Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Ожившие камни

22.12.2007
Алексей Бочаров нашел выход из тупика Данилы-мастера

Олеся ГОРЮК
Челябинск

При виде черного камня небольшого размера Алексей Бочаров остановился как вкопанный. Бережно поднял находку и понес на корабль. Экспедиция подходила к концу, задание - собрать материал с нескольких известных месторождений - было успешно выполнено. У фотографа оставался последний кадр. Алексей уговорил его снять камень, еще не обсохший и потому сверкающий в лучах утреннего солнца.

Алексей Бочаров нашел выход из тупика Данилы-мастера

Олеся ГОРЮК

Челябинск

При виде черного камня небольшого размера Алексей Бочаров остановился как вкопанный. Бережно поднял находку и понес на корабль. Экспедиция подходила к концу, задание - собрать материал с нескольких известных месторождений - было успешно выполнено. У фотографа оставался последний кадр. Алексей уговорил его снять камень, еще не обсохший и потому сверкающий в лучах утреннего солнца. Сейчас Перун, такое имя дал Бочаров пришельцу с Кольского полуострова, стоит в мастерской художника в доме на площади Революции.

В поисках красоты

Задолго до описываемых событий Бочарова стали одолевать сомнения. Они знакомы большинству ювелиров и очень точно описаны Павлом Бажовым в сказе "Каменный цветок" : "Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок... самый что ни есть плохонький, а глядишь на него - сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она?" Или: "Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что они тут? Порча ведь это камня".

Алексей окончил отделение декоративно-прикладного искусства Московского университета искусств. Но ответов на вопросы, заданные Павлом Бажовым еще в первой половине прошлого века, так и не получил.

-- Я все время чувствовал неудовлетворенность от результата ювелирных работ, - признается Алексей Александрович. - Никогда не считал художественным произведением изделия из камня, и, в свою очередь, не мог превратить камень в художественное произведение. Веточки, цветочки, ягодки были всего лишь жалкой копией оригинала.

И еще один вывод сделал Бочаров: ювелирное искусство остановилось в своем развитии. Совершенствовались технологии, а идеи по-прежнему черпались из прошлого. Украшения, созданные современным мастером, были ничуть не лучше того, что создавали египтяне и древние скифы.

Несколько камней причудливой формы, найденных в экспедиции 2003 года на Кольском полуострове, намекнули на выход из тупика Данилы-мастера. Но какой? Бочаров стал обращаться к знакомым в главных музеях страны. Ответа не нашел. Тогда он купил компьютер, подключил его к Интернету и стал искать.

-- Набираю в Яндексе "живые камни", а там выскакивает: продадим щебень, плитняк. Из обломков гранита и валунов предлагается сделать "сад камней", - возмущенно говорит Бочаров.

Наконец, Алексей Александрович нашел термин, которым можно было обозначить его находки. Суйсеки - камни для созерцания. На Востоке, где к камню относятся, как к живому существу, выход из тупика Данилы-мастера был найден около тысячи лет назад.

Камень в предлагаемых обстоятельствах

Суй - вода, секи - камень. Пока камень находится в недрах земли, он является ее частью. Самостоятельная жизнь камня начинается с момента выхода на поверхность и попадания в водную среду. Большинство камней имеют стандартную форму и не привлекают к себе пристального внимания. Но иногда, очень редко, вода может творить чудеса. Например, один из камней-суйсеки, найденных Бочаровым в Карелии, был зажат двумя скалами. Создалась уникальная ситуация: камень не контактировал со своими собратьями, которые лишили бы его индивидуальности. Он взаимодействовал только с водой, поэтому приобрел неповторимую форму. Тысячелетиями испытывал мощь приливов и отливов, пока не попал в поле зрения человека.

-- Я понял, что не только ювелир, но и природные силы могут создать объект, способный произвести на меня впечатление, - констатирует Алексей Александрович.

С тех пор он с головой ушел в новую область работы с камнем. Ремесло ювелира оставил без сожаления. Продал все инструменты, даже микроскоп не оставил.

Однажды - он не любит об этом вспоминать - Алексей решился на эксперимент. Привез с севера камень, который не вполне его устраивал. Вот если бы вода подточила его в двух местах - какой был бы замечательный экземпляр! Вообще-то вмешательство человека в жизнь камня - криминал, но раз уж вода точила его, пусть продолжит свое дело! Алексей привез находку на одну из наших уральских рек, выбрал самое бурное место, положил туда свою находку. Приехал через год, а камень каким был, таким и остался.

-- Стало быть, его жизнь измеряется тысячелетиями, - сделал вывод Бочаров.

Не в этом ли магическая сила камня-суйсеки? Он хранит многовековую историю места, где был найден.

-- Молодой камень чист, как младенец. О чем вы можете поговорить с ним? Состарившийся камень - существо, имеющее жизненный опыт. Люди, хорошо знакомые с суйсеки, могут часами общаться с камнем, созерцать его, обретая покой и гармонию в душе.

Вот, например, мурена, разинувшая пасть, - порода древнейшая, протерозойского возраста. На розовом теле камня тектоническая складка белого цвета. И этот экземпляр, без того уникальный, умудрился попасть в такие обстоятельства, что его так чудесно выточила вода. Но прежде этот камень таскал ледник, унес далеко от того места, где он зародился. Какая крутая судьба!

Архимед и Йостендаллен

Первое, что покорило Алексея Бочарова, - древность камня. Затем он стал замечать сходство камней с миром людей и животных:

-- Я рассматривал суйсеки как оригинальность формы: этот камень похож на птичку, этот на кабанчика. Курьезы, кунсткамера, собранная в моей мастерской. Мощь и силу созидательной природной стихии осознал позже.

Большинство камней найдено Алексеем на Урале по берегам горных рек и озер. Но не обошлось и без экспедиций за границу. В 2005 году он вместе с женой и сыном съездил в Норвегию. Камней привез не так уж много, зато впечатлений: Увиденное крепко засело в голове. Позже на реке Ирень в Пермской области он найдет удивительной красоты белый камень. Мягкая порода стачивалась водой буквально на глазах. Он вспомнил ледник Йостендаллен, тающий в лучах летнего солнца. Так и назвал свою находку "Ледник Йостендаллен". А потом под Верхним Уфалеем нашлись "Мыс Нордкап" и "Пик Хан-Тенгри" в миниатюре. Есть невидимая, необъяснимая связь между камнем, умещающимся на ладони, и горным массивом, находящимся за тысячи километров от него. Или просто совпадение? Вот и еще одна загадка.

В сентябре этого года Алексей Александрович привез свои камни на конференцию в Екатеринбурге, куда съехались сотрудники всех геологических музеев страны. Коллеги восхитились природной красотой, но смотрели на камень с прежних, "минералогических" позиций.

-- Даже видя и чувствуя что-то невероятное, все задают традиционный вопрос: что это за порода? Как будто в этом главное.

Порода в искусстве созерцания абсолютно не важна. Основное требование - чтобы камень был способен отвечать воде. Он не должен быть слишком мягким и рыхлым: в этом случае камень быстро разрушится. Но и такая твердая порода, как гранит, для суйсеки не подходит: его кристаллы под воздействием воды растрескиваются и осыпаются.

Камень-суйсеки заметен среди других. Алексей Бочаров даже считает, что не заметить его невозможно: слишком громко он заявляет о себе. На самом же деле найти настоящий камень для созерцания дано не каждому. Он должен быть не просто красивым, но и заключать в себе некий символ, философию.

Транспортировка камней с места их обитания - дело непростое. Камень нужно не просто увидеть, а извлечь, поднять с земли, загрузить в лодку или построенный на месте плот, выгрузить, дотащить до машины или ближайшей железнодорожной станции, чтобы потом загрузить в контейнер. Однажды Алексей Александрович привез камень весом больше сотни килограммов ради небольшого фрагмента. Отделить от тела камня красивый кусочек в полевых условиях не представлялось возможным. Пришлось везти камень целиком.

Главный помощник Алексея Александровича - сын Никита. В свои 12 мальчик накопил столько визуальных впечатлений, что многие взрослые позавидуют. Никита может распознать суйсеки среди массы обычных камней. Одну из находок назвал "Архимед". Камень действительно напоминает скульптурное изображение древнего грека.

Иные камни, привезенные из экспедиций, открываются не сразу. Годами могут ждать своего часа у Бочарова в саду.

-- В этом камне, - он поднимает с пола забавного кабанчика, - было что-то загадочное, и я его привез. Два сезона думал: зачем взял? Выкинуть бы! Но неведомая сила останавливала. Осенью я поставил камень вертикально и был поражен тем, как по-новому он заиграл.

Все суйсеки стоят в дайзах. Это деревянные подставки, оттеняющие красоту камня. Дерево для дайзы должно быть однотонным, не иметь рисунка, чтобы не привлекать к себе внимания. Камень ложится в дайзу идеально. На Востоке у суйсеки два автора: тот, кто нашел камень, и тот, кто изготовил дайзу. Бочаров делает и то, и другое. Мое радостное "открытие" (камень не крепится к дайзе, а может быть свободно извлечен из нее) вызывает у Бочарова смех:

-- Вот я вас возьму и прикреплю к стулу! Зачем, по какому праву? А ведь камень - такое же живое существо.

Чистят ли камень? Не всегда. Если на поверхности растет мох или лишайник, владелец, напротив, регулярно поливает свой суйсеки.

Возбуждать воображение могут форма, цвет, рисунок на камне.

-- Вас окружает столько камней! На какие мысли они вас наводят? - спрашиваю Бочарова.

-- Скорее бы дожить до лета - и снова в экспедицию! - отвечает он.

Суйсеки - традиционный жанр китайского искусства. На Востоке суйсеки - важнейший предмет интерьера. Камни стоят очень дорого и передаются по наследству. В США и Европе камни для созерцания называют "viewing stones". Там предметом коллекционирования могут стать камни, сформированные не только водой, но и солнцем, ветром, тектоническими процессами. Большой поклонник суйсеки - французский актер Ален Делон. Камни для созерцания он хранит у себя на вилле.

Комментарии
Комментариев пока нет