Новости

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Карты на вираже

19.02.2008
В городе ядерщиков энтузиасты пытаются возродить малый автоспорт

Геннадий ЯРЦЕВ Виктор РИСКИН
Озерск

Шум этих миниатюрных машинок одних раздражает, у других вызывает на лице приветливую улыбку. А вот молодых ребят рокот мини-болидов завораживает. Им хочется самим сесть за руль и до упора выжать педаль акселератора. Но не все желающие могут осуществить свою мечту. За удовольствие погонять на карте надо заплатить от 20 до 150 тысяч рублей.

В городе ядерщиков энтузиасты пытаются возродить малый автоспорт

Геннадий ЯРЦЕВ Виктор РИСКИН

Озерск

Шум этих миниатюрных машинок одних раздражает, у других вызывает на лице приветливую улыбку. А вот молодых ребят рокот мини-болидов завораживает. Им хочется самим сесть за руль и до упора выжать педаль акселератора. Но не все желающие могут осуществить свою мечту. За удовольствие погонять на карте надо заплатить от 20 до 150 тысяч рублей. Именно столько стоит самый дешевый и: самый навороченный автомобильчик.

Три круга озерского картинга

Секция картинга родилась в Озерске в 60-х годах прошлого века. Создали ее при клубе "Энтузиаст" Вячеслав Герасимов и Владимир Денисов. Юные автогонщики ездили на соревнования в Челябинск, занимали призовые места. Потом секция перешла под крышу станции юных техников. Там с ребятами занимался Сергей Поздняков. А лет десять назад карт приказал долго жить: причина банальна - отсутствие финансирования.

-- И перспектива его развития в ближайшем будущем не просматривается, - без обиняков констатирует руководитель клуба Сергей Кирпичников. - Такой вывод я сделал после встреч с директором СЮТ, главой города и председателем спорткомитета. У них даже в планах нет развивать картинг. И дело не только в финансировании. Надо не просто экипировать ребят, но и заниматься с ними, вывозить на соревнования. А для этого нужны заинтересованные люди, энтузиасты. Таких и за большие деньги не найдешь. Они или есть, или их нет. Знаете, как работают энтузиасты? Они грузят картинги на собственные машины, туда же усаживают ребят с термосами - и в соседнюю область на гонки.

Третье рождение озерского картинга случилось лет семь назад. Сын первооткрывателя карта в закрытом городе Андрей Герасимов не смирился с потерей привлекательного для пацанов вида спорта и подхватил отцовскую эстафету. Развитие картинга он переместил в: частные гаражи.

Лишь спустя три года настырным гонщикам выделили место под трибуной стадиона. Его буквально выбил Владимир Мещеряков - настоящий автоспортсмен, ныне выступающий за Челябинск.

-- Мы благодарны ему за то, что сейчас имеем, - говорит Сергей Кирпичников. - Хотя помещение, в котором мы разместили мастерские, еще недавно было лыжной базой. Пришлось своими силами делать весь ремонт. Опять же на свои деньги: город не вложил ни копейки. Сделали верстаки, притащили ящики, провели свет, обшили стены панелями.

Бензин в статье не значится

Сегодня федерация картинга зарегистрирована в спорткомитете как спортивно-технический клуб "Карт". Финансирование - практически нулевое.

-- За 2006 год нам выделили 22 тысячи рублей, - продолжает Сергей. - Тогда как лишь одна скромная (проживание в машинах на полигоне - без гостиницы) поездка на соревнования в Нижний Тагил обошлась в 15 тысяч. Это трехдневные затраты на восьмерых детей и столько же взрослых. Если и дают деньги, то только суточные по 100 рублей на человека и на стартовый взнос. Все остальное - бензин, масло, запчасти - за свой счет. Казалось бы, элементарно: картинг без горючего не поедет. Но вот что смешно и грустно: нет, оказывается, соответствующей статьи расходов в горспортсовете!

В конце 2007 года специалист спорткомитета Озерска заявила Кирпичникову: "Почему вы ездите в чужие области, а не в Челябинске катаетесь?" Сергей как мог тактично объяснил, мол, озерские картингисты - составная часть федерации УрФО. И она, федерация, решает, куда ехать и где проводить кубки - в Перми, Полевском, Тагиле, Ревде, Реже, Пышме. А вот от очередной календарной гонки в Тюмени ребятам придется отказаться: слишком затратно, еще за предыдущие старты не рассчитались. Тот же председатель клуба Сергей Кирпичников занял денег на последнюю поездку команды в Тагил под честное слово высоких начальников, пообещавших, что финансирование будет. Теперь раздает долги и о Тюмени не мечтает.

В этом месте легко пожать плечами, дескать, если этот спорт такой дорогой, то так ли уж надо им заниматься? Никто же не претендует, чтобы в каждом городе под трибунами стадионов стояли болиды "Формулы-1", а местное пацанье состояло сплошь из Шумахеров. А почему нет! Можно и на болиды в перспективе замахнуться. Ведь картингисты - не наездники, а мастера на все руки. Они каждый карт способны собрать и разобрать по винтику. А что может быть привлекательнее для подростка, чем возня с техникой?!

К тому же не секрет: к сложной технике чаще всего тянутся ребята с нелегкой судьбой и трудным характером. Именно здесь они утверждаются, отходят душой, чувствуют ненаигранное к себе уважение (как же - признали мастером и настоящим мужиком!). А если на тебе еще и экипировка настоящего гонщика, то какие там подвалы с подъездами! Есть и другая сторона вопроса. Картинг - прикладной военно-технический вид спорта. А в России год от года число пригодных к службе юношей катастрофически падает. Комментарии, как говорится, излишни.

-- И вот приходит к нам мама с просьбой принять в секцию своего неугомонного сына, - приводит пример Сергей. - Говорит, что только мы и наш клуб сможем отвлечь его от дворовой компании и пива, подготовить к армии. А я спрашиваю: "Есть у вас 20 тысяч рублей? Все карты, которые вы здесь видите, куплены или собраны на деньги родителей. Вот этот, под N 17, приобретен в кредит за 45 тысяч папой Валеры Денисова:"

Такой подход к занятиям картингом не всех устраивает. Вот почему из клуба ушли около 30 "безлошадных" ребят. Хорошо, если они сумеют устроиться в другие секции. Но, скорее всего, им один путь - на улицу.

А вот кто остается, прикипел, тот назад не повернет.

-- Есть такие, - соглашается Сергей, - занимаются до самой армии. И возвращаются, отслужив. Как, к примеру, Алексей Сухов и Иван Крапивин.

Но, увы, преданные парни - единственное, чем может гордиться клуб. В основном же озерчане вынуждены терпеть насмешки от коллег-картингистов. Но отнюдь не из-за недостатка профессионализма.

-- Приезжаем, допустим, в Полевской, - делится Кирпичников, - прошли все старты, строимся на награждение. И тут председатель федерации объявляет с подковыркой: давайте, мол, поприветствуем представителей города-героя Озерска. Они не только на свои средства приехали, но и в своей форме. Тут, конечно, все смотрят на нас, видят разномастно одетую команду, не в пример тем же тюменцам, где все экипированы как полагается...

Ударная сила - подростки

На встречу с корреспондентами пришли самые преданные члены команды клуба "Карт". Сергей Теплых - отличный механик. Сам участвует в гонках и детские картинги готовит к стартам на добровольной основе. Вместе с ним в секции занималась и дочь Кристина. Но для нее подходящего "аппарата" не нашлось. В секции есть еще один механик - Артем Айбидуллин. Энтузиаст и пропагандист технических видов спорта, он помогает клубу в свое свободное время и без какой-либо оплаты.

Нашими собеседниками были дети от девяти (как Андрюша Левтин) и до пятнадцати лет: в картинг, как в фигурное катание, приходят едва ли не с младенчества. Иван Попченко ездит не так давно, но уже выступает в классе "союзные юноши". Данила Денисов - самый маленький. Ездит зимой и летом, показывает прекрасные результаты. Илья Кирпичников - лидер в классе "союзные юноши". Новые члены команды - Андрей Левтин, Олег Корболин, Андрей Токарев.

Ребята откровенно сожалели, что не могут привлечь своих сверстников к занятиям картингом из-за отсутствия средств и техники. По той же самой причине озерчане выступают на соревнованиях практически без тренировок. Смешно, но в богатом городе нет своего картодрома или хотя бы площадки для тренинга. Вот и приходится команде ЗАТО на стартах вдвое сложнее, чем соперникам из других городов. Несмотря на это, в июне прошлого года команда СТК "Карт" выиграла кубок Свердловской областной организации РОСТО ДОСААФ по картингу.

Ударная сила клуба - это подростки. И приходится им несладко. Честь Озерска на зимних соревнованиях защищают Илья Кирпичников, Данила Денисов и Иван Попченко. Ребята поднимаются в четыре утра, едут в другой город, где катаются при температуре минус 25 градусов.

Эх, этому бы энтузиазму, граничащему с самопожертвованием, да поддержку городских и спортивных властей! То-то гремел бы закрытый город, славя себя не только первенцем атомпрома и надежно запломбированной плотиной 11-го радиоактивного водоема, но и отчаянными парнишками на таких смешных, забавных, но очень крутых автомобильчиках.

Говорят картингисты Озерска

Иван Попченко:

-- К картингу меня приобщил прошлым летом друг. Сначала я ему помогал. Потом мне выделили машину, и я стал участвовать в соревнованиях. Но на первом же зимнем старте выступил неудачно: забуксовал и был снят с соревнований. Потому что по правилам помогать спортсмену запрещено. Своего карта у меня нет. Пока только рама и двигатель.

Илья Кирпичников:

-- А у меня два карта - зимний и летний. Уже есть достижения. В Нижнем Тагиле занял первое место.

Андрей Левтин:

-- Однажды в Челябинске мне папа взял карт напрокат. Механик удивился, как я катаюсь, спросил: "Ты, наверное, занимаешься?" После этого я попросил папу записать меня в секцию. Пока катаюсь и обслуживаю учебный карт. Своего нет.

Олег Корболин:

-- Как узнал о таком виде спорта, сразу пришел. Сказали: буду на соревнования ездить. Меня это заинтриговало. Первый раз съездил в Копейск. Понравилось. Попросил маму взять кредит на покупку картинга. Она согласилась.

Валерий Денисов, помощник и единомышленник руководителя клуба:

-- Сначала я сам активно занимался. А когда сын подрос, я его, шестилетнего, усадил за руль. Сейчас Даниле восемь. Вскоре понял: два карта мне не потянуть. Не по карману. Пришлось сделать выбор в пользу Данилы.

Комментарии
Комментариев пока нет