Новости

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Первая церковь соцгорода

16.05.2001
Храм в Магнитогорске обязан стать произведением большого искусства

Константин ФОКИН
художник

Строительство церквей ныне стало делом привычным, редко встретишь что-то интересное. Это или повторение "типовых", так называемых тоновских (по фамилии архитектора) проектов, заполонивших Россию в XIX веке, или подражание XVII веку. Без присущих ему легкости и изящества.
Храм Вознесения Христа в Магнитогорске резко отличается от всего, виденного мной до сих пор в пределах России. Повидал я много и разного.

Храм в Магнитогорске обязан стать произведением большого искусства

Константин ФОКИН

художник

Строительство церквей ныне стало делом привычным, редко встретишь что-то интересное. Это или повторение "типовых", так называемых тоновских (по фамилии архитектора) проектов, заполонивших Россию в XIX веке, или подражание XVII веку. Без присущих ему легкости и изящества.

Храм Вознесения Христа в Магнитогорске резко отличается от всего, виденного мной до сих пор в пределах России. Повидал я много и разного.

Первое впечатление от этого колосса высотой с 17-этажный дом и впрямь не вызывает чувства особой новизны. Но вглядываешься: и - вот это не так, и вот это - иное. И поражает вдруг выделенность главной центральной массы собора, ее мощь и цельность. Удивляет необычность подчиненности боковых объемов, будто вытесняемых главной массой храма. Они кажутся чужими, лишними, прилепившимися случайно. Но вот колокольня своими контурами напоминает что-то давно знакомое, очертания чего-то близкого. Чуточку внимания: это же башня Кукуй - Великий Новгород. И генетическая память узнает в незнакомом родное, столетиями виденное. Главные очертания храма выплывают из черниговской Параскевы, а сбитые по сторонам закомары с тесными главами на высоких барабанах вызывают образы черниговской многоглавой архитектуры, новгородские слитые закомары, мощные порталы входов.

Через это созерцание сплава знакомых форм, образующих структуру здания, прозревается тип русского традиционного храмостроительства, где ни одна постройка не повторяла другую, а каждая несла характерный отпечаток времени.

Через ряд привычных, слегка измененных форм, не подбираемых как букет, но естественно прорастающих из единого зерна, вызревает образ этого неповторимого современного здания, здания ХХ века.

И потом, уже разглядывая сооружение как современный храм, начинаешь все более и более видеть в нем просвечивание форм православной архитектурной традиции.

Безусловной удачей архитектора следует считать то, что храм изнутри кажется больше, чем снаружи.

Значительность интерьера организуется богатством сочетания традиционных и современных пространственных форм и подчеркивается деталями прорезей оконных форм, порталов, хоров. Нерасчлененность внутреннего пространства, его цельность, оригинальная крестчатая конструкция опор, обнимающая мыслимый духовный столп, - сильный пространственно-пластический образ.

Архитектура храма Вознесения Христа создана умом, талантом и вдохновением зодчего Анатолия Волобуева. Надо с благодарностью отметить, что этим сооружением он вписал новую страницу в русское храмовое проектирование.

Освящение храма должно состояться предположительно спустя год. Сейчас существует лишь само здание. Впереди работы по внутреннему убранству. И здесь меня как художника беспокоит одно обстоятельство. Увы, в современной церковной живописи безраздельно царствует низкий вкус. Было бы чересчур легкомысленно допустить его сюда. Магнитогорский храм - сооружение знаковое. В первом социалистическом городе никогда не было церквей. И храм Вознесения Христа, возникший на рубеже веков, после многих исторических ошибок и трагедий, обязан стать произведением настоящего искусства.

Такая мощная, гармоничная, цельная и необычная по своим традиционным качествам архитектура не может быть решена привычными для XVIII-XIX веков приемами живописного "оформления". Монументальная стенопись, живописное решение иконостаса должны соответствовать достоинству зодчества и должны решаться высоким стилем, не измельченным дробью ярусов и суетливостью неуклюжей орнаментики, присущей упадку церковной живописи XIX века. Мишурная "роскошь" ремесленничества неуместна перед величием высокой духовной художественности.

Думается, что стратегическая линия органичного художественного освоения храма будет осознана как патриотическая, гражданская и религиозная творческая идея всего Южного Урала.

Низкий поклон создателям прекрасного храма. n

Комментарии
Комментариев пока нет