Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Актриса крупного плана

23.11.2007
Сегодня - юбилей Фариды Муминовой

C самого первого дня в Магнитогорской драме она стала первой актрисой этого театра (по-моему, ни у кого даже мысли не возникло, что может быть иначе). И была ею ровно полтора десятилетия до прошлогоднего отъезда в Москву. Ни один крупный режиссер, ставивший в эти годы на магнитогорской сцене, не мог обойтись без Фариды Муминовой. С Валерием Ахадовым, вслед за которым Фарида Муминова и ее муж, актер и режиссер Сайдо Курбанов, решились на великое переселение из Душанбе в Магнитку, сделаны Нина Заречная и Аркадина в "Чайке", Раневская в "Вишневом саде", Кручинина в "Без вины виноватых", она в современной драме "Ну все, все..

Сегодня - юбилей Фариды Муминовой

C самого первого дня в Магнитогорской драме она стала первой актрисой этого театра (по-моему, ни у кого даже мысли не возникло, что может быть иначе). И была ею ровно полтора десятилетия до прошлогоднего отъезда в Москву. Ни один крупный режиссер, ставивший в эти годы на магнитогорской сцене, не мог обойтись без Фариды Муминовой. С Валерием Ахадовым, вслед за которым Фарида Муминова и ее муж, актер и режиссер Сайдо Курбанов, решились на великое переселение из Душанбе в Магнитку, сделаны Нина Заречная и Аркадина в "Чайке", Раневская в "Вишневом саде", Кручинина в "Без вины виноватых", она в современной драме "Ну все, все... Все?". С Виктором Шрайманом - Марта в спектакле по пьесе Олби "Кто боится Вирджинии Вульф". С Андреем Житинкиным - Джил в "Этих свободных бабочках" и Джейн во "Французском квартале" Уильямса. С Евгением Марчелли - царственная Титания в шекспировском "Сне в летнюю ночь". С Михаилом Скомороховым - Мелисса в "Любовных письмах". С Сергеем Пускепалисом - Агата в "Козьем острове". Были еще роли в спектаклях Вячеслава Кокорина, Бориса Цейтлина, Валерия Геращенко и, конечно, Сайдо Курбанова. Фарида Муминова (кстати, единственная из актрис Южного Урала) номинировалась на национальную премию "Золотая маска" за лучшую женскую роль в драматическом спектакле (Марта в "Вирджинии Вульф"). Наград других фестивалей разного уровня просто не перечесть. Фантастическая красота, бесспорный драматический талант, список ролей, которому может позавидовать любая актриса ее поколения, признание коллег и зрителей, любимые муж, сын, внук...

Восточная красавица из поселка Лесного

Фарида действительно родилась в поселке Лесной Кайского района Кировской области. Там служил отец-военный (сегодня он прилетит на юбилей дочери из Ташкента). В ней узбекская (папина) и русская (мамина) кровь. А детство и юность прошли в Ташкенте, так что два языка и две культуры сплетались совершенно органично. В Ташкенте она сначала окончила хореографическое училище, потом три года танцевала в узбекском аналоге "Березки" - ансамбле "Бахор" (солировала на концертах в Кремлевском дворце). В танце ее увидели люди из киномира и позвали на первую роль красавицы из восточной киносказки - Гульбахор в "Седьмом джинне". Таких героинь потом будет около десятка.

Из Ташкента она уехала в Москву во ВГИК, в мастерскую великого актера Бориса Чиркова, который первым (Фарида тогда училась на третьем курсе) сказал о ее серьезном драматическом даре. Потом были съемки на разных киностудиях тогда еще единой страны, встреча с Сайдо Курбановым, разрыв старых житейских связей (у нее - ташкентских, у него - московских), переезд в Душанбе. Там, двадцать с небольшим лет назад, Фарида Муминова сыграла первую роль на драматической сцене Русского театра имени В. Маяковского. Между прочим, это была роль булгаковской Маргариты. Были и другие роли, в том числе юная героиня спектакля Валерия Ахадова "Дорогая Елена Сергеевна" душанбинского театра "Полуостров". Эту героиню по имени Лялька до сих пор вспоминают все, кто видел спектакль. Но сама Фарида считает, что ее карьера драматической актрисы началась в Магнитогорске, куда спасающиеся от безумия гражданской войны в Таджикистане актеры "Полуострова" уезжали с надеждой, но и со страхом: неизвестная земля, незнакомый город, новая публика и в общем-то совершенно иная жизнь. В которой кино возникало очень эпизодически (за магнитогорские годы Фарида сыграла несколько ролей в лентах Валерия Ахадова и Сайдо Курбанова), а вот на сцену надо было выходить каждый день.

"Нет, я - актриса..."

В чеховской "Чайке" (самый знаменитый магнитогорский спектакль Ахадова) Фарида Муминова сначала (почти десятилетие!) играла Нину Заречную из четвертого акта. Безмятежность, юность, мечты о славе, первая влюбленность первых трех актов доставались другой актрисе (в разных составах это были Юлия Нижельская или Анна Дашук). Между третьим и четвертым актами были смерть ребенка, разрыв с Тригориным, актерский провал. То есть на сцену выходил другой человек, в данном случае - буквально другой. Взрослый, с опытом потерь, с трагическими глазами (у Заречной Фариды Муминовой была шляпка с вуалью, но все, кто писал и говорил об этой "Чайке", обязательно говорили о ее глазах, об эффекте "крупного плана" актрисы, так этот кинематографический термин поселился в театральных рецензиях). Но этот трагический опыт не перечеркивал право на счастье и право на сцену. В случае с Заречной это было одно и то же, и в то, что ее профессия есть ее главное жизненное призвание ("Нет, я - актриса..."), верилось абсолютно. В одном из поздних вариантов этой "Чайки" Фарида Муминова сыграла Аркадину, но я не успел увидеть ее в этой роли, а театр вдруг поторопился попрощаться со спектаклем.

Право на счастье (как правило, тождественное праву на любовь), быть может, главная актерская тема Фариды Муминовой. Право, естественное как воздух, в неестественных, ложных, трагических жизненных обстоятельствах ее героиням приходилось доказывать, а порой и завоевывать с такой страстью и силой, что можно было говорить уже не просто о драматическом, но и о трагическом даре актрисы. Такой была Кручинина в "Без вины виноватых", Раневская в "Вишневом саде" (танцевальный третий акт этого спектакля - одно из сильнейших театральных впечатлений), Джейн во "Французском квартале", Мелисса в "Любовных письмах" и особенно последняя героиня на магнитогорской сцене - Агата из "Козьего острова", сгусток горечи и страсти. Почти про каждую из своих ролей Фарида Муминова говорит так: "Я ее не доиграла". Дело не только в актерской жадности (бесценном, кстати, профессиональном качестве), но и в том, что все ее серьезные работы переживали за время сценической жизни очень важную эволюцию, набирали глубину, и на пятидесятом спектакле это был уже качественно иной образ, чем на премьере. Там, где спектакль (по обстоятельствам, от актрисы не зависящим) умирал раньше, было ощущение зримой потери.

И еще об этом праве на счастье, на любовь, на радость. Когда сценической героине Фариды Муминовой не приходилось доказывать это право, оно было дано как дар, рождался образ изумительной гармонии и царственной красоты. Такой была Титания в "Сне в летнюю ночь" - повелительница чувственных стихий, сгусток ярких красок и сильных чувств.

Сцены из супружеской жизни

В творческой биографии актерского и супружеского дуэта Сайдо Курбанов - Фарида Муминова было несколько спектаклей, в которых они играли либо мужа и жену (как в "Вирджинии Вульф"), либо, скажем так, пару ("Ну все, все... Все?" и "Любовные письма"). Диалоги (в "Вирджинии..." они больше напоминали яростные поединки) их героев пытливых зрителей порой заставляли задаваться вопросом: не есть ли сценическая жизнь в какой-то мере продолжение жизни личной? Когда на сцене проговаривается и выговаривается то, что не скажешь (или скажешь) на домашней кухне? Этакая разновидность сценической психотерапии и изгнание домашних демонов. Сайдо и Фарида отметают любые разговоры на эту тему и вообще не склонны объединять жизнь и искусство (они, впрочем, говорят проще: "работа"). Жизнь - это жизнь, в ней есть проблемы быта, безденежье, от которого в Магнитке не спасал никакой звездный статус, мысли о родных, которые живут теперь в других государствах, забота о российском гражданстве, право на которое двум заслуженным артистам России пришлось доказывать в походах по всем кругам бюрократического ада (только что экзамен по русскому языку выпускников ВГИКа не отправили сдавать). В этой жизни есть командировка сына в Чечню (Фарида не спала почти все сто дней этой командировки), заботы о внуке.

Казалось бы, все это так далеко от изощренной драмы из жизни американской профессорской семьи ("Вирджиния...") или почти джазового словесного потока причудливой пьесы Наума Брода "Ну все, все... Все?". Другая жизнь, и дуэт Курбанов - Муминова ничего не упрощает и не уплощает. Но инструмент актера - он сам, и эффект личного опыта, личного обаяния, в том числе общего, в таких спектаклях работает в полную силу. Из этого опыта каждый берет то, что для него наиболее важно. После их "Вирджинии Вульф" один из критиков написал: "Муминова что-то знает о Марте не по Олби, а по своей жизни, возможно, о той же борьбе за личностную самодостаточность, за женскую полноту бытия". А после того, как этот спектакль сыграли в Москве на фестивале "Золотая маска", председатель жюри того фестиваля, знаменитая актриса Ольга Яковлева заметила: "Фарида Муминова могла бы играть в любом московском театре. Она умеет все - быть эксцентричной, смешной, трогательной".

Сцена будет ждать

Ольга Михайловна Яковлева оказалась пророком: с прошлого года Фарида Муминова играет на столичной сцене, в Театре Армена Джигарханяна. Она, кстати, меньше всего хотела покидать Магнитку, но Сайдо всерьез решил вернуться к профессии кинорежиссера (он работает на телевидении, и успешно), и жена последовала за мужем. В Театре Армена Джигарханяна, который очень ценит актрису Муминову, уже сыграно несколько больших ролей (Анна Андреевна в "Ревизоре", Магдалена в "Доме Бернарды Альбы"), появились кинопланы, стала налаживаться новая жизнь, но...

Это "но" называется тяжелой болезнью. Мы увиделись месяц назад в Магнитке, когда врачи онкологического центра, где Фарида уже несколько месяцев борется со своим недугом, отпустили ее на вечер в театр, на один из спектаклей фестиваля "Театр без границ". Она, как всегда, была необыкновенно красива, а о болезни говорила с той трезвостью и легкостью, что отличает сильного, стойкого и мудрого человека. Впрочем, гораздо больше мы говорили о сцене, магнитогорской сцене. "Я вдруг поняла, как мне снова хочется сыграть на ней",- призналась Фарида. Мне кажется, эта сцена будет ждать Фариду Муминову столько, сколько надо.

Владимир СПЕШКОВ

Комментарии
Комментариев пока нет