Новости

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Мальчик получил переохлаждение, но избежал травм.

Девушке удалось сбежать и добраться до отделения полиции.

55 человек уже получили документ, дающий право на соцподдержку.

Спящего мужчину между станциями Менделеево и Григорьевская увидел машинист поезда.

После ДТП с участием фуры в районе Кондратово оказалось заблокировано движение транспорта.

Пациента машины со спецсигналом отвезли в лечебное учреждение на другом реанимобиле.

От полученных травм мужчина скончался на месте.

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Школьный социализм

16.01.2008
Он хотел изменить мир, воспитывая детей

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск

...Итак, теперь Максим Максимович Клайн - директор школы N 10 в Златоусте, и 1 сентября 1960 года "на залитом солнцем дворе школы, в присутствии родителей и представителей власти" он принимает детей. Свои первые шаги по школе первоклашки сделали в сопровождении выпускников, рука в руке с ними.

Он хотел изменить мир, воспитывая детей

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

...Итак, теперь Максим Максимович Клайн - директор школы N 10 в Златоусте, и 1 сентября 1960 года "на залитом солнцем дворе школы, в присутствии родителей и представителей власти" он принимает детей. Свои первые шаги по школе первоклашки сделали в сопровождении выпускников, рука в руке с ними.

Так куда он бежал, Максим Клайн, из дома родного? Сюда, в горный город Златоуст? От Карпат к Уралу? Для того он и оставил родителей, бабушек и дедушек в Австрии, воевал в Красной армии, умирал в госпитале, возил воду на соляных копях, заведовал колхозной фермой, замерзал в каменном бараке на стройке, чтобы учить детишек в школе N 10? Что делать ему здесь, в уральской глуши, за горами и долами - у классной доски? Ему, убежавшему от фашизма в социализм, юноше, посвятившему себя борьбе за справедливость, за высокие идеалы, за то, чтобы человек человеку был друг и брат? Столько отдать, чтобы стать педагогом? Ему, одному из самых (если не самому) образованных людей на Урале, человеку европейского кругозора, полиглоту, знатоку искусств, толкователю философий - теперь суждено возиться с первоклашками? И куда он спешил - только через тринадцать лет после его ухода из дома родятся первоклашки, которые сентябрьским днем выстроились на школьном дворе? А Челябинск, его школа N 48, будет через тридцать лет после бесстрашного побега в никуда...

Как будто у него был выбор... Все эти двадцать лет у Максима оставался один выбор - между жизнью и смертью. Школа N 10 в Златоусте была подарком судьбы, ее милостью, спасением. Возвратом в жизнь.

Позже Максим Клайн назовет Златоуст второй родиной. Не очень охотно он переехал в Челябинск, чтобы в школе N 48 продолжать и, разумеется, обогащать то, что было начато в Златоусте.

У него на Урале было два города, две школы. И одна педагогика.

А социализм?

Очень скоро выяснится, что социализм надо строить по любому месту жительства и на любом трудовом фронте. А школа - лучшее, может быть, для этого поприще. Ведь социализм - это прежде всего люди, которые в нем будут жить. Готовые в нем жить. Созревшие для этого. Школа и есть то заведение, которое учит жить в социалистическом обществе.

Свою жизнь от связал с социализмом - через педагогику.

А социалистическое общество, как установил сам для себя Максим Максимович, - это общество самоуправления. Самоуправление-то он и стал прививать златоустовской школе N 10.

Максим Клайн, сказано с трибуны:

"Мы, педагоги, в течение 10-11 лет лепим гражданина нашего Союза многонациональных республик и ответственны за многое, что происходит в настоящее время с нами. Наша позиция в вопросах, прежде всего культуры, которая означает куда больше, чем искусство владения красками, звуками и словом, играет решающую роль".

Максим Клайн, сказано с трибуны:

"Нам, педагогам, яснее, чем кому-либо, что фундаментом культуры людей, человечества в целом, является последовательная позиция против национального чванства, расизма, шовинизма, антисемитизма, невежества, реваншизма, жестокости и варварства при решении любых вопросов".

Максим Клайн, сказано с трибуны:

"Здесь я позволю себе маленькое лирическое отступление. В июне некоторые из присутствующих в этом зале посетили вместе с педагогами разных стран Артек. В разговоре с представителями Швеции, Норвегии и ФРГ у них возник вопрос: дети живут здесь так дружно, им здесь так хорошо - почему же взрослые не могут жить в мире и дружбе?"

Да, школьное самоуправление. Но не игра в самоуправление, только не это.

В сто раз легче приказать. Настаивать на послушности и покорности. Держать все в своих руках, всех опекать и за все отвечать самому. А самоуправление... Куда оно выведет? И смогут ли они сами? И захотят ли?

Управлять - не захотят? Вот именно. Не только дети, но и взрослые в большинстве своем управлять - не хотят. Они хотят быть управляемыми. Чтобы не отвечать за других. И даже за себя. Пришел в школу, отбыл уроки - и домой. Его дело - сторона. Не участвовать. Только отдельные "активисты" якобы неравнодушны к тому, что происходит вокруг. Но "активистов" никто не любит.

Надо "разбудить" всю школу. Самоуправление - это некий механизм, который надо собрать, наладить, запустить и превратить в автомат. Не вынужденная активность педагогов и кажущаяся инертность учащихся, а - объединить усилия. К сожалению, на первых порах скептицизм педагогов сильнее отчужденности учеников. Дети - податливее. Им надо меньше времени, чтобы поверить, что это не игра. Впрочем, они готовы и на игру: почему бы не поиграть? Главное, сдвинуть их с места. Тех прежде всего, кто в привычном пассиве. Дать им почувствовать себя в деле. Чтобы однажды каждый понял, что он уже "там". Зацепился. Стал частью целого.

Чем увлечь? Нет, не чем-то "вкусненьким" или "сладеньким", а хлебом школы - учебой. Разбудить желание учиться. Увидеть впереди цель. И движение к цели. Если кто в двойках и тройках - это головная боль не учителя, а учеников. Не учитель остается после уроков на дополнительные занятия с ними, а ученики, те, кто учится успешнее. Не может быть оценок ниже четверки. А второгодники - позор класса и школы.

Итак, приступили. От каждого класса по два представителя - в штабы учкома. Штаб "Знание", штаб "Орленок", потом - штаб порядка, "Алые паруса", "Краевед", "Лектор", КиД, "Печать", "Труд", "Изобретатель", "Олимпия", "Юный техник", "Санитар"...

Посты:

Вход и вестибюль - 10"а" класс.

Раздевалки - 10"б" класс.

Столовая - 9"а" класс.

Первый этаж - 8"а" класс.

Второй этаж - 8"б" класс.

Третий этаж - 7"а" класс.

Мастерские, гараж - 7"б" класс.

Спортзал - 6"а" класс.

Лестничные клетки - 5"а" и 5"б" классы.

Освещение - 4"а" класс.

Вода - 4"б" класс.

Максим Клайн, статья в печати:

"Практически все учащиеся школы имеют конкретные общественные поручения. Только в штабах самоуправления активно работают 320 человек".

Кабинет директора школы открыт для всех. Каждый ученик может зайти со своей проблемой. Работа - на равных. Общая для всех.

Меньше "педагогики", больше - реальной жизни. Не так: "Сиди, я буду тебя воспитывать". По сути, нет воспитания как специального средства. Оно, воспитание, "попутно возникает во взаимоотношениях людей разного возраста в "настоящей" жизни. Трудолюбие лентяями не воспитать. От лентяев - только лентяи. И честность воспитывается среди честных людей - переносится со взрослых на детей, естественно, без всяких усилий.

Все - сами. Представитель учкома ведет "журнал" оценок: кого надо поднять до тройки, кого - до четверки. "Табель доверия" получает тот, кто "захотел" учиться только на "хорошо" и "отлично". На родительском собрании об успеваемости с папами и мамами беседуют не учителя, а члены штаба "Знание". Выставки, вечера поэзии, встречи с героями труда, стенгазеты - все сами. Если экскурсия в школьном музее, ее проводит кто-то из штаба краеведов. Эстрадный оркестр, ученический театр, хор, спортивные состязания, туристические походы - все своими силами.

Принцип Клайна: не замыкаться в классе. Выходить из класса. Во двор. В город. В страну. В мир.

(Продолжение следует)

Комментарии
Комментариев пока нет