и психотерапевта дают такое право. Мне они порой сообщают такие вещи, которые не расскажут ни на какой исповеди. Умная, продвинутая жена обычно помогает мне в работе, ну а ревнивая и недалекая, к сожалению, потом начинает его не устраивать. Если можно спасти отношения, всегда делаю это. Решение в конечном итоге принимает клиент.

Адаптированный демос

Почему в нынешней кампании не нужны идеологи и креативщики, только адаптер? Как же без мозгового центра?

-- Нужда в них отпала сама собой, - поясняет эксперт по технологиям Дмитрий Ольшан-ский. - При партийной системе разработка избирательной концепции проходит в Москве, и все директивы спускаются сверху. Задача региональщиков - донести все это до электората. Штаб на месте выполнит такую работу. А самое главное в том, что сделали с нашим сознанием. Самое большое потрясение, вспомните, мы пережили 13 сентября 2004 года, когда во "имя борьбы с терроризмом" было заявлено об отмене прямых выборов губернаторов и в одномандатных округах в Госдуму РФ. Со всеми нами провернули глобальные системообразующие политтехнологические трюки, и мы согласились! Изменили процент явки, отменили графу "кандидат против всех", народ фактически перестал влиять на избрание губернаторов и кандидатов по мажоритарным округам. Крупнейшие политологи страны засобирались за рубеж. Это что, нормально?! Да это ярчайший образчик того, что может произойти, когда искушенные политтехнологи добираются до административных рычагов и их ничто не связывает. Вот где масштаб и размах, которые не снились даже самым опытным командам специалистов по выборам! Влияние народа и его участие в выборном процессе свели к нулю! Я на той стороне баррикад никогда не был, законов не писал, но твердо знаю, что время самостийных плакатиков уже прошло. Сейчас работают системные факторы, которые успешно применялись во времена КПСС, и тут слепки один в один, кроме, пожалуй, функции партийного контроля. Она немножко у партии власти прихрамывает.

Пространство для прыжков сузилось настолько, говорят эксперты-практики, что прыгать вряд ли теперь кто будет. Опять же, вроде дан старт, а никто вообще не бежит:

-- Возможно, из экономии средств, - подытоживает Дмитрий, - приберегают бабки до финиша, или все настолько предсказуемо, что даже нет смысла вкладываться. Зачем? Все равно первыми будут другие, у них административный ресурс круче.

Метод рубильника

-- Крайне сложно найти тему для агитации себя в Москве, - говорит руководитель команды пиарщиков Василий Аксенов. - В сравнении с регионами у них спокойная, размеренная жизнь. Нет, например, загрязняющих атмосферу заводов, полигонов с военными отходами, то есть всех аргументов, которыми можно было бы при случае спекульнуть. Так вот, один товарищ наш нашел, чем взять москвичей. В округе, по которому баллотировался, находился небольшой НИИ с небольшим ядерным реактором. Он стал говорить на всех встречах, что если самолет, взлетающий недалеко с аэродрома, упадет на этот НИИ, просто исчезнет половина Москвы. Его слушали, кивали, но выбирать не торопились. И тут случается катастрофа в Иркутске, помните, да? Самолет падает на жилой дом. Товарищ наш со своей идеей в случае избрания ликвидировать НИИ идет на ура. Его тут же выбирают, и мы осторожно спрашиваем при встрече: не ваша ли это идея с Иркутском? Судя по крайне испуганному лицу свежеиспеченного депутата Московской Думы, идея точно была не его. Но мы, пиарщики, бываем настолько циничны, что можем позволить себе засомневаться: а совпадение ли это?

Другой не менее характерный случай. В разгар избирательной кампании в одном из городских холодных округов вдруг на два дня отключают отопление. Кандидат и его люди ходят по квартирам и предлагают бланки заявлений в прокуратуру. Возмущенные жители их дружно подписывают и не менее дружно голосуют за него. В их сознании он - защитник интересов народа. Кто на самом деле выключил рубильник, преднамеренно это было сделано или случайно, осталось за рамками расследования. Но в оппозиционном штабе были уверены, что кандидат дал на водку сантехнику или воспользовался ситуацией.

Вообще спекуляции на теме отопления встречаются очень часто. Известен случай в Челябинской области, когда избирателям просто пригрозили: если не изберете нашего, отрежем отопление. И люди, чьи дома были подключены к котельной завода, вынуждены были проголосовать за него.

В одном из городов соседнего региона, где выборы частично шли по партийным спискам, два телевизионных канала вели жесточайшую информационную войну. Политики "мочили" друг друга примерно так же, как в Челябинске "31 канал" оппонировал "Восточному экспрессу" на прошлых мэрских выборах. Дошло до того, что одна из команд перерубила телевизионный кабель соперника, тем самым парализовав его выход в эфир на длительное время. Причем по этому каналу шел какой-то популярный сериал, и для его поклонниц настали пасмурные дни. Они звонили в соседние города, чтобы узнать, что там происходит с героями, проклинали выборы.

-- Иногда метод рубильника, - констатирует Дмитрий Ольшанский, - к сожалению, оказывается очень эффективным. В моей практике таких случаев сколько угодно. Посылаешь провокатора с листовками на встречу с кандидатом-оппонентом, вопросы с легкостью отбиваются, плакатики никто не замечает. Рейтинг растет как на дрожжах. И тут отключается телефонная связь с одним из дальних округов. Заметьте, я не сказал, что мы это сделали. Совпадение: Соперник не попадает на встречу, голоса автоматически забирает наш кандидат.

Когда технологии бессильны

Народ, то есть электорат, часто мыслит на уровне "хорошо" или "плохо", нравится не нравится. Его выбор порой обескураживает. Две бабульки обсуждают прошедший день голосования. Одна из собеседниц на вопрос, за кого голосовала, называет женщину-кандидата, которая не обладала достаточными способностями, чтобы представлять интересы населения в законодательном органе. Бабуля объясняет свой выбор тем, что та понятно говорит. Заметьте, не правильно говорит и делает, а понятно.

Иногда технологии становятся абсолютно бессмысленными. Когда их массированная атака достает везде и всюду, от них не скрыться, не спрятаться, одно и то же лицо мелькает перед тобой изо дня в день, люди устают и готовы проголосовать за кого угодно, лишь бы их прекратили так назойливо доставать.

-- Такой эффект наблюдался на прошлых выборах мэра города Челябинска, - вспоминает Дмитрий Ольшанский. - Эффект отката. В этом случае политику нужно было делать рекламу дозированно разумной, а когда ты десятилетие видишь каждый вечер по ТВ знакомое лицо, а потом на тебя и в период выборов обрушивается это изображение: трудно не возмутиться и не проголосовать за другого.

Ирина ГУНДАРЕВА, Ирина ДУРМАНОВА

Профессиональный сленг политтехнологов

Адекватный - профессиональный

Красавец - кандидат, четко выполнивший задачу политтехнологов

Распиленный бюджет - деньги, спущенные из центра, которые доходят до региона в весьма ущемленном варианте

Продукт - ролик, листовка и другие агитационно-пропагандистские материалы, созданные путем креатива в команде политтехнологов

Мартышка - девушка, работающая на телефоне или на посылках, не вникающая в идеологию всего происходящего

Наш мальчик - просто кандидат

Завернуть в бумагу - завалить избирателей листовками, плакатами и газетами

Писюки - журналисты

Бультерьеры - наблюдатели

Комментарии
Комментариев пока нет