Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Лучше уйти на опережение

18.01.2008
20 лет назад режиссер Анатолий Морозов, оставив Челябинск, пустился  в творческое плавание

- Анатолий Афанасьевич, вы не жалеете, что уехали из Челябинска?
- Родился я не здесь, хотя среднюю школу окончил в городке ЧВАКУШа, где работал мой отец. Отсюда уехал учиться в Московский авиационный институт. Потом вернулся. 25 лет работал в ЧПИ, где по-прежнему трудятся мои старые добрые друзья. С Челябинском меня связывают и дружеские, и родственные связи.

20 лет назад режиссер Анатолий Морозов, оставив Челябинск, пустился в творческое плавание

-- Анатолий Афанасьевич, вы не жалеете, что уехали из Челябинска?

-- Родился я не здесь, хотя среднюю школу окончил в городке ЧВАКУШа, где работал мой отец. Отсюда уехал учиться в Московский авиационный институт. Потом вернулся. 25 лет работал в ЧПИ, где по-прежнему трудятся мои старые добрые друзья. С Челябинском меня связывают и дружеские, и родственные связи. Они дают внутреннюю потребность приезжать сюда снова и снова.

Челябинский период был счастливым. Благодаря "Манекену" я состоялся как режиссер. Но тогда, 20 лет назад, я почувствовал некую исчерпанность как состояние определенного возраста. Если хочешь себя сохранить, нужно что-то поменять. И я пустился в неизвестное для себя плавание.

-- Странно, что за последние два десятка лет вы, так любя "Манекен", поставили в нем всего лишь два спектакля.

-- Мой отъезд был болезненным и для меня, и для театра. Я считал, что не должен приезжать, пока он не встанет на ноги и не обретет новое лицо под руководством другого художественного руководителя - Юрия Бобкова. Недавно я был в Казани на фестивале "Икариада", куда пригласили и других бывших руководителей СТЭМов - лауреатов первого фестиваля студенческих театров в 1966 году. С той поры, кстати, началась всероссийская известность "Манекена". Жюри под руководством Аркадия Райкина присудило нам первую премию. Появилась возможность ездить на международные фестивали.

Я встретился в Казани с коллегами: Ильей Рутбергом из Москвы, Евгением Вишневским из Новосибирска, Аркадием Ининым из Харькова. Все они признали: единственный студенческий театр, сохранившийся с тех пор, - наш "Манекен". Юрий Бобков и директор Александр Березин провели коллектив сквозь время. Сейчас у театра иная направленность. Но зрители, сюда приходящие, по-прежнему считают его своим домом. В этом уникальность "Манекена".

Меня и раньше сюда приглашали. Но я выжидал момент. Хотел понять стилистику театра, чтобы попасть в струю и добавить что-то свое, не разрушив созданное. Несколько лет назад поставил "Коварство и любовь", сейчас - абсолютно противоположный по жанру спектакль "Доктор философии" по пьесе Нушича.

-- Это ваш выбор?

-- Да, я предложил Бобкову: "Юра, давай ставить эту вещь". Давно ее знаю, но прежде не обращал особого внимания. Внезапным манком стал увиденный мною фильм Эмира Кустурицы "Жизнь как чудо". Сильное впечатление! Показана абсурдность человеческого существования, в котором смешано бытие и смерть, любовь и ненависть, вера и предательство. И все это художник призывает воспринимать как чудо. Именно так я взглянул на "Доктора философии". В наше разорванное время "петросянизации всей страны" мы более одиноки, чем 20 лет назад. Когда-то приоритетами были высшее образование, карьера. Сейчас только одно - деньги. Но, мне кажется, у людей стало возникать ощущение, что не это важно. А что? Да самые простые, но вечные ценности - семья, родители, дети. То, о чем говорится в пьесе Нушича.

-- Как труппа приняла ваши идеи?

-- Внутренних противоречий нет. Есть взаимная открытость. Другое дело, что с годами и они менялись как актеры, и я как режиссер. Я ведь много езжу, ставлю минимум три спектакля в сезон. После моих успешных испано-американских поездок десятилетней давности я стал еще больше ездить по России. Поработал главным режиссером в Белгороде, поставил там ряд важных спектаклей. При мне театр стал академическим, чем очень горжусь. В Тольятти удалось создать интересный театр "Колесо". Мы сделали спектакли, за которые не стыдно ни на каком уровне. Будучи главным режиссером, я собрал талантливых актеров. Приехал из Челябинской драмы замечательный Валерий Скорокосов. Блистала на сцене прекрасная тольяттинская актриса Ольга Самарцева. Николай Козак перебрался за мной из Казани. Когда мой брат Борис Афанасьевич увидел Козака на сцене, то воскликнул: "Актер уникален, в России нет ему подобных!" Сейчас Козак играет Клавдия в столичном спектакле брата "Гамлет".

Но я не могу долго оставаться на одном месте. Ставил в Оренбурге, Орле. На Украине в антрепризном формате поставил "Собачье сердце", имевшее феноменальный успех.

-- Сейчас вы в Питере?

-- В Питере мой дом. Но потребности куда-то протиснуться у меня нет. Театр кто захватывает, тот его и держит. Поэтому езжу по стране. У меня целый перечень договоренностей.

-- В свое время из Челябинска за вами последовали в Питер звезды Челябинской драмы Наталья Кутасова и Павлина Конопчук.

-- Помню, я пришел в Театр имени Ленсовета к покойному Игорю Владимирову и попросил: "Посмотрите, пожалуйста, двух челябинских актрис". Он не удивился. Сказал: "Если б никто за тобой не поехал, грош цена тебе как режиссеру". Наташа и Павлина потом перешли со мной в Театр сатиры. А когда ушел, оставил их там. Увы, своего театра у меня нет, в разъездное турне пригласить их не могу. Но не считаю, что я кого-то обманул. Мы не связывали друг друга долгосрочными обязательствами, так что взаимно честны.

-- Как работается вашему брату Борису Морозову?

-- Хорошо, но трудно. Огромный Театр армии нужно заполнять. Страшно, когда сидишь в полупустом зале. Тем не менее Борис работает достаточно интенсивно. Выпустил целый ряд спектаклей. Вдруг стал оперным режиссером: поставил в Уфе "Снегурочку", а в Екатеринбурге - "Хованщину".

-- А что скажете о Сергее Анатольевиче Морозове?

-- Успехами своего сына горжусь. Он человек самостоятельных поступков. В театральный институт поступил, не извещая меня. Нам с ним предлагали вдвоем работать в Тольятти, даже давали две квартиры рядом. Но Сережа сказал: "Папа, твой авторитет так высок, что я всегда буду "под тобой" и не выдержу неизбежного сравнения. Нет, лучше я сам". Я с ним согласился. Его пригласили в Кострому сначала режиссером, потом он стал главрежем - самым молодым в России. Проработал семь лет, поставил более 25 спектаклей, возил театр на международные фестивали, получил кучу премий. Потом, как и я, почувствовал, что исчерпал там свое присутствие. С этого сезона он главреж академического театра в Великом Новгороде. Уже выпустил три спектакля. Как и я, полон веры, что театр жив и нужен зрителям. Сергею 30 лет. У него растет сын Константин Сергеевич. Жена - прекрасная актриса Люда Бояринова.

-- Есть ли некий идеальный театр, в котором вы могли бы работать безвыездно?

-- Это мираж. Идеального театра не существует. Я знаю это по опыту. Для себя понял: лучше уйти на опережение, чем ждать, когда забурлят процессы, которые тебя вытолкнут. Убежден: нынче невозможно построить театр-дом. Не то время. Изменились условия. Раньше театр был интеллектуальным и духовным центром притяжения людей. А сейчас он сам едва выживает. И надо спасибо сказать каждому зрителю, который туда приходит. Смотрю порой телевизор: господи, что делают с бедной классикой! Наверное, и так можно, но мне этого не надо. Самыми большими авангардистами нашего времени считаю Петра Фоменко и Сергея Женовача. В их спектаклях суть не перевернута с ног на голову. Авангард сегодня - это простота и человечность. Другое дело, они не должны быть пресными.

-- Не было у вас соблазна заняться кино?

-- Я даже написал пять сценариев для художественно-документального сериала, посвященного пяти российским императрицам.

Как-то в подвалах Эрмитажа меня оставили одного на так называемом кладбище старинных карет. Горела тусклая лампочка, и возникло ощущение, что рядом со мной витают духи. Ощущение ожившего прошлого родило желание вникнуть в историю. В свое время, работая во МХАТе с Татьяной Дорониной, я сделал для нее пьесу про Екатерину II. Об этом узнал питерский кинематографист Андрей Дерябин (тоже выходец из Челябинска). Дерябин и вдохновил меня на этот проект о русских царицах.

Я уже приступал к подбору актеров. По воле продюсера играть должны были звезды мирового экрана. Такова задумка: истории российских императриц с точки зрения иностранных актрис. Допустим, Шэрон Стоун приезжает в Россию, ее привозят к Эрмитажу, она спускается в подвал и представляет, как бы она, будучи царицей, вела себя в тот или иной исторический момент. На этом все и застопорилось.

-- Чего вы ждете от сегодняшней премьеры "Доктора философии?"

-- Не знаю, как наш спектакль воспримут зрители. Но не боюсь упрека в простоте и старомодности. Именно этого я пытался добиваться вместе с актерами. Сегодня как никогда ощущаю потребность в простом и конкретном разговоре о простых человеческих истинах.

Беседу вела Лидия САДЧИКОВА

Анатолий Афанасьевич МОРОЗОВ родился в 1937 году в Смоленской области в семье штурмана авиации. В 1960-м окончил Московский авиационный институт. С 1963-го работал в ЧПИ на кафедре "Летательные аппараты". В 1987-м окончил ГИТИС. Режиссерскую деятельность начал в 1963-м в качестве художественного руководителя студенческого театра эстрадных миниатюр ЧПИ. Под его руководством театр "Манекен" стал одним из самых интересных творческих коллективов страны. С 1988-го Морозов живет в Санкт-Петербурге. Работал режиссером Театра имени Ленсовета, затем главным режиссером Театра сатиры на Васильевском острове. С 1994-го ставит спектакли в Калининграде, Новосибирске, Москве, Казани и других городах России. Проводил семинары и мастер-классы в России и за рубежом.

Комментарии
Комментариев пока нет