Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Врать вредно технологически

10.11.2007
Один из главных пиарщиков страны Александр Чумиков всерьез занялся Челябинской областью

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Недавно в "Новой газете" вышло большое интервью с одним из самых авторитетных российских специалистов по пиару Александром Чумиковым. Отвечая на вопрос о наиболее удачных своих проектах последнего времени, он назвал работу в одной из областей. Какой именно, не сказал, но обмолвился, что оппоненты губернатора этой области запустили слух о его смерти. Стало понятно, о чем идет речь. Недавно нам удалось найти Александра Николаевича в Челябинске.

Один из главных пиарщиков страны Александр Чумиков всерьез занялся Челябинской областью

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Недавно в "Новой газете" вышло большое интервью с одним из самых авторитетных российских специалистов по пиару Александром Чумиковым. Отвечая на вопрос о наиболее удачных своих проектах последнего времени, он назвал работу в одной из областей. Какой именно, не сказал, но обмолвился, что оппоненты губернатора этой области запустили слух о его смерти. Стало понятно, о чем идет речь. Недавно нам удалось найти Александра Николаевича в Челябинске. Он был весьма откровенен. Рассказал, почему пиарщики не занимаются собственным имиджем, чем отличается пиар от пропаганды, зачем в Магнитке проходил Всемирный форум поэзии и что в России "недопиарено". Начали мы, разумеется, с того, как и почему он оказался в Челябинске.

Закачали всех

-- Службы, занимающиеся информационным обеспечением деятельности руководства области, пришли к выводу, что им нужна экспертная помощь в оценке собственной деятельности. Мы начали с информационного аудита, то есть с анализа работы информационных структур администрации и правительства Челябинской области на предмет их взаимодействия друг с другом. Была выявлена разрозненность этих служб. Затем мы провели анализ присутствия области в федеральном и региональном информационном поле.

-- Вы отслеживали все выходящие в российских СМИ материалы?

-- Раньше было так: напечатал, скажем, "Челябинский рабочий" материал, сотрудник пресс-службы его прочитал, вырезал, подшил. Сейчас появились системы, которые закачивают все публикации, исключая, может быть, только районные газеты. В ближайшем будущем туда будет закачиваться сегмент радио и ТВ в полном объеме.

-- Это системы в структуре вроде ФАПСИ?

-- Нет. Это негосударственные коммерческие структуры, они есть в России и на Западе. ММК, например, с их помощью анализирует свое присутствие в международном информационном поле. Нас же интересовало федеральное. Просто цифры назову. Было проанализировано более 3000 СМИ за полтора года. Примерно в 1 800 из них присутствовали сюжеты о Челябинской области, это 125 тысяч публикаций.

-- По каким параметрам анализировались публикации?

-- Параметры можно задавать разные. С кем и с чем связывается Челябинская область? Или какова иерархия тем? Губернатор, президент, правительство, Дума. А дальше, допустим, МЧС, МВД, прокуратура. В итоге выстроилась некая картина, которая была доложена руководству области.

"Это была кампания против Иванова"

-- Вы упомянули об иерархии тем. Это реальная картина для нашей области?

-- В первых строках - да. А МВД, МЧС, прокуратура много ниже, во второй десятке. В общем, неплохо, хотя есть вещи нежелательные, их надо корректировать, позитивно усиливать.

-- Что именно корректировать?

-- Возьмем, например, происшествия: от "Маяка" и пожара на Магнитке до коррупционных скандалов. Тут интересная история. В региональном информационном поле такого рода информация присутствует на уровне 15 процентов, а в федеральном - уже 50. И наоборот, социальные программы в региональном поле на уровне 35 процентов, в федеральном эта цифра - около семи процентов. Вот сразу ориентиры для корректировки.

-- Кто-то хочет очернить Южный Урал?

-- Вряд ли. Иногда мы попадаем в колесо, которое не нами сделано и не нами крутится. Например, дело рядового Сычева. Никого не интересовало, как будет выглядеть Челябинская область и ее губернатор. Это была кампания против министра обороны.

-- А вы уверены, что это была кампания?

-- Да, конечно! В рамках конкуренции на высоком уровне шла игра на понижение статуса Сергея Иванова. Были сделаны некоторые выводы и по позитивным публикациям. Например, нацпроекты очень хорошо представлены в СМИ. Не много, но качественно. Стала ясна динамика образов - что такое Сумин, а что такое Юревич и другие ключевые фигуры.

Всемирный форум поэзии в Магнитогорске

-- Зачем нужно все это знать?

-- Сейчас идет очень большая конкуренция за брендинг территорий. Как территория представлена, через что?

-- Считалось, что образ региона важен для инвесторов. Сейчас адресат изменился?

-- Да. Хотя власть всегда была и есть, сегодня это проявляется в усиленном варианте. Но не только власть является адресатом. Разве инвестиционная привлекательность потеряла значение? Челябинская область - это место, где линчуют солдат первого года службы и горят предприятия? Или все-таки что-то другое?

-- Бизнесмены - люди профессионально циничные. Даже дело Ходорковского не помешало росту инвестиций, а рынок акций у нас растет.

-- В экономике есть очень четкий показатель: информационная открытость. Взять знаменитое IPO, первый вопрос - насколько вы открыты? А если открыты, как вы демонстрируете это? Мы долго работали с Магниткой. Был очень серьезный вопрос, когда государство все собиралось выставить свой пакет акций ММК. Это 17 процентов, а еще порядка 30 процентов считались спорными. Как вы будете работать в такой обстановке? Завтра госпакет отдадут другому и определят, что спорный ММК не принадлежит. Смена собственника. И Магнитка делала все, чтобы продемонстрировать открытость и социально ответственный бизнес. Мы даже Всемирный форум поэзии в Магнитогорске провели.

-- Так это вы его проводили?

-- Да. Поскольку задача была решена, никто всемирный форум поэзии там проводить уже не будет:

Образ пиарщика

-- Хорошо специалисту по связям с общественностью работать в таких компаниях, как "Тойота" или ИКЕА. А когда не столь все однозначно, что делать пиарщику?

-- Задача пиарщика - сегментировать информацию таким образом, чтобы она оказывала совокупное позитивное воздействие.

-- Обманывать?

-- Не обязательно. Вообще, врать вредно технологически.

-- Умалчивать?

-- Умалчивать можно. А что, мы должны выдавать невыгодную для себя информацию? Вот если спросят:

-- После скандала с кражей экспонатов в Эрмитаже его директор Михаил Пиотровский заметил, что сегодня в России не осталось хороших профессий. Чиновники - коррупционеры, милиционеры - оборотни, журналисты - продажные, врачи - убийцы: А как бы вы оценили образ пиарщика?

-- Представительной аудитории он малоизвестен, а кому известен, то с негативной точки зрения. В первую очередь вспоминаются политтехнологи. Да и они после того, как не угадали, кто станет премьер-министром, стали никем совершенно. Не актуальна задача формировать в глазах народа позитивный образ пиарщика. Наша задача - создание естественного информационного потока, который бы воспринимался как нормальный. А собственный образ:

"Это не пиар, а пропаганда"

-- На ваш взгляд, насколько удачно сегодня получается создавать "естественный информационный поток" на уровне государства?

-- Сегодня страной управляют с помощью первого и второго телеканалов. Я говорю не идеологически, а инструментально. Люди верят этому? Верят. Новостное поле главных каналов - это сегодня абсолютно управляемая система. Я сам сидел на совещаниях в Кремле по планированию информационной сетки. Есть соответствующие управления, отделы.

-- Умные, наверное, люди:

-- Это задача не интеллектуальная, а технологическая. Нужно сделать так, чтобы, предположим, такие-то люди на экране были, а тех не было. Вот и все.

-- Это и есть пиар?

-- Это не пиар, это пропаганда. Пиар - когда есть выбор и двусторонняя коммуникация. Пропаганда - односторонняя коммуникация. Мы направили информацию, и нам неинтересно, что ты думаешь, мы будем переделывать тебе мозги.

-- Есть мнение, что Интернет сделал неэффективной пропаганду в принципе.

-- Она эффективна. Пока. Для глобального пространства. Можно страной управлять с помощью первого и второго каналов. Большая пушка, которая стреляет по большой площади. А вот Челябинской областью, как ни странно, уже нет. И районом нельзя управлять. А страной можно. И это хорошо осознается. Эти люди говорят: да, будущее за другим, но на наш век хватит. И это так и есть.

Где искать Чурова?

-- Но этот век сильно завязан на технологии. Интернет будет дешеветь, становиться быстрее:

-- Кто хоть немного компетентен, новости по ТВ не смотрит. Можно в тот же Интернет залезть и что угодно найти. Новая реальность уже пришла, но она еще не работает в полном объеме. Ваша газета писала о Дэне Гиллморе. Он считает, что печатные СМИ отомрут лет через 20-25. А я бы сказал, даже быстрее. Он отметил, что людям помимо информации важна предметность газеты или журнала. Вот губернатор говорит, что любит читать газету с утра.

-- Можно ли, на ваш взгляд, контролировать Интернет?

-- Нет. Теоретически можно его вообще отрубить, но на это не пойдут. Туда надо внедряться. Появился такой термин CGM (Consumer Generated Media). Это доски объявлений, чаты, форумы в Интернете. И блоги как самая высокая стадия, когда человек сам фактически становится средством массовой информации. По прогнозам, на конец 2007 года число тех, кто хотя бы раз завел свой блог, составит 100 миллионов человек. Потом рост прекратится. У нас в стране примерно миллион человек имеют блоги. С большей или меньшей активностью вещает треть, а если говорить о тех, кто может приниматься во внимание, это порядка пяти тысяч.

-- Политики готовы выходить в Интернет?

-- Некоторые пытаются этим заниматься. Депутат Госдумы Александр Лебедев вещает, Евгений Ройзман. Они заметны. Большинство нет. "Мы идем в блогосферу", - заявил недавно председатель Центризбиркома Владимир Чуров. Он сказал, что из 15 членов ЦИК четверо представлены на форуме сайта комиссии под псевдонимами. И сам он там общается с людьми. Это путь влияния, причем естественный.

-- Насколько серьезно влияет Интернет на мнение людей?

-- Зависит от региона. В Москве влияние уже заметно. В Челябинске нет. Сегодня нет, завтра будет. Бизнес уже почувствовал этот потенциал в полной мере. Согласно западным исследованиям, порядка 40 процентов будущих покупателей меняли свое мнение о товаре, когда заходили на интернет-форумы и смотрели, что говорят другие.

Бренд навсегда

-- Что в России, на ваш взгляд, "недопиарено"?

-- Очень популярная тема - брендинг страны. Образ страны и ее компонентов - территорий. Вот область N. Люди в ее руководстве меня спрашивают: "Почему о нас ничего в Москве не знают?" Потому что нет такой области в медиапространстве! Это предмет экономики? Нет! Вполне приличные экономические показатели.

-- И что у них отсутствует?

-- Образ, бренд - как хотите называйте. И так во всем сегодня. Появились нацпроекты. Что это? Это и есть брендирование направлений деятельности. У государства появились деньги. Оно начинает вкладывать в здравоохранение, образование и т.д. Отчет не воспринимается, слово "нац-проект" - другое дело! Все больше людей начинают понимать эти механизмы. Если хотите, это принцип, по которому дальше будет развиваться рынок вообще. Мало сказать, надо подготовить человека к тому, чтобы он поверил:

Александр Николаевич ЧУМИКОВ доктор политических наук, профессор МГУ, вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, президент Академии политической науки, генеральный директор Агентства "Международный пресс-клуб. Чумиков PR и партнеры". Был организатором и руководителем Информационно-аналитического центра Общественной палаты РФ. Автор ряда книг и учебных пособий, в том числе базового университетского учебника "Связи с общественностью".

Комментарии
Комментариев пока нет