Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Проблему чистой воды решим вместе

17.11.2007

Зри в корень...
Козьма Прутков

Уважаемые представители актива Сосновского района!

Своим обращением вы справедливо отметили, что Общественная палата Челябинской области, созданная на базе российского и областного законов, выполняет важнейшую задачу защиты интересов граждан. Вы подтвердили сложность, злободневность проблемы экологии и особенно питьевых водоемов.

Зри в корень...

Козьма Прутков

Уважаемые представители актива Сосновского района!

Своим обращением вы справедливо отметили, что Общественная палата Челябинской области, созданная на базе российского и областного законов, выполняет важнейшую задачу защиты интересов граждан. Вы подтвердили сложность, злободневность проблемы экологии и особенно питьевых водоемов. И самый лучший метод решения вопросов - умение слышать, слушать и учитывать каждую точку зрения.

Возникшее противостояние между областной Общественной палатой и администрацией (и не только администрацией) Сосновского района имеет, к сожалению, чисто внешнюю сторону вопроса. Эта внешняя сторона сконцентрирована на частностях, имеющих отношение или к отдельным лицам, например к председателю Общественной палаты В.Н. Скворцову, или к отдельным мероприятиям (к проведению публичных слушаний) и т.д. За этими внешними атрибутами, вольно или невольно, скрывается существо вопроса. А суть его заключается в насущной необходимости сохранения безальтернативного питьевого источника, в данном случае Шершневского водохранилища, а следовательно, и в сохранности здоровья ныне живущих и пьющих воду из него, а впоследствии и будущих поколений.

Поэтому Общественная палата, получая многочисленные письма и предложения от граждан, поднимает многие вопросы, волнующие население Челябинской области. Инициатива общественности поддержана органами государственной власти Челябинской области. В частности, по проблемам организации питьевого водоснабжения принята областная целевая программа "Год чистой воды".

В течение 2007 года в Общественную палату поступали и поступают жалобы и обращения граждан о незаконном строительстве на берегах различных водоемов области. Серьезные обращения есть по вопросам охраны озер Тургояк, Аргази, Увильды, Кисегач, Иртяш, Кременкуль и многих других. Для решения возникших вопросов проводятся конференции, "круглые столы", организуются переговорные площадки. В Главном управлении лесами организована специальная комиссия с участием членов Общественной палаты по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением новых Лесного и Водного кодексов. Вопросы решаются в режиме диалога власти и общества, с участием СМИ и широкого общественного мнения.

Общественной палатой собран уникальный материал по проблеме сохранения чистоты водоемов. На протяжении летнего периода Общественная палата организовала с помощью экологических организаций реализацию проекта "Малые реки Южного Урала". Учащейся молодежи была предоставлена лабораторная база для изучения источников загрязнений. По течению рек изучалось изменение качества воды. Обнаружив источники загрязнений, школьники обращались с просьбой устранить попадания загрязнений в речной бассейн. Дети выполняли непростую работу по предупреждению появления новых источников загрязнений для питьевых водоемов. Все вопросы делились на две составляющие: что делать с существующими источниками загрязнения водных бассейнов и как предотвратить появление новых источников загрязнения?

В результате Общественная палата получила основательный практический материал для обеспечения предупредительных мер по сохранению чистоты рек и озер нашего края. Общественная палата выражает надежду, что поднимаемые сосновцами проблемы Шершневского водохранилища, единственного питьевого источника для полутора миллионов южноуральцев, также будут решены коллегиально.

Защищая идею коттеджного строительства на берегу питьевого водоема, администрация, депутаты, общественная палата Сосновского района совершенно искренне обозначили проблему сохранности Шершневского водохранилища, подтвердив это многочисленными примерами: это и ливневые стоки с "автодороги", пролегающей по плотине, грязные пляжи, бытовые отходы поселка АМЗ, ежегодно разрушаемый мост в деревне Прохоровка вследствие паводковых вод и т.д.

А во-вторых, сосновцы подчеркнули, тоже совершенно справедливо, что проблема эта касается и федеральных структур, и областной власти, и власти г. Челябинска, и общественности. Местечковое решение этой проблемы исключается. Я в этом совершенно уверен.

Невольно возникает вопрос: этот питьевой источник находится в таком плачевном состоянии, если это проблема не только Сосновского района, почему решение ее скатывается до мелких разборок с представителями областной Общественной палаты? Почему Сосновский район в лице его администрации вместо того чтобы объединиться в разрешении проблемы, усугубляет положение новыми стройками? Это что? Непонимание или сугубо местное решение вопроса? Я полагаю, все взаимосвязано: и интересы района, и интересы Челябинска, а это интересы граждан Челябинской области. Нельзя построить процветающее здоровое общество в одном, отдельно взятом Сосновском районе.

Палата проанализировала критическую ситуацию, сложившуюся вокруг питьевого водоема, провела десятки "круглых столов", семинаров с участием широкого круга ученых, экологов. К сожалению, наши приглашения принять участие в обсуждении вопросов, связанных с охраной Шершневского водохранилища, руководством Сосновского района были проигнорированы.

Общественная палата провела несколько внеочередных заседаний. Результаты проверки прокуратурой Челябинской области подтвердили нарушения водоохранного законодательства. Решение, принятое Общественной палатой, поддержано губернатором области, Генеральным прокурором Российской Федерации, Комитетом по экологии Государственной Думы, Федерального собрания РФ.

К сожалению, имеются факты игнорирования общественного мнения со стороны отдельных представителей федеральных органов власти и органов местного самоуправления.

Общественная палата призвана изучать общественное мнение и давать событиям соответствующую оценку. Поэтому палата включилась в решение типичной для всей Российской Федерации проблемы использования федеральных земель в зонах санитарной охраны питьевых объектов. В нашем случае - Шершневского водохранилища, расположенного на территории г. Челябинска и в границах Сосновского муниципального района, единственного и безальтернативного источника питьевого водоснабжения более половины жителей Челябинской области.

Жители Сосновского района дали исчерпывающую характеристику истории вопроса:

2004-2005 годы. Престижные федеральные земли второго пояса зоны санитарной охраны левого берега Шершневского водохранилища безвозмездно для бюджета передаются коммерческой структуре постановлением главы Сосновского района. Построен коттеджный поселок на 60 участков без обещанного централизованного канализования. В результате бесплатной передачи земли коммерческим структурам получено неучтенной прибыли (по заниженным сведениям) 36 млн. рублей.

2006 год. События повторяются: таким же образом, в той же зоне санитарной охраны, на федеральных землях строится новый поселок Настина деревня на 112 коттеджей. В реальности нет возможности выполнить обещанное централизованное канализование. Неучтенный доход от передачи земли ожидается 500 млн. рублей. Федеральная земля также безвозмездно передана - той же фирме "ЛиК". Разрешительные документы лоббировали под названием "Доступное и комфортное жилье".

В заключении государственной экологической экспертизы, как всегда, значилось наличие централизованного канализования поселка. В реальности делается фиктивная справка об осуществлении централизованной канализации. В данном случае канализация выведена за пределы поселка, создана видимость канализования, окончание канализационной трубы закопано за пределы поселка в сторону питьевого водоема, место окончания трубы замаскировано подожженной травой. При этом областной суд на кассационной инстанции 23 ноября 2007 года не принял доводы Общественной палаты о недостоверности справок об осуществлении централизованного канализования строящегося поселка, отменил справедливое решение суда Советского района - суда первой инстанции о незаконном строительстве коттеджного поселка, мотивируя недостоверными справками, подтверждающими факт подключения поселка к коллектору канализации.

Челябинская область имеет повсеместное неисполнение проектной документации по запроектированному канализованию. Типичные примеры - озера Аргази, Увильды, Кременкуль и многие другие. Например, при начале строительства коттеджей на берегу озера Кременкуль в ответ на возмущение граждан о загрязнении водоема давались убедительные гарантии о строительстве очистных сооружений и о канализовании коттеджей, строящихся на берегу водоема. Время рассудило: коттеджи стоят, а коллектор канализации выведен в болото, сообщающееся с озером Кременкуль, очистные сооружения не построены. Результат - озеро Кременкуль превращается в болото. Такие примеры повсеместны.

Одновременно идет процесс упрощенной приватизации земельных участков через схему: на берег водоема привозятся сгоревшие вагончики, старые будки, делается имитация старых заборов, участки регистрируются.

2007 год. Оформлены договоры переуступки права аренды федеральной земли коммерческим структурам во втором поясе зоны санитарной охраны левого берега Шершневского водохранилища площадью около 700 гектаров. Цена вопроса - 14 млрд. рублей. Срочно лоббируется перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений через Министерство экономического развития и торговли РФ. Официально федеральные земли выделены в бессрочное и безвозмездное пользование для ведения научных сельскохозяйственных работ Российской Академии сельскохозяйственных наук. Сделки осуществляются через Росимущество с помощью федеральных чиновников, манипулирующих статьей 65 нового Водного кодекса.

Все держится в секрете от населения, готовится скрытый масштабный план строительства сотен коттеджей на наклонной части водосборной площади питьевого водоема для 1,5 млн. человек без реальной возможности централизованного канализования из-за рельефа местности. При этом за пределами санитарной зоны имеются тысячи гектаров брошенных земель. Разница в 1-3 км.

В настоящее время на водосборной площади со значительным уклоном во втором поясе зоны санитарной охраны данного водохранилища напротив водозабора продолжается строительство сотен коттеджей без централизованного канализования. При этом происходит реальное серьезное влияние на санитарное состояние питьевого водоема в результате строительства и его последствий:

-- грунт из вырытых котлованов домов вместе с мусором беспорядочно сваливается на побережье питьевого водоема. В местах свалки обнаружены кости из скотомогильников, ядовитые вещества с мешками хлорки и дуста. Нам привели убедительный пример из практики Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. В котловане строящегося дома обнаружена сибирская язва. В нашем случае никто не знает, какие захоронения были на землях бывших сельхозугодий рядом с Шершнями. Нет информации, какие вещества будут извлечены из земли и вымыты в результате бурения и промывки сотен глубинных скважин. Жители наблюдают, как во время паводков и дождей по склонам течет грязь в питьевой водоем. Из многочисленных неканализованных коттеджей отходы жизнедеятельности попадают в питьевой водоем через дренаж, в том числе отходы сливаются шлангами по ночам, в дождь, в паводок в конечном итоге в водоем. Имеются факты сливания отходов в первый водоносный слой.

Зная о невозможности строительства самотечного коллектора канализации из-за рельефа местности, население оболванивается на публичных слушаниях о новых проектах поселков с красивейшей компьютерной графикой будущих построек. Новые поселки будут строиться на расстоянии 150 метров от питьевого водоема на значительном уклоне в сторону озера напротив водозабора. Включена дополнительная мотивация строительства доступного комфортного жилья расширением границ поселка Западный для строительства 300 коттеджей. При этом обосновывается прелесть проектируемых локальных очистных сооружений со сливом стоков после очистки в водозабор. Как всегда, все красиво подано, но на вопрос проектировщикам и застройщикам нового поселка: будете ли вы сами пить воду после очистных сооружений - ответа не последовало. Сколько стоят очистные сооружения и будут ли они реально построены? Где гарантия добросовестного обслуживания очистных сооружений, из которых сточные воды пойдут прямо в водохранилище напротив водозабора?

-- В Сосновском районе очистные сооружения практически не работают. Где гарантия, что не появятся новые свалки мусора, что жители не будут мыть в водохранилище автомашины и многое другое, что сейчас повсеместно наблюдается при его эксплуатации.

-- К тому же левый берег водохранилища в отличие от правого имеет значительный уклон в сторону озера, что увеличивает второй пояс зоны санитарной охраны до 1000 и более метров.

Совет палаты располагает следующей информацией:

В условиях второго пояса зоны санитарной охраны левого берега Шершневского водохранилища отсутствуют точки приема канализационных сточных вод. Практика строительства двух поселков фирмой "ЛиК" подтвердила невыполнение запроектированных обязательств.

Статьей 43 п. 2, статьей 44 п. 3.1. Водного кодекса от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (с последующими изменениями от 31.12.2006 года), постановлением главного санитарного врача Российской Федерации - СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" установлены правила землепользования в зоне санитарной (далее - ЗСО). Вышеназванными нормативными документами запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения... В пределах прибрежной полосы питьевых водоемов шириной не менее 500 метров запрещены выпас скота, любая деятельность, которая может повлиять на ухудшение санитарного состояния водоема".

Наличие выгребных ям допускается в исключительных случаях. Отсутствие градостроительной политики в Сосновском районе приводит исключительные случаи в норму со всеми вытекающими последствиями: дренаж, слив отходов ночью шлангами и другие методы.

По Шершневскому водохранилищу границы ЗСО 1-го и 2-го поясов утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 г. N 465 (в описаниях населенных и тригонометрических пунктах, картографических материалах). Вышеуказанные нормативные документы для питьевого Шершневского водохранилища действуют по настоящее время.

Вокруг вопроса перепродажи земли и ожидания дальнейших действий перекупщиков аренды земли по последующему переводу земель, находящихся во втором поясе зоны санитарной охраны, создается атмосфера недостоверности и искажения фактов. Пользуясь несовершенством законодательства, решения принимаются узкой группой лиц. Рыночная стоимость земель составляет не менее 250 тыс. руб. за сотку. К сожалению, в бюджет от строительства двух поселков и продажи земель эти деньги не попадают.

В условиях политической напряженности, связанной с предвыборной кампанией, факты недостоверности и скрытности способствуют нагнетанию обстановки дестабилизации настроения в обществе. Вместе взятые, они способствуют нежелательной политической оценке деятельности правительства и губернатора области, дискредитируют действия президента Российской Федерации, направленные на продвижение программ в интересах граждан.

Население многократно и единодушно высказывалось в пользу создания зеленой зоны Челябинска в соответствии со статьей 86 Земельного кодекса РФ "Пригородные зоны" (в ред. федеральных законов от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ, от 10.05.2007 г. N 69-ФЗ). Инициатива граждан подтверждена сотнями тысяч подписей жителей Челябинской области.

В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.

В целях повышения доверия населения области к органам власти совет Общественной палаты провел внеочередное заседание и принял единогласное решение:

-- поддержать поручение губернатора области, данное на заседании правительства области 20.09.2007 года, по созданию "зеленого пояса" в границах второго пояса зоны санитарной охраны левого берега Шершневского водохранилища и соответствующие конкретные предложения министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (письмо N 8976 от 26.09.2007 г.), министерства по радиационной и экологической безопасности области (письмо N 3280/ИГ от 04.10.2007 г.) по разработке и принятии Закона Челябинской области "О пригородной зоне г. Челябинска".

Общественная палата Челябинской области убедительно просит вас, уважаемые представители актива Сосновского района, с целью предотвращения новых источников загрязнения единственного питьевого источника остановить выделение и оформление земельных участков под строительство в границах второго пояса зоны санитарной охраны левого берега Шершневского водохранилища, этим способствовать созданию на данной территории "зеленого пояса".

В. Скворцов,

председатель Общественной палаты Челябинской области

Комментарии
Комментариев пока нет