Новости

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Ковбой родом из Златоуста

22.05.2001
Оружейник Анатолий Богачев покоряет Новый Свет

Ольга АЙЗЕНБЕРГ
Златоуст

Один из авторов книги-альбома "Златоустовская гравюра на стали" О. Гриер считает, что во второй половине ХХ века в искусстве украшения клинков наибольшими успехами могут похвастать две генерации художников. Первая появилась сразу после Великой Отечественной войны - Г. Берсенев, В. Тарынин, М.

Оружейник Анатолий Богачев покоряет Новый Свет

Ольга АЙЗЕНБЕРГ

Златоуст

Один из авторов книги-альбома "Златоустовская гравюра на стали" О. Гриер считает, что во второй половине ХХ века в искусстве украшения клинков наибольшими успехами могут похвастать две генерации художников. Первая появилась сразу после Великой Отечественной войны - Г. Берсенев, В. Тарынин, М. Антипов, Л. Валеев. Вторая заявила о себе в конце 70-х годов. Наиболее яркие ее представители - художники А. Богачев и А. Шаланов. Люди одного поколения, они перенимали мастерство у одного наставника - Г. Берсенева. Однако затем жизнь их развела: Александр Шаланов живет в родном городе и преуспел в следовании традициям златоустовской гравюры, Анатолий Богачев стал петербуржцем и избрал в искусстве собственный путь - отдал дань модерну. Почему?

Художники уверены, что как прикладное искусство златоустовская гравюра на стали может существовать только в Златоусте и ни-где больше. В этом смысле все они немного "почвенники". И, наверное, правы: художник питает свое воображение образами той земли, на которой живет.

-- Возьмите, к примеру, Вильгельма Шафа и его сына, - рассказывал А. Шаланов. - Они обучали златоустовцев искусству украшения клинков, а потом открыли мастерскую в Петербурге. Сделанное ими в долине Ая сильно отличается от изготовленного на берегах Невы.

А. Шаланов называет А. Богачева товарищем по оружию. Однако уверен, что от златоустовской гравюры в его творчестве ничего не осталось. Александру Георгиевичу возражать трудно. Но дело тут не только в географии проживания: А. Богачева всегда отличала склонность к новаторству.

-- Уже в первых работах Анатолия, - вспоминает О. Гриер, - заметно его стремление изменить технологию. Например, при украшении подноса он сделал все наоборот: фон покрыл золотом и никелем, а орнамент выполнил в технике синения. Признание в среде художников ему принесла уникальная вещь - кортик "Петр I". На клинке была надпись "Основателю флота России Петру", на рукояти - миниатюрный портрет царя-реформатора. В то время такого никто не делал - украшались только шашки.

В 1982 году, в возрасте 27 лет, он стал членом Союза художников. А два года спустя из признанного мастера превратился в студента "и покинул "отчий дом мученик науки". Учиться в Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной отцу семейства (к тому времени у Анатолия родился сын) было непросто.

-- Приезжая в Златоуст, - вспоминает О. Гриер, - он сетовал на материальные трудности. Я ему говорил: "Хоть заборы крась, но учебу не бросай!"

После "Мухинки" Анатолий в родные пенаты не вернулся. С 1989 года и поныне он трудится мастером на кафедре промышленной обработки металла в Художественно-промышленной академии Санкт-Петербурга (до революции известной как центральное рисовальное училище барона Штиглица).

В Америке Анатолий впервые побывал в 1992 году, когда мир отмечал 500-летие открытия Нового Света. За океан отправился не с пустыми руками - с кортиком "Колумб", посвященным знаменательной дате. И не как турист - для совместной работы с американским кузнецом Дж. Фиском, который признан живым сокровищем США. Результатом их содружества стала пара кинжалов "Сестры", приобретенных в частную коллекцию еще до завершения работы. На Международной выставке-продаже ножей в Нью-Джерси авторы "Сестер" завоевали главный приз в номинации "Художественное решение". Там же демонстрировался и "Колумб", который был куплен за-океанским ценителем художественного оружия.

Год спустя А. Богачев снова приехал в Америку. В Атланте изготовленный им кинжал "Кокетка" получил "Приз поощрения судей". Продолжив сотрудничество с Дж. Фиском, Анатолий спроектировал и украсил несколько изделий. Был в их числе и кинжал "Арканзас" с прекрасным клинком из дамасской стали и рукоятью из знаменитого на весь мир арканзасского точильного камня.

Творческие командировки в Новый Свет обогатили художника массой впечатлений. Он воплотил их в коллекцию украшенного холодного оружия под общим названием "Америка". В ее состав вошли и уже материализованные идеи автора, и существующие пока только на бумаге - в виде проектов. Они чрезвычайно интересны "привязкой к местности", которая проявляется и в композиции изделий, и в отделочных материалах. Например, на ножнах и рукоятках кинжала и ножей из набора "Великолепная семерка" можно увидеть все атрибуты ковбойской жизни - элементы конской сбруи, изображения подков, шляп особого фасона и даже кольтов. Для отделки одного из ковбойских ножей художник использовал: джинсовую ткань, из которой шилась одежда американских фермеров.

О фуроре, произведенном их земляком по ту сторону океана, златоустовцы узнали в Москве из американских газет. Те почему-то назвали А. Богачева "русским Икаром". Видимо, за дерзкий полет творческой фантазии. В октябре прошлого года Анатолий побывал в родном городе, встретился с коллегами по оружейному цеху, рассказал и показал, чем занимается сейчас.

Мастер модерна, А. Богачев в своем творчестве, казалось бы, так оторвался от родимых корней, что уже не имеет с ними ничего общего. Сделанное им напоминает талантливого сына златоустовской гравюры, прижитого на стороне. Но это на взгляд непрофессионала. А вот питерские искусствоведы считают, что уроженец Златоуста "продолжает уникальное искусство мастеров прошлого и придает традиции новое качество". n

Досье "Челябинского рабочего"

Слава о златоустовских клинках впервые пересекла океан и достигла берегов Америки 125 лет назад, когда на Всемирной выставке в Филадельфии изделия оружейной фабрики были отмечены двумя серебряными медалями. 17 лет спустя в Чикаго златоустовцы взяли "бронзу". А потом более века о городе в долине Ая и его мастерах американцы ничего не слышали. До тех пор, пока во время переговоров с президентом США М. Горбачев не подарил Р. Рейгану художественную пластину внушительных размеров - 40х80 сантиметров. Типичный российский пейзаж был выполнен в технике златоустовской гравюры на стали мастерами завода имени Ленина (ныне завод "Булат").

Переговоры руководителей СССР и США знаменовали начало эпохи глобального потепления в отношениях двух сверхдержав: из потенциальных противников они начали превращаться в партнеров. Подношение в виде художественно оформленной металлической пластины могло символизировать железный занавес, который до М. Горбачева отделял нашу страну от остального мира. Его падение сделало возможным покорение Америки уроженцем Златоуста А. Богачевым.

Комментарии
Комментариев пока нет