Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Как заработать себе на старость

18.05.2001
Идут споры вокруг пенсионной реформы

Нынешняя концепция пенсионной реформы - вторая по счету. Первая была принята еще в августе 1995 г. и определяла, что пенсия должна складываться из трех составляющих, а именно: базовой, трудовой (страховой) и негосударственной. Базовые пенсии, назначаемые всем гражданам России, должны обеспечивать материальные условия жизни независимо от наличия трудового стажа. Трудовая (страховая) пенсия должна соответствовать объему участия в социальном страховании, зависящему только от продолжительности страхования и величины уплаченных взносов.

Идут споры вокруг пенсионной реформы

Нынешняя концепция пенсионной реформы - вторая по счету. Первая была принята еще в августе 1995 г. и определяла, что пенсия должна складываться из трех составляющих, а именно: базовой, трудовой (страховой) и негосударственной. Базовые пенсии, назначаемые всем гражданам России, должны обеспечивать материальные условия жизни независимо от наличия трудового стажа. Трудовая (страховая) пенсия должна соответствовать объему участия в социальном страховании, зависящему только от продолжительности страхования и величины уплаченных взносов. Наконец, негосударственная пенсия - необязательная составляющая, выплачиваемая через негосударственные пенсионные фонды. По мнению разработчиков концепции, негосударственная пенсия должна была заменить профессиональные пенсии, пенсии, связанные с неблагоприятными условиями труда, а также служить прибавкой для лиц, желающих получать повышенный доход при выходе на пенсию.

В соответствии с этой концепцией в мае 1998 г. была принята "Программа пенсионной реформы Российской Федерации", предусматривавшая переход от распределительной к смешанной пенсионной системе. Второй уровень - трудовые пенсии должны выплачиваться из средств, аккумулированных на индивидуальных счетах граждан. При этом трудовые пенсии разделялись еще на две составляющие - накопительную и распределительную. Накопительная составляющая пенсии должна выплачиваться из доходов от инвестирования пенсионных отчислений на фондовом рынке. На поступившие на распределительный счет средства должны начисляться проценты, как будто бы эти деньги также инвестировались. При такой схеме распределительная составляющая трудовой пенсии называлась условно-накопительной.

Планировалось, что к 2000 г. все население будет охвачено персонифицированным учетом и пенсии с условно-накопительных счетов будут выплачиваться начиная с 2001 г. Отчисления на накопительные счета должны были начаться с 2000 г. При этом начальная ставка должна была составлять 1 процент, а к 2010 г. достичь 7-8 процентов при фиксированной суммарной налоговой ставке на уровне 27 процентов. Выплаты пенсий с накопительных счетов должны были начаться уже в 2005 г.

Разработка пенсионной реформы проходила под руководством Дмитриева, занимавшего пост замминистра труда и социального развития. Сжатые сроки проведения реформы определялись демографической ситуацией. Начиная с 2007-2008 гг. количество пенсионеров в России начнет резко возрастать, поэтому провести необходимые изменения законодательства и отладить функционирование новой системы надо до этого срока.

В Минэкономразвития и Минтруда заговорили о 1 января 2002 г. как о новой дате начала реформы. В феврале было принято решение о создании Национального совета по пенсионной реформе под председательством М. Касьянова. На первом заседании совета, по словам вице-премьера В. Матвиенко, планировалось выработать новую идеологию пенсионного обеспечения. К этому моменту было выработано два варианта реформы - Дмитриева и ПФР.

Вариант Дмитриева представляет собой измененную программу первой пенсионной реформы. Предусматривается постепенная трансформация пенсионной системы, при которой ставка отчислений на накопительные счета в течение 2002-2009 гг. увеличивается с 2 до 9 процентов. Первые накопительные пенсии планировалось начать выплачивать с 2010 г., поэтому в новой системе должны участвовать выходящие на пенсию с этого года и позднее, а остальные должны получать пенсии по старой системе. В поддержку этого проекта в течение 2000 г. высказывалось Министерство труда и социального развития.

В начале 2001 г. появилась информация о проекте ПФР, предлагающем отказаться от "пологого вхождения" в новую пенсионную систему, потому что на это "нет времени". Предполагается, что с 1 января 2002 г. уплачиваемые работодателем взносы будут делиться на две равные части. Первая часть (14 процентов от заработной платы) поступает в ПФР и идет на выплату базовых пенсий, а вторая часть - на финансирование накопительных пенсий. С 1 января 2002 г. планируется произвести перерасчет пенсионных прав всех работающих граждан и пенсионеров, после чего пенсионные права превращаются в обязательства государства и будут постепенно переводиться на накопительные счета граждан.

На первый взгляд, различие в проектах заключается лишь в темпах введения накопительной составляющей. Однако разъяснение деталей проекта ПФР показало, что в реальности никакой накопительной системы фонд не предлагает. Под накопительной составляющей пенсии понимается "накопление пенсионных прав", т.е. в реальности это не накопительная, а условно-накопительная система. При этом инвестиционной деятельности, доходы от которой можно было бы направить на пенсии, не ведется. По сути, этот подход равносилен сохранению распределительной системы, но под другой вывеской. Куда же на самом деле будут идти деньги, поступающие на так называемые накопительные счета, представители ПФР не уточняли. Обосновывая свою программу, они говорят о необходимости обеспечения стабильности "пенсионных накоплений", чтобы граждане точно знали, какую пенсию они будут получать.

Безусловно, преследуемые ПФР цели весьма благородны. Однако не совсем ясно, зачем для гарантирования "накоплений пенсионных прав", являющихся не более чем строкой в бухгалтерском балансе, нужно проводить кампанию под названием "пенсионная реформа". Достаточно изменить нормы учета внутри самого ПФР.

Перед заседанием Национального совета казалось, что президент склоняется к варианту, предлагаемому ПФР. Однако вскоре появилась информация, что между сторонами достигнут компромисс. После заседания совета с разъяснениями выступил Зурабов, обрисовавший реформу в общих чертах. Итак, реформа начнется, как и намечалось, с 1 января 2002 г. Пенсия будет состоять из двух элементов - гарантированного и дифференцированного. Базовая пенсия (гарантированная) будет финансироваться за счет уплачиваемого работодателем 14-процентного налога с заработной платы. Еще 14 процентов, опять же уплачиваемых работодателем (из которых 2 процента будут направляться на инвестиционные цели, а остальные 12 процентов - на финансирование текущих пенсий), будут учитываться при выплате дифференцированной пенсии.

Несколько заключительных замечаний относительно принятой концепции. Прежде всего неясно, насколько долго будет действовать двухпроцентная величина отчислений на инвестиции. Если эта ставка рассчитана только на первое время, а затем по мере развития фондового рынка будет увеличиваться, то с такой концепцией вполне можно согласиться. Что же действительно спорно, так это осуществление пенсионных отчислений только за счет работодателя. Думается, что и работник должен взять на себя часть ответственности за свое будущее, неся расходы по финансированию собственной пенсии. Это не только отвечает идеологии рыночных преобразований, но и снижает налоговую нагрузку на предприятия, что должно стимулировать вывод зарплаты из тени. Кроме этого, и это мнение обосновывается серьезно, необходимо пересмотреть возраст выхода на пенсию, который сейчас занижен. Понятно, что эти вопросы являются чрезвычайно острыми с социальной точки зрения, и, возможно, правительство не готово пойти на эти меры сегодня. Хотелось бы верить, что вторая попытка реформировать российскую пенсионную систему будет удачной.

(ИА "Резонанс-Профи")

Комментарии
Комментариев пока нет