Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Отсюда не бегут

12.02.2008
В Троицкой коррекционной школе-интернате о детях не просто заботятся, их готовят к самостоятельной жизни

Большое трехэтажное здание школы-интерната находится в нескольких шагах от автобусной остановки. По правде говоря, его внешний вид не радует глаз: облупившийся фасад, выцветшая краска. По вытоптанной тропинке через школьный двор, который из-за снега выглядит несколько запущенным и унылым, вытоптанная тропинка ведет к парадному крыльцу.
Переступая порог заведения, где живут и учатся умственно отсталые детки, предполагаю оказаться в казенном доме с удручающей обстановкой, увидеть безразличные лица ребят и строгих воспитателей, которые только тем и заняты, что "строят" своих подопечных. Но я ошиблась.

В Троицкой коррекционной школе-интернате о детях не просто заботятся, их готовят к самостоятельной жизни

Большое трехэтажное здание школы-интерната находится в нескольких шагах от автобусной остановки. По правде говоря, его внешний вид не радует глаз: облупившийся фасад, выцветшая краска. По вытоптанной тропинке через школьный двор, который из-за снега выглядит несколько запущенным и унылым, вытоптанная тропинка ведет к парадному крыльцу.

Переступая порог заведения, где живут и учатся умственно отсталые детки, предполагаю оказаться в казенном доме с удручающей обстановкой, увидеть безразличные лица ребят и строгих воспитателей, которые только тем и заняты, что "строят" своих подопечных. Но я ошиблась.

Лучик надежды

:Рядовой учебный день был в самом разгаре. В просторном школьном коридоре царила тишина: все на уроках. В кабинете директора меня встретила женщина с тихим спокойным голосом, добрыми глазами, совсем не похожая на строгую директрису.

Людмила Владимировна Бурматова двадцать шесть лет возглавляет в Троицке коррекционную школу-интернат. А стаж ее работы с требующими больших педагогических усилий детьми - сорок три года. В школу-интернат, где в то время директорствовала ее мама, Людмила Владимировна устроилась воспитателем чуть ли не со школьной скамьи.

Раньше подобные учебные заведения в области по пальцем можно было пересчитать. В Бобровке коррекционную школу-интернат открыли в 1964 году. Детей привозили со всей области. Среди них были и "тяжелые" : они даже ходить не могли. Корпуса размещались в разных местах. Летом из спального корпуса в учебный неходячих носили на руках, зимой возили на санках.

-- В 1979 году нас перевели сюда, в это светлое и просторное здание, - вспоминает Людмила Владимировна. - Профиль остался тот же, но со временем диагностика улучшилась, и уже точно определили, какие дети у нас должны учиться: те, у кого проблемы со здоровьем - нарушено развитие речи, мышления, памяти. Одним словом, умственно отсталые детки, хотя этого термина мы стараемся избегать. Конечно, таким ребятам приходится не сладко. Вот почему очень важно подготовить их к жизни после школы, подарить им надежду, ввести их во взрослый мир.

Детей с печальными диагнозами направляет сюда медико-педагогическая комиссия. Понятно, что воспитанники интерната не могут в полном объеме воспринимать объем знаний, который необходим для получения высшего образования. Они к этому и не стремятся. Здесь учатся по облегченной программе. В расписании нет иностранного языка, химии, физики. Математика на уровне арифметики: не изучаются ни теоремы, ни уравнения. На уроках русского языка, к примеру, не изучают деепричастие, причастие - лишь основные части речи. Экзамены сдают только по труду. В аттестат выставляют текущие отметки. Своих воспитанников в интернате готовят для поступления в СПТУ на рабочие специальности: швейное и столярное дело, обслуживающий труд.

Строительное и швейное училище - предел мечтаний?

Людмила Владимировна отмечает, что выпускники к рабочим специальностям адаптируются очень хорошо. Как правило, интернатские ребята трудолюбивы, добры и отзывчивы. Доброта - основа воспитательного процесса в интернате. А главную ставку здесь делают на уроки труда, на которых детей учат работать руками. Но чем бы ребята ни занимались - учебой, играми, посещением кружков, которых здесь более двадцати, - они постоянно развиваются, совершенствуются.

Пока мы разговаривали, в кабинет заглянули два паренька. Руслан и Григорий выпустились из школы-интерната три года назад и теперь пришли в гости.

-- Нам очень нравилось здесь учиться. Во всяком случае, лучше, чем в фазанке, - говорят они. - И мы до сих пор вспоминаем воспитателей и преподавателей в нашем втором доме.

После школы парни получили рабочие специальности в ПТУ. Сейчас один из них вместе с отцом работает охранником, другой - в автомастерской. Так вроде бы все неплохо в жизни сложилось, правда, зарплаты невысокие. В среднем получают по 2500 рублей. Парни надеются, что после службы в армии (если, конечно, пройдут по здоровью) найдут себе более высокооплачиваемую работу. Такая вот проблема: не всех выпускников коррекционной школы-интерната призывают на срочную службу, несмотря на то, что у каждого из них есть желание служить в армии.

-- Вы только не указывайте в газете наши фамилии, - попросили ребята, - не надо.

Людмила Владимировна, заметила, что они стесняются лишний раз упоминать о том, где учились. Хотя, едва ребята попадают в школу-интернат, директор говорит им: "Да, случилось так, что вы не можете учиться в общеобразовательной школе. Но вы же не стали изгоями! Государство позаботилось о вас. Если будете учиться, сможете найти свое место в современной жизни".

Наставление очень даже правильное, однако с каждым годом ребятам все сложнее найти применение полученным в школе-интернате навыкам: не хватает профильных училищ, много проблем с трудоустройством. Не так давно к Людмиле Владимировне приходил ее бывший ученик. Выложил на стол множество удостоверений, свидетельствующих о том, что он может трудиться и сварщиком, и трактористом, и каменщиком. А на работу устроиться не может: в армии не служил - не прошел по здоровью. Пришлось походатайствовать, чтобы парня приняли в строительную фирму.

-- Удается ли вашим выпускникам поступать в техникумы?

-- За все время существования нашей школы - лишь единицам. Одна выпускница, проучившись еще и в вечерней школе, поступила в педагогический колледж, а выпускник - в строительный техникум.

Дети как дети

Познакомившись с ребятами и преподавателями, поймала себя на мысли: здесь все, как в обычной школе. Ребята мало отличаются от своих сверстников из обычных школ. Девятиклассники рослые, подтянутые, аккуратно одетые. Правда, не сильно разговорчивые. И долго думают, прежде чем ответить.

В тот день воспитатель Татьяна Вагнер проводила с ними открытый урок в компьютерном классе. Девятиклассники были собранны, толково говорили, здраво рассуждали о том, как им предстоит работать в будущем. Не верилось, что когда-то у некоторых из них врачи углядели отставание от нормального развития. После урока Татьяна поделилась: очень привыкла к своим подопечным, ей жалко прощаться с ними после выпуска. Они все очень спортивные, увлекающиеся детки, с радостью принимают участие во всех школьных и городских мероприятиях. Недавно получили диплом за победу в соревнованиях по плаванию. Теперь к состязаниям, которые пройдут в Верхнем Уфалее, готовятся лыжники.

В швейной и столярной мастерских с большим увлечением работали шестиклашки. Вместе с девочками на занятиях у Людмилы Шмотковой сидел и один мальчик.

-- Это наш будущий модельер Зайцев, - представили мне Нурлана Амаргалеева из Варненского района. - Он любит заниматься рукоделием: шьет, вышивает. В его семье дедушка шапки шил. Видимо, и внуку его таланты передались.

В школе три швейные мастерские и два столярных цеха. Мечтают открыть еще, но не хватает площадей. Опять же проблема: ребятам негде проходить производственную практику. Работающих предприятий в городе практически не осталось.

По домам школьники разъезжаются только на каникулы. Некоторые не хотят покидать школу-интернат, привыкая к ее размеренной и спокойной жизни. Дома многих ничего хорошего не ждет.

-- Как-то после каникул спросила у них, чем они занимались, - рассказывает Людмила Владимировна. - Выяснилось, что в основном смотрели с утра до вечера телевизор. Причем все подряд: "Дом -2", "Смешные и голые" : Порой посещение дома сводит на нет все наше воспитание. Мы не разрешаем ребятам курить, а мамы дома позволяют им дымить. Мы учим воспитанников вести себя правильно, а родители вообще за ними не следят, дети предоставлены сами себе. Ничего хорошего от этого ждать не приходится. В сентябре к началу занятий две 13-летние девочки приехали в школу беременными. Или вот еще один пример: раньше только мальчики у нас покуривали, а теперь иногда застаем за этим занятием и девочек. Чтобы получить положительные результаты, нужна ежедневная кропотливая работа не только педагогов, но и родителей.

Конечно, радостей у этих ребят в жизни не так уж много. Но в интернате стараются, чтобы они почувствовали себя счастливыми и нужными. Здесь они все время в центре внимания. В спальнях опрятно и чисто. Кровати аккуратно заправлены, коврики расстелены. В игровых помещениях - диванчики, телевизоры. Воспитатели и преподаватели любят своих подопечных, стали им настоящими друзьями. Водят их на экскурсии, в библиотеки, бассейн, кинотеатр, организуют множество мероприятий.

Глядя на этих детей, я подумал: а ведь они нашли свой настоящий дом, где их искренне любят. И ребятня отвечает тем же. Не случайно же отсюда не убегают. Но найдут ли они после окончания школы-интерната таких же заботливых наставников?

219 воспитанников живут сейчас в коррекционной школе-интернате Троицка.

34 из них - сироты, много ребят из неблагополучных семей.

10 детей обучаются на дому.

В учреждении, имеющем статус муниципального, помимо троичан живут и учатся ребята из Варненского, Чесменского, Октябрьского и Троицкого районов.

В школе-интернате их кормят пять раз. Каждый день ребятам дают фрукты, соки и витамины.

Вместо эпилога

Специализированным учреждениям образования лишь в последние годы государство стало уделять больше внимание. Как только улучшилось финансирование, школа-интернат в Троицке приобрела новые парты, школьные доски, компьютеры, выполнила все противопожарные мероприятия: установила пожарную сигнализацию, заменила электрическую проводку там, где это требовалось. Летом отремонтирует фасад здания, закупит новую мебель. А это значит, что детям будет здесь комфортно и радостно.

Марина КЛАЙН

Комментарии
Комментариев пока нет