Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Богатство плодит иждивенцев

19.01.2008
Россию спасет не нефть, а умение местных элит договариваться друг с другом

Эксперт по региональной экономике Ирина Стародубровская работает в Институте проблем экономики переходного периода. Научная структура - детище бывшего российского премьера Егора Гайдара - оценивает, верным ли экономическим курсом идет наша страна. Для этого, помимо других дел, проводит мониторинг хода преобразований, в том числе муниципальной реформы - сфера непосредственных интересов Ирины Стародубровской как руководителя регионального направления исследований. На днях Ирина Викторовна побывала в Челябинске. Выясняла, в какой степени наши города и муниципальные районы готовы к агломерации.

Россию спасет не нефть, а умение местных элит договариваться друг с другом

Эксперт по региональной экономике Ирина Стародубровская работает в Институте проблем экономики переходного периода. Научная структура - детище бывшего российского премьера Егора Гайдара - оценивает, верным ли экономическим курсом идет наша страна. Для этого, помимо других дел, проводит мониторинг хода преобразований, в том числе муниципальной реформы - сфера непосредственных интересов Ирины Стародубровской как руководителя регионального направления исследований. На днях Ирина Викторовна побывала в Челябинске. Выясняла, в какой степени наши города и муниципальные районы готовы к агломерации. О том, что это такое, как сделать жизнь лучше и чем в России может закончиться экономический рост, она рассказала в интервью "Челябинскому рабочему".

Лечение агломерацией

-- Ирина Викторовна, "агломерация" - это что: новая терапия?

-- Агломерация - сплочение муниципалитетов вокруг мегаполиса. Это форма межмуниципального сотрудничества, проверенная мировой практикой. В идеале она строится не на принципах иерархии, что соотносится с идеей вертикали власти, а на развитии взаимовыгодных, горизонтальных связей между территориями. Подчеркну - взаимовыгодных. То есть муниципальный район начинает сотрудничать с другими такими же районами и городами не по указанию сверху, а потому, что главы муниципалитетов рационально осмыслили выгоду для своих избирателей. Район кооперируется со своими соседями и центром агломерации лишь в тех направлениях, в которых заинтересован. Интересы у всех разные, но это стимул к поиску точек соприкосновения, а не к подавлению слабого сильным.

-- Можно пример?

-- Сколько угодно. Взглянем на территории, прилегающие к Челябинску. Очевидно, что если каждый район будет автономно проводить территориальное планирование, то может оказаться, что с одной стороны границы (которой реально не существует) появится жилой массив, а с другой - ночной клуб, где круглосуточно шум и гулянья. Районы, не граничащие с областным центром, от этого больше застрахованы. Но есть другие трудности. Сельскохозяйственные районы не имеют прямого доступа со своей продукцией на рынки Челябинска. Хотя главе района, у которого есть что продать, и руководителям мегаполиса надо просто договориться. Но этого не происходит. Не потому, что у них принципиальные разногласия. Просто в России так не принято.

-- Почему?

-- Не сформированы традиции, нет соответствующей культуры. Зато есть привычка все возникающие вопросы решать не путем равноправных переговоров, а через вертикаль. Роль нашего проекта в том и состоит, чтобы показать новые возможности.

Копейск - город мечты?

-- Неужто даже для договоренности об овощах необходим отдельный проект?

-- Контакты, информирование - лишь первый этап. Стратегия амбициознее. Такая форма межмуниципального сотрудничества помогает территориям увидеть те точки развития, которые до этого не замечались. К тому же появляется больше возможностей вскрыть и нейтрализовать неблагоприятные факторы, источники риска. Обычно, когда территории взаимосвязаны, просматривается выгода специализации каждого района или города на определенном комплексе услуг. На этом муниципалитет и сосредоточивает весь свой экономический потенциал, потому что знает: соседи дополнят его. В итоге население решает свои проблемы, а территория становится конкурентоспособной в глазах инвесторов и получает новые ресурсы развития. Некоторые включаются в состав агломерации, исходя именно из этой перспективы.

-- Кто в Челябинской области ближе всех к воплощению этой концепции?

-- Копейск.

-- И на чем он специализируется, на угле?

-- Нет, конечно. Судя по всему, копейчане целенаправленно концентрируют у себя торговые сети, пользуясь тем, что рядом огромный рынок сбыта товаров и услуг. То, что это четко выверенная стратегия, - небесспорно, но, на первый взгляд, у них хорошее будущее.

-- А кто способен на прорыв помимо Копейска?

-- Перспективы есть у большинства территорий, но реальных шагов пока не видно.

-- Дело в пассивности руководителей?

-- Не только. Хотя, разумеется, никто никого не сможет заставить сотрудничать друг с другом. Для того чтобы двум главам договориться, надо сначала решить, кто позвонит первый. На сегодня именно это, пожалуй, самое трудное. Необходим совет агломерации, который, не имея властных полномочий, дает возможность руководителям территорий скоординировать работу. Даже формальное существование подобного форума сыграет позитивную роль. Кроме того, нужны механизмы именно правового государства. Это подразумевает совершенствование судебной системы, о чем сегодня говорить очень сложно.

-- Сотрудничество через суд - заманчиво!

-- Если без иронии, то не всегда для взаимодействия достаточно доброй воли. Например, совместное развитие инфраструктуры требует финансового участия нескольких сторон. И здесь выясняется: представители власти друг другу не доверяют. Каждая сторона опасается, что отдаст больше, нежели сможет потом получить. Когда с руководителями территорий мы консультируемся о том, насколько они готовы к сотрудничеству с коллегами, первый вопрос: "А нас не кинут?" - "А почему вас должны кинуть?" - "А просто кинут, и все". Однако взаимное доверие формируется опытом совместной работы и правовой культурой. По словам лауреата Нобелевской премии, известного экономиста Дугласа Норта, для того чтобы общество динамично развивалось, оно должно выполнять два условия: обеспечивать незыблемость права частной собственности и принуждение к выполнению заключенных контрактов. Тогда появятся реальные предпосылки для экономического роста. Ведь, собственно, реальный экономический рост впервые начался именно там, где эти два условия оказались выполненными.

Рост породит нестабильность?

-- Но экономика России и так растет.

-- Отрицать это бессмысленно. Но надо отделять реальный, внутренний потенциал роста от нефтяных доходов. У нас этого нет, поэтому мы - в зоне серьезных рисков. Первый из них достаточно очевиден: нефтяные доходы могут кончиться. Мы все помним ситуацию 80-х годов, которая привела к развалу Советского Союза. Дело в том, что когда экономика и политика адаптируются к высокому уровню доходов от нефти, возвращаться к экономии достаточно тяжело. Конечно, стабилизационный фонд сглаживает остроту ситуации, но не факт, что его влияние на процессы будет столь значительно, как хотелось бы.

-- Пока предпосылки к кардинальному снижению цен на нефть не прослеживаются.

-- Да, но есть менее очевидные риски. Возможность роста исключительно за счет внешних источников не стимулирует развития внутренних экономических институтов. И здесь исторический опыт свидетельствует не в нашу пользу. Классический пример - Испания. После открытия Америки Колумбом за счет потоков драгоценных металлов с Американского континента Испания стала самой богатой страной Европы. Но это способствовало не ее развитию, а тому, что она серьезно отстала от тех стран, где в первую очередь создавали внутренние условия экономического роста. Богатство порождает иждивенчество. Упускаются возможности, которые в более жестких условиях были бы реализованы.

-- Но даже, не будучи лидером, Испания сегодня вполне зажиточна. Если наша страна достигнет ее уровня, нас, обычных россиян, это вполне устроит.

-- Не все так просто. Самый, пожалуй, главный риск связан с ответом на серьезный вопрос: готовы ли общество и власть признавать те проблемы, которые рождены ростом? Мы - страна с огромной территорией, сокращающимся населением и экономическим ростом. Сочетание весьма болезненное, потому что люди сосредоточиваются в тех регионах, которые развиваются более динамично. Отстающие территории пустеют.

-- Имеете в виду Сибирь?

-- Не только. В некоторых регионах европейской России население стремительно сокращается. Пример - Тверская область. Однако людей не удержишь силой там, где они не хотят жить. Проблема серьезнейшая, и очевидного решения у нее нет. Самая большая беда в том, что власть, судя по всему, не осознает ее как источник риска. Между тем за счет экономического роста разрыв между богатыми и бедными регионами неизбежно будет увеличиваться, а население будет концентрироваться в регионах с наиболее благоприятными условиями жизни.

Ирина ДУРМАНОВА, Андрей САФОНОВ

Ирина Викторовна

Стародубровская руководитель научного направления "Политическая экономия и региональное развитие" Института экономики переходного периода (г. Москва), кандидат экономических наук.

В 1983 году закончила экономический факультет Московского государственного университета, в 1986 году - аспирантуру Института экономики АН СССР. После защиты кандидатской диссертации в 1987 г. работала в Институте экономики АН СССР. В 1991-1992 гг. - эксперт Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации. С 1993 по 1996 г. - экономист в Московском представительстве Всемирного банка. С 1996 по 2001 г. - заместитель генерального директора Некоммерческого фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов. В 1999 г. возглавила подготовку пилотного проекта социального реструктурирования районов крайнего севера. С 2002 г. - руководитель Лаборатории проблем муниципального развития в ИЭПП. Сфера научных интересов - экономические и социальные аспекты реформ в России (в том числе антимонопольная политика, реформа жилищно-коммунального хозяйства, особенности реструктуризации северных территорий, комплекс реформ на муниципальном уровне). Автор многочисленных научных трудов, монографий и книг. С 2007 года участвует в работе по исследованию и аналитической оценке реформы местного самоуправления Челябинской области.

Комментарии
Комментариев пока нет