Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Чтобы не "отартюфиться"

27.10.2007
В Златоустовской драме очень современно поставили Мольера

Златоустовский театр драмы "Омнибус" представил премьеру, которой открыл очередной, 88-й сезон. Главный режиссер Борис Горбачевский вместе с художником из Москвы Борисом Лысиковым поставили трагикомедию по пьесе Жана-Батиста Мольера "Тартюф". По признанию режиссера-постановщика, об этом спектакле он мечтал давно. Но работа над одной из самых неординарных и значимых для жизни и творчества Мольера пьес - дело не только сложное, но и рискованное. Она потребовала определенного уровня художественного осмысления и гражданского мужества, новаторства в режиссуре, поскольку классика сегодня, что греха таить, мало востребована зрительской публикой.

В Златоустовской драме очень современно поставили Мольера

Златоустовский театр драмы "Омнибус" представил премьеру, которой открыл очередной, 88-й сезон. Главный режиссер Борис Горбачевский вместе с художником из Москвы Борисом Лысиковым поставили трагикомедию по пьесе Жана-Батиста Мольера "Тартюф". По признанию режиссера-постановщика, об этом спектакле он мечтал давно. Но работа над одной из самых неординарных и значимых для жизни и творчества Мольера пьес - дело не только сложное, но и рискованное. Она потребовала определенного уровня художественного осмысления и гражданского мужества, новаторства в режиссуре, поскольку классика сегодня, что греха таить, мало востребована зрительской публикой. Потому необходимо было такое художественно-смысловое преломление, которое было бы актуально в наши дни. И судя по тому, как напряженно и вдумчиво следили зрители за ходом спектакля, как горячо потом благодарили актеров и постановщиков, можно с уверенностью сказать, что "Омнибусу" эта задача оказалась по силам.

-- Основные режиссерские ходы определились, когда я вник в историю тогдашней Франции, в духовные метания Мольера в последнее десятилетие жизни, когда он написал пьесу "Тартюф", - рассказал Борис Горбачевский. - Временем действия в пьесе был весьма драматичный период: французское общество разделилось на два лагеря. Одни стояли за чрезмерно религиозную королеву-мать, другие поддерживали молодого короля Людовика XIV, разочаровавшегося в дворянской элите и возлагавшего надежды на крепнущий класс буржуа. Еще не стихли отголоски гражданской войны между дворянским сословием и нарождающейся буржуазией. Королева в этой борьбе делала ставку на дворянских отпрысков, преимущественно незаконнорожденных. Они проходили своеобразную школу "подрывной деятельности" при монастырях, вступая в хорошо организованные духовные сообщества. Одной из наиболее влиятельных была компания "Святых даров". Тартюф как раз и является членом этого общества. К слову, к нему одно время принадлежал и сам Мольер, впоследствии переосмысливший свое участие в братстве, целью которого был экономический подрыв буржуа через обман, вхождение в доверие к ним. Наградой служил переход в собственность "братьев" домов их жертв. Великий драматург нашел в себе силы разоблачить в себе самом и многих членах общества "Святых даров" лицемеров и чуждых живой веры святош, на деле - изощренных мошенников, жадных до чужих богатств.

Другой важный смысловой мотив, отмечает Борис Сергеевич, - извечная духовная борьба со страстями. Тартюф (Максим Фаустов), будучи духовным лицом, влюблен в супругу богатого и влиятельного господина Оргона, приютившего его, пытается добиться ее расположения, взаимности. При этом доходит до неприкрытого домогательства. В Эльмире, жене Оргона (ее образ умело создает Алена Столповская), драматург воплотил черты своей молодой жены, которая, по ходившим тогда слухам, была его же незаконнорожденной дочерью. С преступными страстями и ведет Мольер борьбу, обнажая тайные желания Тартюфа. В числе этих желаний и страсть к чужому имению, распорядиться которым он намерен лучше законного наследника "по воле небес и провидения". А жертвами другой страсти, ослепившей Оргона (его роль сыграл заслуженный артист России Юрий Чулошников) и называемой "сотворением кумира", стали все члены семейства и домочадцы. Оргон не только отменяет помолвку своей дочери Марианы (в исполнении Валерии Шакировой) с возлюбленным Валером (актер Игорь Иголкин), чтобы выдать наследницу за Тартюфа, но и переписывает на него свое имение, доверяет на хранение документы, которые впоследствии хитрый мошенник использует против благодетеля. И не без "помощи" святоши Оргон изгоняет из дома своего сына Дамиса, роль которого сыграл молодой актер Алексей Шлянин. В том, что Тартюф был изобличен и повержен, основная заслуга принадлежит кроме Эльмиры ее брату-"вольнодумцу" Клеанту и смышленой горничной Дорине. Эти роли исполнили Игорь Вершинин и Светлана Суханцева, показав силу здравомыслия и подлинной любви к ближним.

-- Известно, что первое представление этой пьесы игралось при дворе как острая драма на злободневную тему, - говорит Борис Горбачевский. - Королева-мать оскорбилась, из уважения к ней король запретил ставить пьесу. Между тем в рукописном виде она разошлась по стране, имела в народе большой успех. А через несколько лет, дополненная автором, вновь появилась на сцене уже как комедия. Мне же в соотношении с сегодняшними реалиями эта пьеса увиделась трагикомедией. Причем многоплановым произведением, с рядом смысловых слоев, воздействующих на подсознание. А потому ставить самую серьезную пьесу Мольера как развлекательную комедию - значит не увидеть в ней глубинное, нравственно-философское содержание, весьма актуальное для российской действительности.

В ряду постановочных новинок отметим темные облачения и бледные маски членов общества "Святых даров", безгласно присутствующих на сцене, но оказывающих мощное давление на зрительское восприятие. Этим, как пояснил главный режиссер, он хотел подчеркнуть противостояние живых и мертвых людей. После жизненного крушения Тартюфа его сподвижники надевают на него холодную маску мертвеца.

Необычность постановки сказалась также в отказе режиссера и художника от громоздкой мебели и прочих шаблонов сценографии. Здесь к месту оказались передвижные модули, давно применяемые "Омнибусом". Таким же удачным стало музыкальное оформление фрагментами произведений Баха и Моцарта в современной обработке. Спектакль, несомненно, - заметное достижение театра, имеет полное право на долгую сценическую жизнь.

Валерий ЕРЕМИН

Комментарии
Комментариев пока нет