Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Крыльцовая стихия

12.01.2008
Рынок любит наглых, а не скромных

Мы хотим поднять тему, касающуюся внешнего вида зданий в центре Челябинска. Сердце обливается кровью, когда смотришь на то, как уродуются здания, формирующие историческую среду центра и являющиеся удачно решенным ансамблем. Все эти дома были запроектированы и реализованы "архитектурным десантом" выпускников Московского архитектурного института 1947 года.
Много ли таких зданий? Много. В центре - почти все.

Рынок любит наглых, а не скромных

Мы хотим поднять тему, касающуюся внешнего вида зданий в центре Челябинска. Сердце обливается кровью, когда смотришь на то, как уродуются здания, формирующие историческую среду центра и являющиеся удачно решенным ансамблем. Все эти дома были запроектированы и реализованы "архитектурным десантом" выпускников Московского архитектурного института 1947 года.

Много ли таких зданий? Много. В центре - почти все. Это здание по ул. Цвиллинга, 33 (бывший магазин "Ритм", архитектор А. Кладовщиков), здание по ул. Цвиллинга, 35 (бывший магазин "Лакомка", архитектор А. Ривкин), дом по ул. Цвиллинга, 37 ("дом с эркерами", архитектор Ф. Серебровский), дом по ул. Тимирязева, 28 (ЗАГС Советского района) и дом по ул. Цвиллинга, 44 (магазин "Алмаз", архитектор Д. Берштейн), дом по ул. Тимирязева, 29 (магазин "Мир еды", архитектор М. Мочалова).

Сейчас эти здания безжалостно уродуются. Да, именно так. Балансодержатели или ныне управляющие компании и думать не думают, чтобы содержать в порядке карнизы и кровлю, а у всех на глазах активно выкупаемые первые этажи переделываются каждый на свой лад. Со стороны улицы Цвиллинга в доме N 33, где был магазин "Ритм", вход в магазин "Хобби" напоминает своими столбиками с шарами ограду на кладбище. В доме по улице Цвиллинга, 35, входные группы в банк выполнены деликатно, но тут же рядом - жуткий козырек в подвальное помещение.

Пока были живы авторы этих зданий, изменения во внешнем облике построек были минимальны. Впрочем, тоже не всегда. Так, многочисленные просьбы ныне здравствующей М. Мочаловой восстановить сграффито на доме по ул. Тимирязева, 29, где сейчас расположен магазин "Мир еды", не были услышаны никем.

Особенно досталось дому с эркерами. Не понять, почему - при таком количестве профессиональных архитекторов в городе - можно так изуродовать дом. Вместо того чтобы сохранить первоначальный вид здания или осуществить комплексную его модернизацию, выстраивается вдоль тротуара "пестрый" ряд крылечек, никак не связанных друг с другом, что меняет пластику и ритм фасада, нарушает стилистическое единство дома.

Почему некоторые архитекторы не понимают непреходящую значимость этих зданий, сформировавших лицо Челябинска? И поймут ли они это когда-нибудь? Судя по всему, никогда. Между тем настоящий зодчий должен всегда помнить, что преемственность в архитектуре важна во все времена. И стыдно лепить заплаты в виде бездарных входных групп на классические и классные по своей форме и содержанию фасады.

Е. СЕРЕБРОВСКАЯ, С. КУЗНЕЦОВ, А. КИСЕЛЕВ, Б. БАРАНОВ, В. КОВАЛЕВ, М. МОЧАЛОВА, архитекторы Челябинска

Наш комментарий

Архитекторы обращаются - к кому? К архитекторам. К своим же коллегам. Они не понимают друг друга? Получается - не понимают. Но почему?

Есть архитекторы и - архитекторы. Одни строят город, другие - дом. Или даже крыльцо к уже стоящему дому. Наверное, нельзя с них требовать слишком много. Не потребуешь же: будь настоящим архитектором. Настоящих везде мало. В том числе и среди архитекторов. А они - тоже люди, хоть и архитекторы. И им тоже соблазнительны легкие деньги. Ведь крылечко нарисовать к дому - вечерок посидеть. А гонорар - тут же, и непривычно щедрый и скорый.

Рынок делает с нами что хочет. Перво-наперво покушается на совесть, ее норовит заглушить. А заглушив, производит с нами такие метаморфозы - только диву даешься. Например, озеленителей превращает в древорубов. А архитекторов приучивает не создавать, а разрушать гармонию.

Да кто же они, эти неведомые миру архитекторы? Где они прячутся? За какими высокими заборами сидят? Почему не выходят на крылечко?

У меня есть фамилии, но, пожалуй, и я пока подожду с их, как говорится, озвучиванием. Легче всего рубануть саблей. Нечаянно можно ранить невинную душу. Но если не саблей, а словом, то проймешь ли им человека, который отбывает повинность в архитектуре?

Допустим еще один вопрос: может быть, не архитектор виноват, а заказчик? Не вынужден ли архитектор потакать вкусу собственника? Что ж, может быть, и вынужден. И тогда перед ним встает дилемма: или поступиться принципом, или заработать? Однако, согласитесь, бывает такой заработок, который перевешивает принцип. Особенно тогда, когда заработок тяжеловат, а принцип легковат. Но в том-то и дело, что часто сам собственник не претендует на шик и роскошь, которую предлагает архитектор, но полагается на вкус специалиста. В такой ситуации один хотел бы больше сэкономить, а второй - больше заработать.

Суть, конечно, не в том, чтобы отлучить всех архитекторов от крыльцового проектирования. Почему бы, и в самом деле, им не заработать на этом? И они зарабатывают. Но у одних крыльца отличают вкус, скромность, уважительность к фасаду, к пешеходу на тротуаре, к улице, к городу, а у других крыльца эгоистичны, апломбны и наглы.

Вместе с другими стихиями рынок принес нам стихию крыльцовую. Она сразу навалилась на центр города, а от него взяла курс к окраинам. На подвалы и первые этажи, в прошлом такие нежеланные, теперь бизнесмены не жалеют миллионов. Кое-где крыльцовые лестницы протянулись на вторые этажи. Кое-кто примеривается приладить крыльцо к только что построенному зданию. Иные крыльца уже не раз перестроены. Каждая фирма старается подать себя крыльцом. Им заявить о себе, им привлечь, им переманить. Тут шутки в сторону. Крыльцо - лицо фирмы, и оно должно быть "красивше" других.

Не впервой наша газета публикует искренние возмущения по поводу этого бедствия. Результат если и был, то слабый. Может быть, потайной. Казалось бы, все зависит от людей. Против крыльцовой стихии выставлены, по крайней мере, три линии защиты - 1) сами архитекторы, 2) отдел по дизайну городской среды, 3) управление архитектурно-строительного надзора. Стихия, однако, почему-то легко преодолевает эти "баррикады". Почему? Дырявые они, что ли...

Михаил ФОНОТОВ

Комментарии
Комментариев пока нет