Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Заказать цветы Екатеринбург дешево, подробное описание тут.
Доставка лилий, информация на youdo.com.
Мясо собакам доставка: посетить сайт.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Баян его души

12.01.2008
За вклад в сокровищницу российской культуры наш земляк, неутомимый пропагандист баяна Александр Толмачев награжден медалями имени Георгия Свиридова и "Благодатное небо"

Сейчас Александр Толмачев работает над изданием сразу двух серий компакт-дисков: "Творчество Александра Ведерникова" и "Звезды русского баяна". Большая часть баянных записей посвящена Уральскому трио. Что значит этот ансамбль в истории российской культуры? Сравним ли баян с органом? Об этом и многом другом поведал читателям "Челябки" настоящий патриот баяна Александр Толмачев во время своего очередного визита на Южный Урал.

Классика на "туляках"
- В минувшем году Уральскому трио баянистов исполнилось 50 лет. Давно ли судьба свела вас с этими музыкантами? И как - ведь они екатеринбуржцы.

За вклад в сокровищницу российской культуры наш земляк, неутомимый пропагандист баяна Александр Толмачев награжден медалями имени Георгия Свиридова и "Благодатное небо"

Сейчас Александр Толмачев работает над изданием сразу двух серий компакт-дисков: "Творчество Александра Ведерникова" и "Звезды русского баяна". Большая часть баянных записей посвящена Уральскому трио. Что значит этот ансамбль в истории российской культуры? Сравним ли баян с органом? Об этом и многом другом поведал читателям "Челябки" настоящий патриот баяна Александр Толмачев во время своего очередного визита на Южный Урал.

Классика на "туляках"

-- В минувшем году Уральскому трио баянистов исполнилось 50 лет. Давно ли судьба свела вас с этими музыкантами? И как - ведь они екатеринбуржцы.

-- С трио я познакомился именно в Челябинске в сентябре 1961 года. По городу были развешаны афиши о концертах баянистов из Хабаровска, которые были дипломантами I всероссийского конкурса артистов эстрады. Заинтригованный, я пришел в номер гостиницы "Южный Урал". Иван Шепельский, Анатолий Хижняк и Николай Худяков репетировали. Дождавшись паузы, я постучал, принес извинения и представился. Они пригласили: "Проходите, коллега!" (Я тогда работал в Челябинской филармонии).

В тот же день я получил согласие хабаровчан на творческую встречу с педагогами и студентами Челябинского музыкального училища. Без всяких объявлений к вечеру весь город знал, что 19 сентября состоится творческая встреча с Хабаровским трио. Естественно, приехали все народники из музыкальных школ города. Пришли студенты и педагоги других специальностей, что называется, яблоку упасть было негде. Баянисты действительно потрясли всех.

-- Что же в них было потрясающего?

-- Они открыли новые возможности баяна. Больше часа музыканты играли только классику. Концерт начался с "Чаконы" Бах-Бузони. Затем прозвучали "Итальянское каприччио" Чайковского, увертюра к опере Моцарта "Свадьба Фигаро", "Гуцульская рапсодия" Мяскова, "Болеро" Мухи и многое другое. Зал неистовствовал, успех был огромен. А играли музыканты на старых тульских баянах. В те годы они относились к категории концертных инструментов, сегодня, как говорят, напоминают о каменном веке.

Уральцами не рождаются:

-- Откуда родом эти уникальные музыканты?

-- Николай Худяков - наш земляк. Он из Курганской области, в детстве играл в семейном ансамбле. Иван Шепельский - из Житомира, Анатолий Хижняк - из Днепропетровска. Все встретились в Киеве. Они - выпускники Киевской консерватории, класса профессора Марка Гелиса. Это имя было на слуху у народников. Марк Моисеевич - пианист, заниматься у него для баянистов было большой честью и счастьем.

После консерватории участники трио должны были разъехаться по разным городам. Чтобы сохранить ансамбль, они дали о себе информацию в разные филармонии страны. Первыми отреагировали хабаровчане. В Киев с Дальнего Востока приехал их худрук, прослушал трио и увез с собой.

-- Как музыканты стали уральцами?

-- В 1966 году они переехали из Хабаровска в Свердловск. И создали камерный ансамбль филармонии - единственное в СССР трио баянистов, выступавшее с сольными концертами и состоявшее в гастрольном графике Росконцерта, Союзконцерта и Госконцерта. Это означало, что они выступают по Союзу и за его пределами. Побывали баянисты во всех скандинавских странах, Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Японии и других местах.

В титульной части афиш значилось: лауреаты всероссийского конкурса. Вскоре Шепельский, Хижняк и Худяков получили звание заслуженных, а затем и народных артистов. Оба раза их поздравлял лично Борис Ельцин.

В Свердловске все участники трио освоили многотембровые готово-выборные баяны. Тогда даже один баянист с подобным инструментом воспринимался как сенсация. Что же говорить сразу о трех мастерах столь высокого класса?!

Новые инструменты изменили репертуарную политику. Наряду со смешанными программами Уральское трио делало тематические концерты: музыка Закавказья, Украины, русская песня в симфонической музыке и так далее. К трио применима расхожая шутка - "играют все - от Баха до Оффенбаха". И впрямь, им было подвластно все: крупные полотна и миниатюры, музыка разных эпох и стилей.

С баяном и во фраке

-- Александр Иванович, правда, что вы подали Уральскому трио идею проведения большого концерта органной музыки? Говорят, он стал сенсацией.

-- Идею концерта трио вынашивало давно, я только вовремя напомнил о ней. Органа в уральской столице тогда не было. Афиши интриговали людей. Они с удивлением спрашивали в кассах: "Что, в филармонии орган появился?!"

12 апреля 1970 года в зале собралась вся музыкальная элита Свердловска. Успех огромный, и - опять "революция", менявшая отношение к баяну. Три инструмента звучали действительно как настоящий орган. Причем баянисты исполнили очень редкие произведения. Об этом концерте много говорили, появилось несколько восторженных рецензий. Программа была показана в Челябинске и других крупных городах.

Начиная с 1970 года Уральское трио ежегодно выступало в лучших концертных залах Москвы.

-- Даже фраки ради этого сшили!

-- Когда ребятам впервые надо было играть в Концертном зале имени Чайковского, я очень хотел видеть их на столичной сцене во фраках с бабочками. Это бы подчеркнуло высокий академизм баянистов. Они ни в какую не соглашались, предпочитая обычные концертные костюмы. Пришлось пойти на хитрость - послать в Свердловск из Москвы телеграмму с уточнением: "Форма одежды для выступления классическая - фрак".

Фанаты у подъезда

-- Они ломали стереотипы, сделав баян академическим инструментом. А народу это нравилось?

-- Конечно. Через чрезвычайно популярный тогда инструмент они одаривали людей высоким классическим искусством. Трудно переоценить ту просветительскую миссию, которую баянисты выполняли в глубинке: на полевых станах, в цехах заводов, на крупных стройках. Они были одинаково великолепны и там, и в столичных концертных залах.

В ансамбле не было ни первого, ни второго, ни третьего баяна, ни руководителя. Демократия полнейшая. Каждый мог в любом сочинении играть любую партию. Музыканты расписывали партитуры так, чтобы "не скучать" на сцене.

Они успевали приготовить концерты ко всем знаменательным датам. Обращают на себя внимание три разные сольные программы, посвященные 25-летию Уральского трио, которые были исполнены в Свердловске в течение двух недель! Такой роскоши, по-моему, никто себе не позволял. Обычно их коллеги с одной программой выступают около года, а то и больше.

-- Вы бывали на многих концертах трио?

-- За 46 лет нашей дружбы мне довелось слушать трио в Горьком, Донецке, Твери, Киеве, Москве, почти во всех городах Челябинской области, куда я специально выезжал на их концерты. Ни на одном трио не повторялось. Всегда была импровизация, какая-то интрига.

Их выступления несли в себе особый дух праздника. В октябре 1967-го трио дебютировало в городе на Неве. Публика была очень теплая, многое исполнялось на бис. После концерта большая часть слушателей устремилась не в гардероб, а в артистическую. Кто-то высказывал слова благодарности, кто-то брал автографы. Среди поздравлявших оказался ленинградский композитор Альбин Иванович Репников, его имя у баянистов тогда было на особом счету. Мы все увидели живого Репникова!

После товарищеского ужина в трехкомнатной квартире прямо при концертном зале, далеко за полночь, мы пошли провожать композитора. У подъезда неожиданный сюрприз. Нас встретила группа фанатов-баянистов, их было человек 20-25. Они просили автографы. Ситуация напомнила концовку старого кинофильма "Музыкальная история" с Сергеем Лемешевым.

Подвиг на сцене

-- Говорят, был и печальный концерт.

-- За год до 40-летия трио, в декабре 1996 года, основатель международного фестиваля "Баян и баянисты", народный артист России Фридрих Липс пригласил Уральское трио в Москву. Только началась подготовка к этой дате, как вдруг уходит из жизни выдающийся баянист Виктор Гридин, чьи сочинения должны были звучать в рамках юбилейного концерта. Посоветовавшись с Липсом, звоню Худякову в Свердловск и сообщаю ему печальную новость. У них с Гридиным была особая дружба: "Подвел он нас", - сказал со вздохом Худяков.

Проходит три месяца, и вновь как гром средь ясного неба умер еще один баянист-легенда - Анатолий Шалаев. Он - целая эпоха в баянном искусстве России. После моего сообщения Худякову о смерти Шалаева в трубке - напряженная пауза. Я знал о тяжелой болезни Николая Худякова и что к ней добавилась еще одна - потеря зрения. Представьте моральное состояние человека, который сам смертельно болен, а ему в течение трех месяцев приходится пережить две кончины близких людей. Договорились, что пьесы Шалаева и Гридина будут исполнены в отдельной части программы - "светлой памяти друзей".

Считаю гражданским подвигом Николая Худякова то, что он сумел мобилизовать все силы и приехать в Москву. Ехал не для лечения в столичной клинике, а для того, чтобы подняться на сцену и лично в последний раз отдать почести старым друзьям и собратьям по искусству, заодно и проститься с теми, для кого он тысячи раз за сорок лет выходил на подмостки. Вскоре Николая Сергеевича не стало.

Лепестки и корни

-- Александр Иванович, по-моему, двенадцать компакт-дисков с записями Уральского трио уже увидели свет.

-- Сейчас готовится тринадцатый компакт-диск, на котором будут "Картинки с выставки" Мусоргского. Большая часть дисков расходится на подарки музыкальным школам, победителям конкурсов. Это эксклюзивные записи.

-- Знаю, что даже из-за океана поклонники русского баяна с вашей помощью достают музыкальные записи.

-- Да, действительно. Звонят из Америки, из Австралии. В основном, конечно, потомки выходцев из России или эмигранты. Причем интересуются в основном старыми записями баяна. Обидно, что у нас, в России, идет замалчивание заслуг музыкантов, которые выводили баян на большую эстраду. Сейчас редко услышишь фамилии Попкова, Кузнецова, Данилова, Паницого, Маланина. Напрасно. От корней не надо отрываться. Лепестки повянут, если нет питания от корня. Может, закономерно, что первыми это почувствовали люди, оказавшиеся вдали от исторической родины. Челябинцам тоже нельзя забывать имена основоположников южноуральской баянной школы Василия Крылова и Константина Петрова. С них все начиналось.

Беседовала Марина МОРОЗОВА

Более 300 сочинений в репертуаре Уральского трио баянистов - это своего рода рекорд.

Уральцы имели последователей - Орловское, Курганское, Липецкое, Сыктывкарское трио баянистов. Однако никто не побил их рекорд долголетия -

50 лет вместе!

В январе в филармонии Екатеринбурга намечено провести юбилейный концерт Уральского трио.

Привет, Челябинск!

Нам удалось связаться по телефону в Екатеринбурге с Иваном Шепельским и Анатолием Хижняком. Музыканты признались, что к Челябинску у них особое, теплое отношение:

-- Во-первых, всю область в свое время изъездили вдоль и поперек. Принимали нас всегда хорошо. Во-вторых, для нас писали талантливые челябинские композиторы Михаил Смирнов, Николай Малыгин, Владимир Веккер. Очень радостно и почетно было выступать в вашем органном зале. Акустика великолепная! Особенно красиво там звучала медленная музыка.

Комментарии
Комментариев пока нет