Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Нельзя нести дорогу с собой"

02.02.2008

С тех пор, как в начале 90-х годов XX века советский проект потерпел крушение, а СССР распался, Россия живет без масштабных целей. В последние годы ее развитие стало более стабильным, но в общественном сознании сохраняются напряженность и  тревога от неопределенности социокультурных перспектив. Не случайно на самом высоком государственном уровне постоянно повторяется мысль о необходимости новой общенациональной идеи.
Все предлагаемые ее варианты развиваются в русле двух главных идей. Либеральная идея, ориентированная на капитализм, поначалу вызвала неподдельный энтузиазм населения (иначе отчего бы ликвидация личных банковских вкладов в начале "гайдаровских" реформ была воспринята столь спокойно).

С тех пор, как в начале 90-х годов XX века советский проект потерпел крушение, а СССР распался, Россия живет без масштабных целей. В последние годы ее развитие стало более стабильным, но в общественном сознании сохраняются напряженность и тревога от неопределенности социокультурных перспектив. Не случайно на самом высоком государственном уровне постоянно повторяется мысль о необходимости новой общенациональной идеи.

Все предлагаемые ее варианты развиваются в русле двух главных идей. Либеральная идея, ориентированная на капитализм, поначалу вызвала неподдельный энтузиазм населения (иначе отчего бы ликвидация личных банковских вкладов в начале "гайдаровских" реформ была воспринята столь спокойно). Но сегодня она почти полностью утратила кредит доверия, ибо общество, возникшее в 90-е при ее реализации, заслужило название "олигархического" и даже "бандитского" капитализма. Как ответ на этот исторический конфуз пошли разговоры о том, что западный путь развития для России неприемлем и надо строить традиционное русское общество на исконных национальных ценностях.

В поисках духовной основы сторонники этой идеи обращаются к православию, а из более близкого периода - к теоретическому наследию славянофилов и русских философов начала прошлого века. В любом "патриотическом" издании, куда ни загляни, обязательно встретишь ссылки на Аксакова, Киреевского, Хомякова, на Ивана Ильина и Николая Бердяева. При всех различиях этих мыслителей их социальный проект укладывается в триаду "Православие, самодержавие, народность", которую с небольшими изменениями и предлагают "реставрировать" в России XXI века. Причем интерес к "монархически-традиционной версии" неизменно стимулируется накануне важных для общества решений, о чем свидетельствуют "неожиданные" обнаружения останков царской семьи и в 1996 году, и в августе 2007 года, как раз накануне выборной кампании.

Остается ответить на вопрос, насколько современная Россия соответствует "традиционному" вектору?

Сначала рассмотрим, на какой основе вырастают традиционные ценности. В традиционной культуре 80 процентов населения занимаются земледелием, низкая продуктивность которого способна прокормить не более 20 процентов ремесленного и чиновничьего сословия, живущего в городах. Науки здесь быть не может, ибо всякое отвлеченное знание считается ненужным и в лучшем случае рассматривается как "чудачество". Жизнь людей обращена в прошлое, главным благом считается устойчивость, а главным злом - изменения ("не дай бог тебе жить во время перемен", гласит старинное китайское изречение).

Россия при всех ее особенностях - страна не традиционная. Еще 100 лет назад в своей книге "Развитие капитализма в России" (кстати, в мировой социологии эта работа до сих пор рассматривается как классическое научное исследование) В.И. Ленин доказал, что традиционная крестьянская община как хозяйственно-духовная основа российского общества необратимо распадается под напором тогдашнего капитализма. По данным же переписи 2004 года, почти 75 процентов населения РФ проживает в городах, то есть Россия теперь объективно является промышленной страной (чего нельзя сказать о современном Китае, где лишь 30 процентов городского населения). А достижения науки в России XX века - факт в пользу отнюдь не традиционного характера ее развития.

Поэтому ориентация на обращение к традиции (возрождение сословий и патриархальности, монархии, церкви как ведущего идеологического института) может лишь завести в тупик. Подобный, правда, меньший по масштабу опыт уже был: в 70-е годы XX века писатели-деревенщики (В. Белов, В. Астафьев, Ф. Абрамов и др.) активно выступали за "возрождение деревни" в Центральной России, хотя тогда уже было ясно, что наиболее активное население сдвигается к востоку, на Урал и в Сибирь. В результате их усилий была принята программа возрождения Нечерноземья, по ходу которой миллиарды тогдашних полновесных советских рублей были буквально зарыты в землю.

"Нельзя нести дорогу с собой", - сказал один философ. Прошлое, включая традиции, должно служить людям, а не наоборот.

Владимир РЫБИН, доктор философских наук

Комментарии
Комментариев пока нет